Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование словоизменения прилагательных




Формирование словоизменения глаголов

Формирование словоизменения глагола у дошкольни­ков с ОНР проводится, начиная с первого этапа работы. Сло­воизменению глагола, его согласованию с существительным


 


уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого). Для формирования у детей грамматически правиль­ного предложения необходимо прежде всего верно обозна­чить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выражен­ных существительным и глаголом.

Формирование системы словоизменения глагола про­водится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глаголь­ных форм в онтогенезе. Известно, что настоящее время, обо­значающее непосредственно происходящие, воспринимаемые в данный момент ребенком события, усваивается, легче и раньше, чем прошедшее, а тем более будущее время.

В связи с этим рекомендуется следующая последователь­ность в работе по формированию словоизменения глагола.

1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:

а) дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе

Речевой материал: идет — идут, стоит — стоят, гово­рит — говорят, молчит — молчат, поет — поют, звенит — звенят, стучит — стучат, гремит — гремят и др.);

б) с безударным окончанием без, чередования звуков в
основе (плачет — плачут, стонет — стонут, чистит — чистят,
прыгает — прыгают, бросает — бросают;;

в) с чередованием звуков в основе (течет — текут, бежит — бегут, печет — пекут, стережет — стерегут, толчет —толкут, стрижет — стригут и др.).

2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2,3-го лица:

а) дифференциация в единственном числе;

б) дифференциация во множественном числе;

в) дифференциация 1,2,3-го лица единственного и множественного числа.

3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:

а) согласование глагола и существительного в мужском роде;

б) согласование глагола и существительного в женском роде;


в) согласование глаголов и существительных среднего рода;

г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

 

 

Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, ког­да дети в основном овладели системой словоизменения су­ществительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависи­мости от формы существительного.

Трудность усвоения системы словоизменения прилага­тельных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потреб­ность в обозначении словом выделенного свойства.

При формировании системы словоизменения прилага­тельных учитывается последовательность появления в онто­генезе форм существительных и прилагательных, фонетичес­кие особенности формообразования прилагательных.

Рекомендуется следующая последовательность в лого­педической работе по формированию словоизменения при­лагательных.

Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:

1) Формы мужского рода:

а) с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховое);

б) с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.).

2) Формы женского рода:

а) с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая);

б) с безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная).

3) Формы среднего рода:


 


 


а) с ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое);

б) г безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:

1) в беспредложных конструкциях,

2) в предложных конструкциях.

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:

1) в беспредложных конструкциях,

2) в предложных конструкциях.

Закрепление согласования прилагательного с существи­тельным проводится сначала в словосочетаниях, далее — в предложениях различной структуры, позднее — в связной речи.

Задания и игровые упражнения по закреплению




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.