Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания




               
     
   
 
 

 

 


Методы формирования методы организации методы стимулирования

сознания личности деятельности, общения, и мотивации деятельности

опыта поведения и поведения

- рассказ; - приучение; -поощрение;

- разъяснение; - упражнение; - наказание;

- беседа; - создание воспитыва- - соревнование.

- пример. ющих ситуаций

 

методы контроля, самоконтроля и самооценки

(наблюдение, беседы, опросы, анализ результатов).

С помощью этих методов у детей формируются взгляды, убеждения, понятия.

Рассказ – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа дети получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого.

Метод рассказа требует от воспитателя эмоционального изложения, определенной артистичности.

Разъяснение – используется постоянно. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как нужно поступить. (например, разъяснение необходимости выполнения режимных моментов).

Беседа – метод связан с диалогом. Диалог может вестись в одним воспитанником, с несколькими (фронтально или с большой группой детей). Беседа предполагает подбор материала, который по содержанию близок детям конкретной возрастной группы. По содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, о фактах науки. Беседа требует хорошего знания своих воспитанников, их возможностей для участия в диалоге.

Пример – своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания (психическая основа – явление подражательности).

Формирование положительного примера:

1. Положительное

2. Управленческое

3. Воспитательное

4. Познавательно-ориентирующее

5. Стимулирующее

6. Корректирующее

Ребенок познает мир в процессе деятельности. Но деятельность сама по себе не имеет воспитательного значения, если нет определенного целенаправленного руководства его, если не используются педагогически оправданные методы воздействия на ребенка.

Приучение направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые формы поведения (формирование привычки). Нужно четко определить, какие привычки поведения нужно формировать на каждом возрастном этапе. Приучение связано с контролем со стороны взрослых, которое требует от педагогов внимательного отношения, тактичного объяснения. Средство приучения – режим.

Упражнение – многократные повторения, закрепление, совершение нужных способов действия. Метод упражнения часто реализуется через поручения.

Создание воспитывающих ситуаций (проблемных) – ситуации свободного выбора, поступка из нескольких возможных. Может быть стимулом воспитания при условии правильного подбора. Это всегда выбор, конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения.

3 Поощрение - способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Всегда связан с положительными эмоциями. Переживая удовлетворение, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Выражается в виде похвалы, одобрения (особенно в нем нуждаются застенчивые, робкие дети), награды. Очень важно знать индивидуальные особенности (не захваливать → зазнайство).

Наказание – дополнительный метод воспитания, связанный с осуждением поступка. Направлено на корректирование поведения. Главное – наказание не должно вызывать у ребенка страдание, а формирование умения оценивать свое поведение. Относиться нужно осторожно (современные дети импульсивны, эмоциональны, подвержены заболеваниям (физическим и психическим), слабые). В педагогической теории отношение к наказанию всегда было противоречиво.

Нельзя изолировать ребенка о группы сверстников, некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.

Педагогическое мастерство, наличие творческого подхода, а не готовые воспитательные рецепты. Сам воспитатель выбирает методы, исходя из психологических, возрастных, индивидуальных особенностей ребенка, обстоятельств и т.д.

Соревнование - борьба за достижение наилучших результатов, стремление к самоутверждению. Способствует развитию творческой инициативы, активности, ответственности.

4. Методы обратной связи, позволяющие оценить эффективность воспитания (степень соотношения достигаемых результатов поставленным целям воспитания), контроль (методы педагогического исследования) + анализ результатов (его необходимость).

Самоконтроль - контроль за собственным поведением, поступками.

Оценка и самооценка (высокий этап в развитии личности ребенка), когда ребенок сам оценивает свое поведение (взаимоконтроль, взаимооценка).

Вывод: Методы воспитания используются в единстве, взаимосвязи. При этом необходим тщательный их отбор, анализ. Они должны постоянно варьироваться в разных педагогических ситуациях. Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспитательное воздействие переходит во внутренние стимулы его поведения и деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.