Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения




Классификация методов нравственного воспитания в теории воспитания.

Понятие метода нравственное воспитание. Взаимодействие понятий метод, прием, средство воспитания.

Метод – способ достижения какой-либо цели, способ действия.

Метод воспитания – способ действий воспитателя. Но воспитатель может действовать по-разному:

· Воздействием на ребенка (взгляд на ребенка, как на воск, из которого можно что-то вылепить);

· Противодействие, то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами;

· Содействовать, значит помогать;

· Взаимодействовать, то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руке».

Приемы нравственного воспитания – это отдельные действия внутри метода, более специальные, более конкретные.

Метод нравственного воспитания несет в себе определенное средство воспитания – явления окружающей жизни, которое воспитатель подчиняет своему вниманию и использует в воспитании. По существу, средства воспитания – это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д.

Даже если определенная группа методов воспитания используется наилучшим образом, сама по себе она неэффективна. В воспитательном процессе одни методы переходят в другие, меняются и взаимопроникают.

 

2. От чего зависит выбор метода нравственного воспитания?

1. От общих целей и конкретных воспитательных задач (что мы хотим воспитать в ребенке);

2. От содержания деятельности ребенка (игра потребует одних методов, приобщение к книге – других);

3. От конкретных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития» (Л.С.Выготский), то есть от влияния на ребенка социальной среды (например, место ребенка в коллективе) и его отношения к этим влияниям (например, методы, эффективные для детей раннего возраста могут оказаться неэффективными для старших дошкольников);

4. От личных и профессиональных качеств самого воспитателя (например, артистичность взрослого предполагает одни методы, мастерство худ. –другие; профессиональные качества – например, характер общения с детьми, стиль воспитания);

5. От различных внешних обстоятельств. Педагог должен уметь быстро реагировать на изменившуюся ситуацию и соотносить свои действия с непредвиденными обстоятельствами.

 

Проблема классификации методов воспитания одна из самых спорных теоретических проблем в педагогике.

В основе любой классификации лежит определенный критерий, то есть главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются.

В 60-е годы общепринятой была классификация методов нравственного воспитания, состоящая всего из двух групп, в зависимости оттого, на что они направлены – на сознание ребенка или на его поведение.

В 70-е годы принималась классификация методов на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:

1. Методы целенаправленного формирования качеств личности;

2. методы стимулирования естественного саморазвития личности;

3. методы коррекции развития личности.

В конце 70-х, начале80-х годов в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию. С позиции новой теории Конникова Т.Е. и Щукина У.И, предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функции метода по отношению к деятельности ребенка.

Рассматривались три группы методов:

1. Метод формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;

2. Метод формирования общественного сознания;

3. Методы стимуляции деятельности.

Современный педагог-наватор Караковский предложил несложную классификацию методов, которую приняли многие вопитатели-практики. В качестве критерия, он избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:

1. воспитание словом;

2. воспитание делом;

3. воспитание ситуацией;

4. воспитание игрой;

5. воспитание общением;

6. воспитание отношениями.

Современному педагогу-практику следует разобраться в природе общих методов воспитания, понять их механизм, возможности и ограничения каждого метода. А приступая к воспитанию детей на практике, выстраивать свою …….. методов.

Встает вопрос: «Что же является общим для всех методов воспитания»? если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опят детей, их деятельность и отношение к миру и с миром, к себе и с самим собой, то станет понятным, почему огромное множество методов воспитания можно сгруппировать (схема).

1. Методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование, пример, поручение, ситуация свободного выбора);

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (рассказ и беседа);

3. Методы самоопределения личности ребенка (метод самоконтороля);

4. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (соревнование, поощрение, наказание).

4. Методы формирования социального опыта детей – методы, которые помогают упорядочить влияние внешних факторов и создать благоприятные условия для саморазвития личности ребенка.

1. Педагогическое требование

индивидуальное коллективное (идущее от

пед. требование коллектива, сообщества)

(предъявл. воспитателем) (например, заповеди деж-го)

 

Индивидуальное педагогическое требование включает следующие приемы:

- команды;

- указания;

- запрещения;

- намеки и советы (которые можно облечь в юмористическую форму);

- искренне высказанное доверие.

Зосимовский предлагает следующую лестницу требований:

- слабое требование напоминание, просьба, совет, намек, порицание;

- средняя форма требования – распоряжение, требование, установка, предостережение, запрещение;

- сильная форма требования – наибольшая степень категоричности и строгости (требование-угроза, приказ).

Какие методы сильнее воздействуют на ребенка?

В жизни воспитательный результат от сильной формы может быть ничтожным или прямо противоположным, так как это прямое навязывание ребенку нашего отношения, взгляда. Это трудный метод т должен использоваться с большой осторожностью, его эффективность зависит от уровня авторитета воспитателя.

Напротив, косвенная форма требования (совет, просьба, намек) оставляет ребенку возможность выбора действия и дает более глубокий воспитательный результат. «Немедленно убери свои игрушки» или «Твои игрушки, наверное, боятся темноты и никак не хотят лезть в шкаф).

Условия применения педагогического требования:

1) педагогическое требование нельзя применять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания. Ребенок должен чувствовать, что требование – от силы, уверенности и знания.

2) Требование должно быть проконтролировано (можно, чтобы ребенок не заметил). Если его нельзя проконтролировать,,, лучше не предъявлять.

3) Самих требований должно быть немного.

4) Наиболее результативны те педагогические требования, которые устанавливаются совместно с детьми (например, правило доброго поведения для своей группы).

2. Упражнения (в классической педагогике называется приучение). Если педагогическое требование включает ребенка в деятельность, то данный метод позволит его в ней удержать.

Упражнения – длительные, систематические усилия, повторяющие отдельные действия и операции (без этого ребенок не научится застегивать пуговицы, выполнять правила гигиены).

Прямые упражнения – открытая демонстрация ребенком той или иной поведенческой ситуации, многократная тренировка показанного действия (пить из чашки, держать ложку, надевать одежду, говорить «спасибо»).

Косвенные упражнения – «непрямые», скрытые от детей (например, опыт Макаренко – нет замков - «упражнение в честности»).

Условия применения:

1) Доступность для ребенка, соразмерность его силам (например, в шесть лет – тренировка в подъеме штанги).

2) Осознанное, мотивированное участие ребенка в упражнении (то есть ребенок должен понимать, для чего это нужно, захотеть).

3) В самом начале освоения действий начинает выполнять часть этих действий вместе с ребенком, или с группой детей, обращая внимание на достижения каждого.

4) Нужно организовать контроль за всеми действиями и в каждом необходимом случае – помощь (важно педагогическое творчество).

3. Поручение – один из самых эффективных методов.

 

Поручение:

           
     
 

 


Индивидуальное, групповое, коллективное, постоянное, временное.

Любое поручение (купить кефир для бабушки,…) имеет две стороны:

1) меру полномочия (тебе доверили, от тебя этого ждут, от тебя зависит успех общего дела, здоровье бабушки);

2) меру ответственности (требуются усилия воли, отложить свои занятия и найти время довести дело до конца).

Если какая-либо из этих сторон организована слабо, поручение не будет «работать», т.е. его воспитательный эффект будет ничтожным или даже вызовет раздражение, протест.

Условия организации поручения:

1) Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл (на пользу – кому).

2) Метод поручения, особенно длительного, требует организации первичного успеха, поэтому можно помогать ребенку, привлекать мам и пап.

3) Сменяемость поручений. Старший дошкольник может выполнять длительное поручение не больше недели. Затем можно организовать отчеты детей о том, что было сделано, что нравилось и не нравилось, хочется ли еще раз выполнять это поручение.

4) Поручений должно быть столько, чтобы хватило на всех детей.

5) Ребенку должны быть понятны границы поручений, т.е пределы полномочий и ответственности (что входит в твои обязанности).

6) Каждое поручение несет в себе ролевую функцию (ребенок берет на себя роль соответственно поручению («юный артист», «помощник»).

4. Пример – образец деятельности, поступков, образа жизни. Строится на психическом механизме подражания. Чем больше ребенок, тем менее осознанно и избирательно он подражает (примеры).

Суть метода положительного примера в том, чтобы он захотел быть таким, чтобы осознанно обращался к предлагаемому образу.

Виды примеров:

1) Пример великого человека – высокая форма идеала (ученый, писатель, герой) на таком примере важно показать, как он шел к своим достижениям, как преодолевал трудности и недостатки своего характера.

2) Пример взрослого – (родителей, старших членов семьи, педагога). Его безнадежно подавать специально. Примером для ребенка можно только быть. А для этого нужно любить ребенка, понимать его, быть авторитетом.

3) Пример сверстника – (приятеля, героя книги, фильмов). Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на твои собственные, трудности узнаваемы. Нельзя навязывать пример, сравнивать его с другими. Каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно пережить ситуацию, когда он стал примером для других (в пении, щедрости, улыбчивости).

Вопрос: Нужны ли отрицательные примеры в воспитании (или только специально отобранные положительные)? Конечно, нужны яркие, сильно впечатляющие положительные примеры, но реальная жизнь постоянно подбрасывает отрицательные примеры, обходить их не стоит. На таких примерах показывать последствия дурных поступков, эгоистического поведения, бескультурья. Но даже их развитие будет намного меньше положительного фонда примеров.

5. Ситуации свободного выбора – метод, который моделирует реальную жизнь, где мы постоянно находимся в ситуации выбора (как поступить?). нужно, чтобы ребенок умел самостоятельно (не ориентируясь на пример) мог сам принять решение.

 

 

По инструментарию

       
   
 


Естественная ситуация выбора искусственная ситуация выбора

(происходящая в жизни):

возьмешь ли то, что «глубоко реальная вербальная

лежит», «скажешь ли правду»

 

Например, на занятии Педагог предлагает Выбрать лучшую работу Например, после чтения рассказа дети пытаются определить, как бы они поступили на месте героя.

 

По исследованиям, дошкольники в ситуации свободного выбора, если уверены, что об их выборе не узнают, принимают решение в свою пользу, переступая через интересы других людей. А если в присутствии других, тем более воспитателя – выбор делается в пользу сверстников (как и у вас), следовательно, неустойчивая нравственная мотивация детей. Поэтому нужно создавать условия, чтобы решения дети принимали публично, просить их обосновать мотивы своего выбора.

1. Рассказ – наиболее распространенный метод. монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение (житейская история, сказка, притча). Важно не выводить нравоучения прямо, а предоставить возможность самому ребенку сделать выводы.

2. Беседа – диалог воспитателя и детей. Вырабатывает у детей собственные оценки происходящего, взгляды и суждения. Часто беседы проводится экспромтом (как реакция на поступок или событие). Но гораздо чаще проводится запланированная беседа (не более 10-15 мин.). Нужна подготовка беседы: выбрать актуальную тему (которую нельзя не обсудить), сформировать ее интересно (имя и прозвище), настроить детей на обсуждение темы. В процессе беседы важны точные слова, логика беседы.

6. Методы самоопределения личности ребенка (старший дошкольный возраст).

ЛОМ общения ставит задачу – помочь ребенку стать ………, общения, жизнетворчества. Результат воспитания зависит от усилий, которые прилагает сам ребенок в деле своего развития и воспитания.

Педагогов волнует вопрос: когда начинаются действия ребенка, как субъекта собственного развития. Со времен глубокой древности у разных народов и в разных религиях выделяется рубеж – конец первого семилетия жизни. В этом возрасте происходила смена табу, традиционные церемонии, выражавшие переход от детской невинности и безответственности к началу социальной взрослости и ответственности. Именно в возрасте 6-7 лет у ребенка начинает функционировать способность к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. И от воспитателя дети ждут ориентации в тех способах, которые помогли бы им разобраться в себе.

Методы самовоспитания – например, на каждый день ребенок намечает себе какое-либо хорошее дело и вечером обсуждает с родителями. Можно определить постоянное задание себе – например, обязательная зарядка по утрам.

7. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе – специальные методы воспитания.

1) Соревнование – самый результативный метод, т.к. соревновательность заложена в психологии человека.

Возможности соревнования как метода воспитания?

«+» - создает сильные эмоции, которые усиливают основные мотивы деятельности;

- способно проявить совершенно неожиданные способности у ребенка (которые в привычной обстановке не наблюдаются);

- сплачивает детей, развивает дух коллективизма;

«-«- если организовано неверно, может вызвать стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, жадность, погоню за призами.

Условия организации соревнования:

1. Связь с конкретной педагогической задачей.

2. Недопустимо соревнование во внешности, в проявлении нравственных качеств (кто у нас самый добрый);

3. Соревнование должно быть обставлено атрибутикой: звания, титулы, эмблемы, призы и знаки почета.

4. из соревнования не должен уходить дух игры, товарищеского общения.

2) Поощрение – метод педагогической поддержки. Воспитательный механизм этого метода построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (иногда можно купить дорогой подарок и так его вручить, что у ребенка не возникнут переживания радости, а иногда авторитетный, любимый воспитатель сделает короткую похвалу с ласковой улыбкой и это унесет ребенка на седьмое небо).

3) Наказание – антипод поощрению. Нужно ли наказывать детей?

Многие выдающиеся психологи-гуманисты (Песталоцци, Сухомлинский, Толстой, Корчак) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний. Это – позиция и современной педагогики.

В «Толковом словаре» Даля «наказывать» - дать наказ, т.е. совет, в некотором случае – повеление. В этом объяснении точно прослеживается его механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку (без ошибок в жизни невозможно научиться ничему).

Т.е. нужно привлекать ребенка к работе по преодолению себя, а это труднее, чем репрессивными мерами добиваться дисциплины и порядка. Но в силу традиций мы еще не можем обходиться без этого метода, так нужно хотя бы демократизировать его (не унижать человеческого достоинства).

Леви В. предлагает «Семь правил наказания»:

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому;

2. если есть сомнение: наказывать или нет – не наказывайте «на всякий случай»;

3. За один проступок – одно наказание. Если их сразу много – одно суровое наказание сразу за все;

4. Недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка – в большинстве случаев – достаточное наказание (даже законом учитывается срок давности преступления);

5. Ребенок не должен бояться наказания (должен бояться огорчения родителей).

6. Не унижайте ребенка (наказание не должно восприниматься как торжество сильного над слабым, как несправедливое – нет пользы).

7. Если ребенок наказан, значит он уже прощен, о прежних его проступках больше ни слова.

В этом методе важна не форма, а переживания, которые вызваны у ребенка.

Вывод: Несмотря на обилие методов, нет такой, которым можно решить все проблемы становления личности ребенка, но есть путь, по которому нужно идти, чтобы открывать эту истину воспитания.

 

 

Методы воспитания – способы педагогического воздействия (на сознание воспитуемых), направленные на достижение цели воспитания. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения.

Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что можно использовать в воспитательном процессе: предметы, средства информации, игрушки, наглядные пособия.

Методы, приемы и средства настолько взаимосвязаны, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу свойственна подвижность, изменчивость.

 

Классификация методов воспитания:

1. Методы формирования группы сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

4. Метод контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.