Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I ТЕМПЕРА (эмульсионные краски)




ВВЕДЕНИЕ

Андрэ Оу

Напоследок

Философы — это не мудрые люди. Это смелые люди, которые не боятся заглядывать туда, куда другие боятся.

Миша Левинсон

До свидания?

Надеюсь, что я, как обычно, не открывал Америк, а лишь озвучивал то, что повседневно видят и думают многие мои коллеги, нормальные здравомыслящие люди. Самая традиционная и самая приятная обратная связь на мои книги укладывается в одну формулу: "Николай Иванович, вы написали то, о чем мы думали сами". Моя заслуга оказывается только в том, что я разрешаю себе быть более свободным в мыслях и в жизни, и этим прокладываю путь свободы для многих. Как с нескрываемой завистью сформулировал в сердцах один мой очень молодой читатель:

Интересный человек этот Козлов! Ну, хитрый: живет, как ему хочется!

Живу, но не могу назвать себя смелым человеком: я физически ощущаю страх писать свое, и, может быть, именно это служит мне одним из ориентиров, что писать надо: свою, незащищенную ничем, правду, то есть то, от чего холодеют руки и бьется сердце. Козлов потому и продажный автор, что никогда не врет.

· Этим я вовсе не хочу сказать, что другие авторы врут. Просто, чтобы врать или не врать, нужно говорить от себя лично: не что про это говорит наука психология, а что думает (и чувствует) по этому поводу сам автор. Но, как правило, именно это и отсутствует.

Но моя правда всегда личная и субъективная. Например, Синтон живет в моей душе Солнечным городом, которого нет, но в котором единственно жить хочется, и именно поэтому я же первый на реальный Синтон более всех ругаюсь.

· Синтоновцы — для меня вообще ругательное слово. Это те вредные самые близкие люди, которые никак не хотят быть такими замечательными, какими я все еще хочу их видеть.

Но видеть хочу — и иногда поэтому приукрашиваю. С другой стороны, при всей своей субъективности я старался быть точным. Чтобы удостовериться в словах Дона Хуана от Кастанеды, нужно две недели махать сквозь кусты чапарели в неизвестном направлении. Врать про Синтон — труднее, синтоновцы отреагируют без задержки.

· Выплескивать свои чувства как есть они, слава Синтону, уже научены.

 

А закончить книгу я хочу текстом, который давно лежит у меня в бумагах и перед которым я останавливаюсь всегда. Как только он оказывается передо мной, я остаюсь наедине с ним и погружаюсь в то, что он мне говорит.

Молодая мама старается объяснить своему четырехлетнему сыну, что автомат, продающий кукурузу, не может выдать ему это лакомство:

"Ты не можешь получить воздушную кукурузу, сынок.

Этот автомат не в порядке.

Смотри, вот на нем даже висит табличка,

где написано, что автомат не работает".

Но ребенок не понимает. Ведь он хочет получить лакомство. У него есть монета для автомата. Он даже видит кукурузу внутри автомата.

"И все же где-то, что-то — не так.

И сладкой воздушной кукурузы не получается.

Мальчик идет обратно вместе с мамой

И ему хочется плакать.

Господи! Я чувствую, что мне тоже хочется плакать, плакать о людях, превратившихся в сломанные, работающие с перебоями машины, наполненные добром, в котором так нуждаются, которого так хотят другие люди, и все же никак не могут его получить, лишаются радости иметь его, потому что где-то там, внутри, у них что-то не в порядке".

 

Почему я всегда плачу, когда это читаю?

Вся моя работа как психолога — это попытка ответить этому мальчику. И эта книга — наверное, про то же.

Эту книгу я буду писать еще много лет.

 

 


Литература

Агапов Б. Воспоминания о Японии. 1945-1945 г. /"Москва" №1, 1974.

Айдакова Л. Уроки психологии в школе. — М.: НПЦ "Коррекция", 1993.

Бабайцева В.К. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. (Учебное пособие по технологии воспитательной работы для студентов-педагогов и учителей). — М.: РПА, 1997.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.: Лениздат, 1992.

Битянова Н.Р. Психология личностного роста. — Гурьевск, 1996.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1982.

Гильмеев И.З. Я плюс ТЫ. — М.: Аргус, 1994.

Деркач А.М. Книга. — Донецк, 1999.

Джалал ад-дин Руми. Сокровища вспоминания. Суфийская поэзия./Пер. Л.Тираспольского. Москва, 1998.

Егидес А.П. Лабиринты общения. — М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1999.

Егидес А.П. Как располагать к себе людей. — М.: Альфа, 1996.

Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения.//Психологический журнал. 1984. № 5.

Егидес А.П., Сугробова Н.Ш. Как научиться разбираться в людях. — Алма-Ата: Караван, 1990.

Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. — Киев, 1994.

Кейсс Кен. Руководство к достижению высшего сознания. — М., 1995.

Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы).

Козлов Н.И. "истинная правда, или Учебник для психолога по жизни", — М.: АСТ-Пресс, 1998.

Козлов Н.И. "КАК ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ И ЛЮДЯМ: практическая психо­логия на каждый день" 3-е изд. — М., АСТ-Пресс, 1998.

Козлов Н.И. "ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ для обдумывающих житье: ве­селая книга о свободе и нравственно­сти". — М., АСТ-Пресс, 1998.

Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М., Генезис, 1997.

Люк Рейнхард. Трансформация. — Минск, ООО "Вида-Н", 1997.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во "Совершенство", 1998.

Ог Мандино "Величайший в мире торговец". — СПб., ВВК "Веда", 1995.

Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М.: РПА, 1992.

Прутченков А.С. Специализированный тренинг “Предприниматель”. — М.: Новая школа, 1993.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М.: Новая школа, 1993.

Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. — М.: РПА, 1995.

Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. с. 54.

Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... — Дубна, "Феникс", 1997.

Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Смысл, 1993.

Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников (руководство для ведущего группы).

Фарелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Пер. с англ. — Екатеринбург: Издательство "Екатеринбург", 1996.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Иметь или быть? — М. Прогресс, 1986.

Хрестоматия по гуманистической психотерапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: 1988.

Щербаков М. Кластерная теория интеграции. Журнал "Здесь и сейчас", 1998, №1.

 


[1] Этот и все остальные эпиграфы без подписи взяты из фильмов Марка Захарова по сценариям Григория Горина. Очень их люблю.

[2] "Синтон": произносится с ударением на втором слоге и никакого отношения к религии синтоизма не имеет. Синтонный человек — созвучный, настроенный на волну другого, легко входящий с ним в контакт. Противоположность конфликтному. Подробный и глубокий анализ синтонности и конфликтности дан в монографии А.П.Егидеса "Лабиринты общения".

[3] Считаю приятной обязанностью назвать здесь А.П.Егидеса своим предшественником и учителем.

[4] Возможно, в случае восхищенного одобрения милым человеком этой вашей готовности вы расстроитесь. Ваше право. Другой вариант — не уподобляться этой фарфоровой посуде.

[5] Если о дружбе раздел уже был.

[6] "Неприятной" — это вставка редактора. А я сомневаюсь: ну почему эта ситуация обязательно "неприятная"? Для меня она скорее — любопытная...

[7] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990. с. 49.

[8] Кен Кейсс. Руководство к достижению высшего сознания. — М., 1995.

[9] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. (??Уточнить!!!)

[10] Егидес А.П. Лабиринты общения. — М.: Филин, 1999. Книга преполезнейшая, но ее стиль как характер самого Аркадия Петровича: очаровательный и трудный. Спотыкнетесь об него не раз.

[11] Ясно и то, что между синтонами и конфликтогенами есть взаимодействия нейтральные, нормальные поступки: ни плохие, ни хорошие.

[12] Моя любимая подсказала, что может быть еще "обожествление". Понял.

[13] В психологической литературе понятие "синтонное поведение" мне впервые встретилось в работах А.П.Егидеса.

[14] Можно не со вздохом, а с улыбкой, но тогда с вас могут потребовать больше.

[15] Тем более — любимый. Да как он смел! Моя игрушка, моя собственность, моя радость, мое развлечение — будет меня воспитывать?!

[16] Ну уж не миросозерцания, это точно!

[17] Впрочем, сидя на дубе и разглядывая серые тучки у горизонта, он потом вешаться передумал. Потому что у далёкого горизонта облака эти немного раздвинулись и показалось чистое небо. Неба ему хватило.

[18] Паталогоанатомия — подробное исследование ударенных, пришибленных и задавленных. По-моему, вполне применимо к семейной жизни.

[19] Среднестатистические данные по России. По США — две минуты.

[20] Корректор предлагала исправить на более традиционное "разрушить". Но зачем же рушить?! Фирма себя не оправдывает — ее закрывают, а не разрушают. Цивилизованные люди так же поступают и в отношении созданной ими семьи.

[21] Смотри честный, как и все, что он писал, автобиографический очерк Роджерса "My philosophy of interpersonal relationships and how it grew".

[22] Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа "Прогресс", -"Универс", 1994. С. 54.

[23] Там же, с. 55.

[24] Там же, с. 56.

[25] Там же, с. 64-65.

[26] Там же, с. 63.

[27] Сравни с позицией К.Витакера: "Если приходится проявлять садизм, нужно быть садистом в нужное время, соответствующим способом и с подходящими людьми. Чтобы не навлечь на себя нежелательных последствий" ("Полночные размышления психотерапевта").

[28] Кто хочет с этим поспорить, пусть откроет Федора Михайловича Достоевского и почитает "Записки из подполья". Помните его восхитительные пассажи о человеческой сущности?

[29] С этой точки зрения гораздо ближе к моему стилю провокационная психотерапия Франка Фарелли. А еще понятнее — искренний наезд Джека Николса на пациентов психиатрической клиники: "Вы что, сумасшедшие, что ли?" ("Полет над гнездом кукушки")

[30] Да знаю я, что параллельный процесс перпендикулярно включиться не может. Это у вас не может. А вы подумайте...

[31] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990.

[32] Одно из любимых упражнений дистантников — задание "Что бы ты ни делал, делай это с прочувствованным удовольствием". Сесть — с удовольствием. Встать и потянуться — с протя-яжным удовольствием. Пописать — о!-о!-о! — с неописуемым удовольствием! Радость жизни физического тела возвращается, вспоминается не сразу, тело приходится приучать к давно позабытой, позабытой с детства, радости.

[33] Curvus — кривой (лат.).

[34] Разрешите любопытную историко-культурную ассоциацию. Всем привычное и нагруженное тяжелыми смыслами слово "грех" идет от простого "огрех", то есть непопадание, попадание мимо. Стрела полетела не в цель, а немного криво, с погрешностью. Аналогично: ужасные слова "блуд", "блудить" и "блудница" изначально, в языке означает лишь — ну, погуляли по неосновному маршруту. Пошли немного криво и заблудились. И все. "Разврат", кстати, есть тоже лишь разворот от кем-то определенного маршрута. Кривой, на его взгляд, путь. Так что понятие "человек искривленный" имеет, похоже, богатые корни...

[35] Ну так синтоновский народ называет "Истинную правду".

[36] Впрочем, в официальной философии такой подход назывался, если ничего не путаю, позицией прагматизма и очень в советское время не одобрялся. С тех пор едва ли что-нибудь изменилось.

[37] Подробно я писал об этом в главе "Сказки о Личности" своей книги "Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности".

[38] Дигитал — большая счетная машинка в человеческом обличии.

[39] Истерик — человек-актер, торгующий своими переживаниями для привлечения к себе внимания. Чаще женщины.

[40] Самый телесный человек на свете. Много ощущает и не переваривает то, что нельзя пощупать.

[41] Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор./Перевод с англ. А.Малышевой. — М.: 1998.

[42] А разгадка тупика вообще в другом месте. Во-первых, точнее было говорить не "меня разозлили", а "я разозлился", то есть разозлил себя. Не надо доводить себя до злости, не надо наполнять себя злостью — тогда и не возникнет проблема, куда ее выплескивать.

[43] Смотри Э.Фромма "Иметь или быть?".

[44] Читай у него на с. 20.

[45] Смотри, например, Михаил Щербаков. Кластерная теория интеграции. Журнал "Здесь и сейчас", 1998, №1.

[46] Если кто-то свой первый подвиг увидит еще раньше, когда он сумасшедшим сперматозоидом сумел опередить толпы своих извивающихся собратьев и первым настигнуть желанную яйцеклетку, то с его трансом пусть спорит тот, кто отсчет своей личной истории уверенно начинает с прошлой жизни своих предков.

[47] "Мне известны профессионалы, прошедшие несколько десятков процессов "рождения" без видимых положительных результатов". Щербаков М. Кластерная теория интеграции, с.15.

[48] К сожалению, было бы неправдой сказать, что Синтон любят все. Вот фрагмент из письма уфимского Синтона: "Что нам мешает? Нездоровая конкуренция братьев ученых-психологов с их рассказами о нашей страшной секте, воскрешениях мертвецов, вызовах духов, зомбировании и прочих изысках. А что им делать, если любой их тренинг рядом с нами разваливается и люди уходят к нам? Плюс у нас еще и очень дешево, вот и приходится им нас не любить. Что посоветуете? Чем поможете?"

[49] Лазаревым я вообще восхищаюсь. Ну, известно, народ живет тупой и ленивый, грязный душой и больной телом, и ни на какие гуманистические уговоры про самоактуализацию не поддается. А Лазарев тут как тут, да всех их строго и спрашивает: "А знаешь ли ты, почему у тебя желудок никуда и дети болеют? Это все — от Кармы. Что это такое, тебе не понять, но Закон этот всех главнее, и никто ее не осилит. Следит же Карма за всеми, и за твоей жизнью поганой, и за твои дела паскудные по справедливости тебе воздает. Будешь такой же скотиной, так она тебе напакостит еще больше, а ты ей ничего не сделаешь, а она еще твоим детям жизнь испортит. Ага, испугался? Правильно. Тогда срочно прекрати завидовать, не ори на жену, думай обо всех только хорошо, всех прости сам, попроси прощения у мамы и поставь свечку в церковь". И люди начинают вести даже приличный образ жизни! Спасибо, Володя!

[50] См.: "Игры летнего тренингового лагеря".

[51] По саентологическим текстам — LRH.

[52] Выработка искренней улыбки входит в комплекс упражнений, обязательных для персонала Центра.

[53] Я написал "ведущие", чтобы вы поняли, что они делают. По инструктивным же письмам LRH они категорически не ведущие, а организаторы учебного процесса. Потому что ведущий учебного процесса в дианетике всегда только один: LRH.

[54] Тут: наезд в официальных рамках. "Будьте любезны... На каком основании? У вас могут быть неприятности такие..." и прочее, не путайте с конфронтацией по Хаббарду, у него это совершенно про другое.

[55] Самая главная наука, созданная Роном Хаббардом. А дианетика — это только первая ступень Саентологии.

[56] Значение: смысл, то, что обозначает данное слово. А вы не знали.

[57] ГИБДД.

[58] По-русски это "душевная расположенность", но в Центре дианетики вы будете говорить не по-русски, а так, как предусматривает стандартная технология.

[59] Недостаток разума.

[60] Отсутствие ума.

[61] При изучении данного документа (Инструктивное письмо Офиса Хаббарда по связям "Сохранение действенности Саентологии" от 7 февраля 1965 г.) вы будете обязаны, в соответствии с технологией Рона Хаббарда, дать определение слова "правильная". И супервайзер не пустит вас ни на шаг дальше, пока вы не ответите ему, что "правильная" технология Рона Хаббарда — это технология "настоящая, верная, такая, какая нужно" (Словарь русского языка в 4-х томах, слово "правильный", значение 4).

[62] Совершенство — исполненность всеми мыслимыми достоинствами.

[63] Кейс — имеется в виду чемоданчик головы со всем нашим хламом. Официальный термин в Центре Хаббарда, употребляется вместо понятия "личность".

[64] Здесь два смысла: 1. Час длительностью 60 мин. 2. Огромный, очень большой. Второй смысл в данном случае уместнее.

[65] Клирование: основная цель всех саентологических процедур, слово происходит от английского глагола "to clear" — очищать, прояснять.

[66] Стандартная дианетическая процедура. Внешне одитинг очень напоминает милицейский допрос, по атмосфере же это скорее откровенная беседа. Вы много часов подряд сидите перед одитором, вам задают вопросы, вы лазите по своему прошлому и стираете неприятности. Процедура, по моему убеждению, стопроцентно безвредная.

[67] У них это называется так. Если ты про что-то думаешь не как в дианетике, а по-своему, значит, ты затуманен и тебя нужно прояснить.

[68] Не дергайтесь, пожалуйста. Во время этого упражнения Хаббард учит воспринимать с абсолютным внутренним спокойствием и такие, и более жесткие фразы. Собственно, в этом "травля быка" и состоит: тебя стараются задеть, а ты даже не стараешься защититься. Ты не борешься — ты просто присутствуешь...

[69] Слушайте, почитайте дианетику сами, что вам разжевывать всякую ерунду!

[70] Деньги такие, вполне реальные. Один талант — это двадцать шесть килограммов чистого золота. Зароете?

[71] Заметим при этом, что в цивилизованных странах принадлежать к какой-либо церкви, не обязательно главенствующей, совершенно естественно. "To what church do you belong?" — без ответа на этот невинный вопрос вы не получите ни один солидный кредит. И методисты там — не проклятые сектанты, а одна из уважаемых веточек возможного вероисповедания.

[72] В частности, рекомендую познакомиться с книгой: Ог Мандино "Величайший в мире торговец", СПб, 1995. Все настоящие бизнесмены проходят свою Дистанцию.

[73] Я прошу прощения у лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, но в официальных письмах вами обзываются.

[74] Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. С.252.

[75] Данные были получены на стандартной выборке при проведении анонимных социологических опросов по методике открытых вопросов с последующей обработкой результатов клястерным анализом. Результаты оказываются аналогичными и при открытой процедуре запросов по актуальной мотивации. Короче, на собраниях новичков народ сам формулирует свои желания совершенно открытым текстом.

[76] ЭСТ — жесткий тренинг, разработанный Вернером Эрхардом и положивший начало целому направлению психологических тренингов (Lifespring и пр.). Великолепно описан в книге Люка Рейнхарда "Трансформация".

[77] Карл Роджерс размышлял о результатах своей работы так: "Что значит "удачная" группа? Я могу предложить сейчас простое определение. Если через месяц после окончания группы многие из ее участников считают, что это было лишенное смысла и вызывающее неудовлетворенность переживание, или если они до сих пор восстанавливаются от нанесенного им вреда, это, разумеется, не была "удачная" группа. Если же, напротив, многие или все участники полагают, что это было значительное переживание, которое каким-то образом продвинуло их в их собственном росте, тогда для меня такую группу можно назвать "успешной". (Хрестоматия по гуманистической психотерапии, М., 1995. С. 88.) Я согласен, народ таким — душевно радующим — результатом обычно доволен. Но с точки зрения реального вклада в жизнь мне такой результат представляется крайне слабым.

 

В настоящее время в нашей стране развернуто грандиозное по масштабам строительство. Благоустраиваются существующие города и поселки. Строятся новые села и города. И в старых, и в новых возводится огромное количество общественных зданий и сооружений различного назначения. Одна из кардинальных задач, одно из велений времени — создание их не только на высоком рациональном, конструкторско-инженерном, но не в меньшей степени и на соответствующем идейно-образном, художественном уровне. На решение и этой задачи направлено постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 августа 1986 года «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся» (1), в котором сказано об архитектуре как искусстве, призванном и способном создавать подобные сооружения. Более того, в постановлении определена четкая задача — выработать действенные формы постоянного творческого содружества архитекторов и художников, поставить это содружество на новый, более высокий уровень, способный обеспечить создание архитектурных сооружений, значительных общественных зданий и ансамблей как произведений искусства. Постановление, по существу, ставит перед архитектурой задачу воплотить в жизнь идеи В. И. Ленина, высказанные им в известной беседе с А. В. Луначарским и нашедшие отражение в плане монументальной пропаганды (2), а именно: чтобы наши города, их архитектурные ансамбли, монументы и мемориалы более полно и глубоко отражали историю страны, возбуждали высокие гражданские чувства, гордость за время, в котором живем; чтобы они тем самым активно участвовали в деле воспитания поколений в духе высоких социальных идеалов, во имя осуществления которых и была совершена Великая Октябрьская социалистическая революция.

При решении в архитектуре идейно-образных задач немалую роль всегда играло монументально-декоративное ис­кусство, произведения и элементы декора которого конкретизировали и углубляли художественные решения ее ансамблей, нередко служили в них до­минантами. Далеко не последняя роль в этом на протяжении тысячелетий принадлежала росписям и мозаикам. Эти виды монументально-декоративного искусства всегда занимали достойное место в лучших произведениях совет­ской архитектуры. И в настоящее время при создании архитектурных ансамблей они нередко становятся основными элементами их образного решения. И если исходить из анализа развития нашей архитектуры в этом аспекте, то росписи и мозаики найдут самое ши­рокое применение для этих целей и в дальнейшем. Естественно, что эти произведения должны создаваться на высоком художественном уровне. Но не менее ответственная задача — выпол­нение их на соответствующем уровне технологическом, чтобы материалы, в которых они выполняются, и техноло­гия ведения работ по их созданию были способны обеспечить им многовековую сохранность, не требуя для этого много­численных, периодических, дорогостоя­щих, кропотливых, отнимающих массу времени и сил реставраций.

Нельзя не согласиться с И. Е. Ре­пиным, который на Всероссийском съезде художников в 1911 году сказал: «Если преступны архитекторы, постро­ившие падающие дома, потолки, кар­низы, леса, то так же преступны не­вежественные живописцы, написавшие облупливающиеся картины, фрески...» (69. С. 10—11). И вот для того, чтобы этого не было, современный художник должен использовать все средства, все знания, которые накопили к настоя­щему времени наука и практика, он должен быть технологически грамотным и употребить в дело такие материалы и так их использовать при ведении работ, чтобы достичь не только худо­жественных высот, но и долголетней сохранности произведений.

Вопросы долголетия произведений стенописи, которые, как правило, находятся далеко не в музейных усло­виях, всегда волновали художников, всегда побуждали их искать наиболее целесообразные решения этих задач, исходя из материалов и уровня раз­вития технологии, характерных для времени создания произведений.

Как никогда ранее остро стоят эти вопросы перед художниками в наши дни, когда нередко создаются произве­дения стенописи огромных размеров, требующие долгих лет напряженного творческого труда талантливых и от­дающих все силы делу своей жизни людей, не говоря уж о не менее зна­чительных материальных затратах.

Конечно, современная стенопись базируется на опыте предыдущих эпох, опыте художников прошлого, поэтому изучение этого опыта и грамотное его применение — первоочередная задача современных мастеров стенописи, это базис долголетия их произведений. Бо­лее того, это базис их успешного твор­ческого труда, так как грамотное применение материалов, рациональная организация работ — одна из сторон, обеспечивающих успех творческий. Не может быть высокого мастерства вне высокого ремесла, в противном случае творческие замыслы и порывы завязнут в технических несовершенствах и тех­нологических ошибках. У истинного мастерства нет разделения, нет границ между творческим даром и ремеслом — умением на высоком профессиональ­ном уровне делать свое дело, делать хорошо, делать добротно, на века...

Изучение опыта, накопленного в этом виде изобразительного искусства народами в течение (не побоимся ска­зать) тысячелетий, опыта, в значитель­ной мере изученного и описанного и учеными, и зодчими античности (Гай Секунд Плиний, Марк Полион Витру­вий), художниками и архитекторами последующих столетий (Теофил, Леон Б. Альберти, Дж. Вазари, Ч. Ченнини, Дионисий Фурнаграфиот и др.), уче­ными, исследователями и технологами нашего времени (А. Лукас, П. Бодуэн, Э. Бергер, Д. И. Киплик и др.),— все это тот теоретически-практический базис, изучение которого и внедрение всего положительного из него в практику настоящего времени принесут безусловную пользу развитию современной стенописи.

Конечно, без изучения и освоения традиций, опыта прошлого не было бы настоящего, но без разумного отрицания их нет и не будет будущего. Сегодня мало знать материалы и техники прошлых эпох, мало знать процессы создания произведений стенописи в условиях традиционного строительства из камня и кирпича, где основаниями для росписи в основном являлись известковые штукатурки, где был свой технологический процесс возведения зданий, свои сроки и условия работы и для художников. Современная стройка — это нередко монтажная площадка железобетонных конструкций с облицовкой их различного рода панелями, плитами и т. д., которые не только соседствуют с произведениями стенописи, но нередко служат и основаниями для них.

В современном строительстве за последние 20—30 лет почти полностью изменился ассортимент отделочных растворов, внедрено в практику большое количество новых клеящих составов, паст, мастик, красок и лаков. Все это в корне изменило весь технологический процесс и сократило сроки возведения зданий. Это не может не отразиться и на технологии создания произведений современной стенописи, в которую, хотя и с трудом, стихийно и исподволь, входят и эти новые материалы, и эти новые основания, не имевшие никогда ранее в ней применения. Этот процесс нельзя рассматривать как крушение освященных веками традиций, как разрушение классического базиса стенописи. Каждая эпоха получает от предыдущих поколений определенный уровень культуры (материалы и рабочие процессы) и, активно его, осваивая, использует все лучшее, что было создано разумом и практическим опытом мастеров прошлого, что прошло проверку временем. Каждое поколение приспосабливало материалы прошлых эпох для решения своих задач, совершенствовало процессы работы ими, раскрывало в них новые еще не раскрытые возможности и свойства. Каждая эпоха активно искала и нередко находила (создавала) новые материалы и разрабатывала техники работы ими, исходя из художественных задач своего времени, опираясь при этом на весь арсенал культуры своего времени, который позволял решать эти задачи более успешно, являясь широкой базой для развития и искусства стенописи.

Процесс эволюции материалов, процесс их смены — это явление исторически закономерное... Никогда не было раз и навсегда кем-то данных материалов стенописи и целесообразных приемов работы ими — техник. Этот вид изобразительного искусства на протяжении своего развития пользовался большим количеством различных по составу и свойствам оснований, огромным ассортиментом красящих веществ, многочисленными техниками (целесообразными процессами и приемами создания художественной формы на плоскости), исходя из уровня развития культуры в целом и стоящих художественных задач.

Наше время — это не только век ракет, космических полетов, кибернетики, ЭВМ и т. д., но и эпоха пластических масс. Без их применения немыслимо создание современных самолетов, радио и космической техники, точнейших приборов и инструментов. Полимерные материалы раздвинули горизонты и лакокрасочной промышленности. В настоящее время отечественная химическая промышленность выпускает огромный ассортимент различных красок и лаков, которые находят самое широкое применение в различных областях народного хозяйства: в транспорте и машиностроении, сельхозтехнике и строительстве...

Большой практический опыт использования синтетических полимерных материалов в области реставрации и консервации памятников культуры (в том числе и стенописи) накоплен научными сотрудниками и художниками - реставраторами, в частности Реставрационной мастерской монументальной живописи Государственного ордена Ленина Эрмитажа в Ленинграде и Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации (ВНИИР) в Москве, научно-исследовательскими институтами и специализированными лабораториями в промышленности и строительстве. Современное строительство с использованием различного рода материалов и составов на основе синтетических полимеров довольно широко освещено в специальной литературе, но до сих пор, к сожалению, еще не привлекло внимания художников-монументалистов, не стало для них объектом изучения и примером для поисков по освоению и внедрению в практику современной стенописи.

Вопросы модификации традиционных и создание новых материалов стенописи на основе синтетических полимерных смол, эмульсий и дисперсий — это насущное дело современной практики, процесс естественный и закономерный, вот почему этому вопросу в пособии уделено так много внимания.

 


 

«Темпера» от «temperare» (ит.) — смешивать, в данном случае смешивать какой-либо клей (проклейку — водный раствор клея) с каким-либо маслом.

В настоящее время темперой называют краски на смешанном клее — масляном связующем, на какой-либо эмульсии. Эмульсии разделяются на две большие группы: натуральные (естественные) и искусственные. К первой относятся, в частности, молоко и яйцо (главным образом желток, который является идеальной натуральной эмульсией). Ко второй — искусственные яично- и желтково-масляные, желтково-лаковые и казеиново-масляные эмульсии.

Краски на эмульсионном связующем — один из древнейших материалов стенописи.

Мысль об использовании клеящих свойств яйца для закрепления красок на какой-либо поверхности родилась в глубокой древности. Весьма вероятно, и об этом говорят многие исследователи, что цельнояичной и желтковой эмульсиями для закрепления красок на архитектурных поверхностях пользовались уже древние египтяне (3200— 1200 гг. до н. э.). Достоверно известно, что их знали и употребляли в стенописи античного мира (VIII в. до н. э.— IV в. н. э.) и Византии (IV— XV вв.), в средние века (VIII—XIV вв.) и в эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.). В Европе эмульсионными красками, главным образом желтковой темперой, широко пользовались как в стенописи, так и при работе на досках. Цельно-яичной темперой нередко дописывали и ретушировали фресковые росписи, что объясняется мягкостью и легкостью цветов и тонов этих красок. Они хорошо вписывались в общий красочный строй фресок.

Однако этот художественный материал, имеющий целый ряд положительных качеств и служивший искусству многие столетия, имеет и целый ряд существенных технологических недостатков. В эпоху Возрождения в Италии краски, затертые на натуральных (желтковой и цельнояичной) эмульсиях, вызывали много трудностей в работе художников, они возрастали по мере усложнения художественных задач, стоявших перед мастерами. К этому еще следует добавить малую атмосферостойкость красочных слоев, которые формировали эти краски а, следовательно, и проблему долголетия (сохранности) произведений, которая особенно остро стояла в стенописи.

Все это вынуждало художников искать различные способы преодоления несовершенств этого материала, более того, искать новые материалы, способные в оптимальной степени обеспечить реализацию их художественных устремлений. В стенописи в это время бурно развивалась техника фрески (точнее, ее модификации), а в станковой живописи краски на натуральных яичных эмульсиях к концу XVI века в Италии, а к XVII веку и в других странах Западной Европы уступили место масляным краскам. Получили они распространение и в стенописи, особенно XVIII и XIX веков.

И масляные краски не были идеальным материалом. Они имели свои несовершенства, обусловленные как недостатками связующего, так и сложной технологией ведения работ и проблемами сохранности произведений. Особенно это касается стенописи, где этот материал показал себя почти полностью непригодным к делу. В Западной Европе во второй половине XIX века вновь появились яичные темперы, но уже на основе не натуральной (естественной) яичной (желтковой) эмульсии, а на искусственных — яично-масляных и яично-лаковых эмульсиях, в состав которых входили быстросохнущие масла и лаки, позволявшие получать насыщенные цветом тона и матовый красочный слой, не требующий покрытия лаком.

В нашей стране желтковой темперой широко пользовались вплоть до XVIII века. Работают ею и по сей день в народных промыслах — в Палехе, Хохломе, Мстере и других.

В конце XIX века в Западной Европе была разработана искусственная казеиново-масляная эмульсия и на ее основе созданы краски (казеиново-масляная темпера), которые совершенно свободны от технологических недостатков темперы на основе натуральной яичной эмульсии и по многим показателям превосходят краски на искусственных (яично-масляных и яично-лаковых) эмульсиях. С начала нашего века и по настоящее время они находят широкое применение.

Казеиново-масляная темпера. У казеиново-масляных темперных красок целый ряд технологических качеств, которые отсутствуют у темпер на других эмульсиях. Они имеют прекрасную адгезию ко многим материалам (к штукатурке, бетону, дереву, холсту, металлу и т. д.). Ими можно писать жидко и пастозно практически по любому сухому и чистому, но обязательно прочному основанию, не боясь отслоений красочного слоя, не дожидаясь просыхания предыдущего слоя. Они не требуют почти никакого соблюдения (с технологической точки зрения) последовательности процессов письма. Ими можно писать с белилами и без белил лессировать, писать а-ля прима и длительно, последовательно добиваясь искомого результата. Они быстро сохнут, мало изменяя при этом цвет и тон по высыхании... В общем, при известном навыке работа ими не представляет для художника, даже имеющего привычку к масляным краскам, больших трудностей (ил. 9, 10).

Краски быстро твердеют, так как в составе их эмульсии отсутствует невысыхающее яичное масло. Они формируют красочные слои с матовой поверхностью, обладающие высокой прочностью и атмосферостойкостью, не требующие покрытия лаком, превосходящие по прочности красочные слои всех яичных темпер. Даже в толстом слое они не дают трещин и не сморщиваются.

Единственное, что для них обязательно — это крепкие грунты.

Художественные казеиново-масляные краски (ТУ-6-10-1379-78) выпускаются промышленностью. Это па­стообразная суспензия пигментов и наполнителей в казеиново-масляной эмульсии с добавками пластификато­ров, антисептика и некоторых других компонентов. В продажу краски посту­пают в тубах (ассортимент более 30 наименований). Их красочный слой водой не размывается (71. С. 16). Од­нако здесь следует заметить, что изве­стный советский технолог живописи профессор Д. И. Киплик весьма скеп­тически относился к ним, считая, что только свежие краски, затертые самим художником на свежей эмульсии имеют все достоинства, о которых сказано выше, позволяют добиться глубины цве­та и тона, высоких художественных и технологических результатов.

 

I.1. КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА (В ОБЪЕМАХ)[1]

Пигмент (сухой или водная густая его

паста).......................................................................... 1,0

Эмульсия (казеиново-масляная или ка­зеиново-масляно-лаковая) [2]...................................... 0,25—0,5

 

Для приготовления казеиново-мас­ляных красок различные пигменты за­тереть с эмульсией курантом на мра­морной доске или куске толстого стекла до консистенции густой пасты. Эмуль­сию в пигмент добавлять во время затирания по мере надобности, так как различные пигменты требуют для затирания различного количества эмульсии. Однако следует помнить, что при затирании темперных красок на любой эмульсии (а не только на казеиново-масляной), лучше в них не доложить связующего, чем ввести его в пигмент в избытке, так как в первом случае недостаток его в красочном слое можно восполнить: покрыть отмеливающие места или произведение в целом эмульсией или раствором ее в воде, использовав для этого мягкую кисть,— краски останутся звучными. Во втором же — краски теряют матовость, блекнут, салятся под кистью.

Готовые казеиново-масляные краски сложить в стеклянные баночки с плотно закрывающимися крышками и по мере надобности брать их необходимое количество для составления колеров. Время от времени их следует хорошо промешивать и следить за тем, чтобы над их поверхностью был всегда небольшой слой воды. Если краски затерты на эмульсии, в которую входит бура или сода, то антисептик в них вводить не надо, так как и бура, и сода обладают необходимыми консервирующими свойствами.

Профессор Д. И. Киплик рекомендует для долгого хранения казеиново-масляных красок в стеклянной посуде заливать их сверху керосином, который не оказывает на их качество вредного воздействия. Перед употреблением ке­росин следует слить, размешать крас­ки — они готовы для работы. Если при долгом хранении они все же потеряли способность разводиться водой, то в них следует добавить небольшое коли­чество мыльного раствора и хорошенько размешать (35. С. 82).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.