Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие




Роль и значение сферы культуры, ее вклад в социально-эко­номическое развитие на уровне обыденного сознания в публи­цистике, а иногда и в сознании некоторых представителей по­литической элиты воспринимается и трактуется довольно по­верхностно.

«Культура только требует денег, никакого дохода не прино­сит», «это индустрия зрелищ, развлечений», «ее задача - вос­питание подрастающего поколения в рамках традиций», «пусть лучше в музей или на концерт сходят, тем по улице болтать­ся» - ряд таких расхожих представлений можно продолжать и продолжать.

Между тем за рубежом вклад сферы культуры в развитие регионов становится предметом все более пристального внима­ния и исследований. В Европе первое такое исследование было проведено в 1984 году в Цюрихе. Начиная с 1985 года, публикуют­ся результаты исследования экономического значения профес­сиональных искусств в Нидерландах.. С1988 года начались систе­матические исследования рентабельности культуры в Германии (Нойс, Северный Рейн-Веетфалия, Рурская область, Кельн...). Показательно на этом фоне бурное развитие инфраструктуры сферы культуры современного Берлина.

Систематический анализ вклада сферы культуры и искусств в региональное развитие был предпринят при разработке Про­грамм развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 1999— 2003, 2003-2006 и 2005-2008 годы. С учетом результатов этих разработок и упомянутых зарубежных исследований можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искус­ства в развитии современного общества.

1. Прямой вклад сферы культуры в экономику:

· сфера культуры способна создавать рабочие места, она уча­ствует в обеспечении занятости. Речь идет о создании рабо­чих мест по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциа­лом, осуществляя непосредственный вклад в развитие эко­номики конкретного региона (занятость, налоговые и про­чие отчисления). Такие рабочие места могут создаваться не обязательно на бюджетные финансовые средства. Сфера культуры вполне способна в этом плане к самоорганизации, и если в чем и нуждается со стороны органов власти, так, прежде всего, в организационной поддержке;

· сфера культуры, реализуя соответствующие услуги, обес­печивает социализацию работников других отраслей и сфер деятельности, а также членов их семей. Речь идет не просто об отдыхе и развлечениях «после тяжелого трудо­вого дня», а именно о полноценной социализации и само­реализации личности, участии в развитии человеческого капитала региона;

· создание базы и инфраструктуры развития некоторых от­раслей, существование и развитие которых предполагает достаточно развитую сферу культуры. Очевидным при­мером в этом плане является туризм. Свыше 70% миро­вого туризма составляет туризм «культуральиый»: люди едут, прежде всего, знакомиться с культурно-историчес­ким наследием, памятниками культуры, музеями, яркими и своеобразными событиями в культурной жизни. Даже конгрессный и бизнес-туризм, все равно, предполагают их подкрепление и дополнение культурными проектами и программами.

2. Прямое социальное влияние:

· обеспечение социально-значимых видов деятельности, организация отдыха, позитивно влияющих на сознание людей, отношения между ними, способствующих духов­ному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;

· в элитарной, массовой культурах, аидерграунде вырабаты­вается и предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения;

· культура и искусство обогащают социальную среду, пропи­тывая ее различными привлекательными событиями, обла­гораживая и эстетизируя среду обитания, включая произ­водственную и офисную среду.

3. Косвенное экономическое влияние. В данном случае речь идет о реализации исключительного потенциала сферы культу­ры как сферы публичной и социально-значимой деятельности. Тем самым сфера культуры активно участвует в формирова­нии инфраструктуры деловой активности и политической жиз­ни региона.

· Аккумулирование и трансляция неких базовых ценностей общества, образцов, которые, помимо прочего, используют­ся в коммерческой и некоммерческой деятельности.

· Такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как брендинг и ребрендинг, реклама, public relations, интегрированные маркетинговые коммуникации, промо-акции, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры и ис­кусств.

· Формирование и развитие партнерских отношений бизне­са и сферы культуры открывают возможности развития корпоративной социальной ответственности (КСО) на ос­нове социальных инвестиций, социально-культурных ком­муникаций.

· Создание инфраструктуры деловых контактов, мест и усло­вий их реализации. -ф- Оказание корпоративных услуг.

· Взаимовыгодное, взаимно стимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и неком­мерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и ин­струментом формирования и развития гражданского об­щества, способного к саморазвитию.

· Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды про­изводства и отдыха.

· Сфера культуры участвует в формировании и развитии инфраструктуры политической жизни, создавая события и новостные поводы.

· Формирование и продвижение привлекательного имид­жа региона, местности, в т. ч. - в целях инвестиционной привлекательности.

4. Косвенное социальное влияние:

· культура и искусство выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов со­знания и поведения;

· культура и искусство - коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического на­следия и творческих идей для будущих поколений;

· они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и со­кращению девиантного и асоциального поведения;

· велика роль культуры и искусства в образовании и воспи­тании подрастающего поколения, влиянии на интеллекту­альное и эмоциональное развитие детей;

· возрастает роль культуры и искусства в социальной ком­муникации, в том числе с использованием современных технологий;

· сфера культуры - единственная сфера деятельности, кото­рая реально и профессионально работает с материалом, определяющим культурную идентичность (памятники, со­бытия и герои культурно-исторического прошлого, дости­жения художественного творчества и т. п.)

Консолидация общества может также обеспечиваться на ос­нове внешней или внутренней опасности, угроз реальных или вымышленных, на основе пропагандистской манипуляции обще­ственным мнением. Однако сфера культуры - единственная с фе-ра профессиональной деятельности, которая обеспечивает реаль­ную консолидации общества на позитивной и конструктивной основе культурной идентичности. Такая консолидация обеспе­чивается не пропагандистски-админстративно сверху вниз, а вы­растает снизу вверх на основе прочного фундамента культурной-идентичности и самоопределения личности.

С учетом всех указанных связей между сферой культуры и социально-экономическим развитием можно сказать, что куль­тура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

Сказанное можно проиллюстрировать на примере сферы куль­туры Санкт-Петербурга. Так, в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга и Программе развитая культуры города отмеча­ется, что экономика и международная роль Санкт-Петербурга во многом связаны с его позициями на рынке культурных и турист­ских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести реша­ющий вклад в р(х;т экспорта международных услуг- города в целом. Уже в настоящее время в общегородской структуре экспорта услуг ведущее место занимает гостинично-ресторанный сервис (49 %), опирающийся, прежде всего на привлекательность культурной жизни города, а по 9 % приходится непосредственно на услуги свя­зи, организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий.

Памятники культуры и события культурной жизни являют­ся важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. В настоящее время Санкт-Петербург ежегодно принимает свы­ше полутора миллионов гостей из практически всех стран мира. Их обслуживанием, с учетом инфраструктуры, занято около 100 тыс. человек. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестицион­ной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе.

Речь, таким образом, идет об особом, уникальном ресурсе города - о петербургском духовном пространстве, т. е. культур­ном и духовном климате города, связанном с высоким уровнем интеллектуальной культуры, об интенсивном, творческом при­общении к культурным ценностям, активной гражданственнос­ти, особом стиле общения.

В нынешних условиях впервые в истории города культура из вторичного феномена («сухого остатка бывшей имперской сто­лицы») становится одним из градообразующих комплексов ме­гаполиса. Именно наличие мощного культурного потенциала Делает перспективным развитие города как центра науки, обра­зования, туризма и коммуникации. Без поддержки и развития культуры мало реальными окалываются планы социально-эко­номического развития города.

Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стер­жень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стра­тегических целей и задач формирования благоприятного соци­ального климата, интеграции и продвижения города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т.д. В целом, без учета этого фактора невозможно решение таких фундаментальных задач Стратегического плана, как формиро­вание Санкт-Петербурга в качестве интегрированного в россий­скую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество жизнедеятельности и про­изводства, а также укрепление Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России. Более того, достижение главной страте­гической цели - стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга - по сути дела, есть приве­дение практических условий жизни и работы в соответствие с духовным потенциалом города.

Поэтому речь не может идти об использовании культурного потенциала только в качестве проведения ударных ярких, ти­тульно-представительных для города акций и мероприятий, эффективного вовлечения сферы культуры в контекст турист­ской деятельности, непосредственных потребностей коммерчес­кой сферы по рекламе и public relations. Культура города - это, в конечном счете, реальная культура его реального населения. Обеспечение преемственности между культурным наследием (включая наследие советскойзпохи) и современной культурой как непременное условие возрождения и утверждения в каче­стве доминирующего особого петербургского-ленинградского стиля в сфере интеллектуально-духовной и повседневной дея­тельности горожан - важнейшая задача городской культурной политики. Она должна быть направлена на повышение интег­рирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе осознания единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов.

Представляется, что аналогичный подход может и быть реа­лизован практически в любом регионе России - страны, регио­ны которой пока еще обладают колоссальным культурно-исто­рическим наследием и несомненным потенциалом сферы куль­туры. Сфера культуры реально востребована обществом. Сложившийся профессиональный имидж культуры как «жал­кой и убогой» - жалкой в том смысле, что ее жалеть надо, а убо­гой - в том смысле, что к Богу близкой - является очевидным тормозом развития не только сферы культуры, но социально-экономического развития в целом.

Сфера культуры нигде в мире не существует и не развивается исключительно на бюджетные средства. Также нигде в мире она не развивается и исключительно на коммерческой основе. Она может развиваться только за счет привлечения и актуализации средств и ресурсов из других отраслей, при участии самых раз­личных социальных сил. И как показано в данном материале, она объективно востребована различными силами, дает возможно­сти реализации их интересов. Использование этого ресурса от­нюдь не сводится только к своеобразной ренте материальных цен­ностей (зданий, помещений,оборудования и инструментов). Пол­номасштабная и эффективная реализация рассмотренного выше потенциала сферы культуры в изрядной степени зависит от са­моопределения профессиональной среды работников культуры, от ее способности к самоорганизации, способности оказывать вли­яние на общественное мнение, донося до общества свои реаль­ные возможности и позиционируя свой профессионализм на ре­гиональном и федеральном уровнях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.