Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственно-частное партнерство в России




Метод практического партнерства в реализации нововведений

Метод практического партнерства (community of practice) предполагает образование небольших групп специалистов, объединенных неформально на основе обмена идеями, экспертными оценками, профессиональными навыками ради создания некоторого нового практического (инновационного) результата. Ведущую роль в процессе взаимодействия играет медиатор, который, как правило, выполняет функции руководителя инновационного проекта. Его роль велика, поскольку именно с его помощью определяются будущие участники инновационного процесса и формируется коммуникационное пространство, а так­же поддерживается, инициируется реальное взаимодействие участников практических профессиональных партнерств. Профессиональная активность медиатора обеспечивает совместный, «процессуальный» переход от идеи до «потребляемой» новой технологии, которая на рынке присутствует в виде той или иной услуги или изделия. Вовлекая в комму­никационное пространство все новых участников процесса (будущих потребителей), медиатор вновь и вновь воспроизводит инновационный процесс. Тем самым инновационные разработки не «выбрасываются» на рынок товаров и услуг в ожидании возможного покупателя и потребителя (рис.

Инновация в процессе деятельностной коммуникации партнеров формирует будущий рынок, будущих потребителей нового продукта.

Мировой опыт осуществления социального развития свидетельствует о ведущей роли государства в создании и распространении социальных инноваций. В социальных инновационных процессах государству необходимо участвовать не только в качестве их организатора, но и в качестве соинвестора, способного разделить совместно с предпринима­тельским и некоммерческим сектором расходы на создание социальных инноваций. Активное участие государства в такой деятельности достаточно часто приводит к усложнению процессов и бюрократизации и, как следствие — к снижению эффективности и качества внедряемых социальных инноваций.

Одним из способов разрешения этого противоречия является создание государственно-частного партнерства (ГЧП), способного обеспечить эффективную разработку и внедрение инноваций в социальной сфере. ГЧП — это институционально-организационное объединение интересов государства, предпринимательских и некоммерческих структур в целях реализации социально значимых проектов и программ.

Меры государственной поддержки в отношении социальных инно­вационных проектов, реализуемых в рамках ГЧП, можно разделить на две большие группы. Первая группа затрагивает финансовую сторону социальных проектов, т.е. предоставление прямой или косвенной финансовой поддержки. Вторая группа больше относится к регулятивным мерам, направленным на привлечение частных инвесторов и кредиторов. ГЧ П дает следующие преимущества:

- для государственного сектора — более эффективное управление и финансирование, быстрая передача методов работы и опыта, распределение рисков, эффективное управление частным сектором, лучшее распределение бюджетных средств, развитие рынков капитала и банковской индустрии, привлечение частных и международных инвестиций, возможность использования опыта частных компаний в сфере создания объектов социальной инфраструктуры;

- для частного сектора — открытие рынков, ранее принадлежавших государственному сектору, снижение финансовых рисков при реализации социальных проектов, получение дополнительных государственных преференций, доступ к управлению государственной собственностью, приобретение хорошей репутации и складывание благоприятного имиджа;

- для потребителей — повышение качества услуг, возможное снижение их стоимости, возможность участия в оказании услуг или влияние на принятие решений.

Несмотря на наличие различных моделей ГЧП и уже имеющийся положительный опыт их функционирования в некоторых странах, общепризнанного определения, и, соответственно, единого экономико-правового обоснования механизмов функционирования ГЧП до настоящего времени нет. По мнению компетентных специалистов из Европейской экономической комиссии ООН, ГЧП представляет собой форму взаимодействия государственных структур и частного сектора с целью реализации крупных проектов в области инфраструктуры, где ресурсы, преимущества и возможности каждого участника проекта взаимно дополняют друг друга. Взаимодействие между ними осуществляется путем распределения рисков и ответственности на основе рационального подхода и достижения оптимального баланса в соответствии с финансовым обеспечением проекта каждой из сторон.

Концепция ГЧП предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих сотрудничество государственных структур и частного бизнеса с целью оказания общественных услуг, создания или модернизации социальной инфраструктуры. Модели и проекты ГЧП с точки зрения применяющихся методов их разработки и реализации могут рассматриваться как развитие классических методов и процедур проектного финансирования. Общими чертами моделей проектного финансирования и ГЧП являются:

- наличие проекта, назначение, структура и реализация которого
имеют уникальный характер;

- создание самостоятельной проектной компании, являющейся институциональной основой реализации проекта;

- выплата процентов и погашение основной суммы долга за счет генерируемых проектом будущих денежных потоков;

- выявление областей риска, их оценка и распределение между участниками проекта;

- составление договора, обеспечивающего беспрепятственную реализацию проекта в качестве главной цели всех его участников;

- четкое определение пределов ответственности и обязательств партнеров.

К специфическим чертам ГЧП относят:

- требования бюджетного учета;

- различный правовой статус партнеров;

- детальное регулирование государственного сектора в соответствии с принятыми нормами;

- ограниченную готовность государства принимать решения по проекту;

- формальные требования к процедуре принятия решений;

- различные правила и нормы в области государственных заказов и закупок для проекта.

В рамках концепции ГЧП сформировалось пять базовых моделей со­трудничества государства и частного сектора, характеризующихся осо­быми формами собственности, финансирования и управления:

1) модель оператора — предполагает частное финансирование и управление, а также наличие частно-государственной собственности;

2) модель кооперации — предполагает частно-государственное финансирование и управление при наличии частно-государственной собственности;

3) модель концессии — предполагает частно-государственное финансирование и управление при наличии государственной собственности;

4) договорная модель — предполагает частное финансирование и управление при наличии частно-государственной собственности;

5) модель лизинга — предполагает частно-государственное финансирование и управление при наличии частной собственности.

Основной принцип концепции ГЧП состоит в том, что государство определяет, в каких услугах и инфраструктуре нуждается население, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства.

За последние годы государственно-политическая и социально-экономическая ситуация в России существенно изменилась. Активно создаются и развиваются новые институты права или предметы регулирования, в деятельность органов государственной и исполнительной власти все активнее вовлекаются различные слои общества, создается принципиально новый правовой механизм взаимодействия власти и бизнеса.

В российском праве определение ГЧП в настояшее время имеет иное значение, не ограничивающееся только гражданско-правовыми договор­ными отношениями власти и бизнеса. И хотя российская система права пополнилась концессионными соглашениями (договорами, контрактами), в современных условиях они не являются единственной формой ГЧП.

Согласно российскому законодательству, одной из форм ГЧП является совместное регулирование тех или иных общественных отношений государством и представителями определенных слоев бизнеса.

Использование механизмов ГЧП для внедрения социальных инноваций является удобным и достаточно эффективным методом развития социальной сферы. Возможные позитивные результаты проектов могут быть связаны с более низкими затратами и / или с более низкой стоимостью оказываемых общественных услуг. Использование позитивного опыта ГЧП приводит к росту инвестиций в развитие социальной инфраструктуры, а также качеству социальных услуг. При этом модель ГЧП не замещает, а дополняет традиционные государственные методы управления.

// Ларин С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии//Государственно- частное партнерство в инновационных системах/ под общей ред. С.Н.Сильвестрова.-М.,2008




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.