КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Области инновационного менеджмента
Тема1. Цели и основные направления инновационного менеджмента. Введение Банкротство и санация инновационных предприятий. 118 Персональный менеджмент. 116 Организационные структуры инновационного менеджмента. 112 Виды инноваций и их классификация. 109 Методы инновационного менеджмента. 103 Функции инновационного менеджмента. 92 Стратегический маркетинг. 90 Тема 7: Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента 109 Список литературы.. 122 Курс «Инновационный менеджмент» является составной частью курса «Менеджмент». Инновационный менеджмент одно из направлений стратегического менеджмента. Необходимость и актуальность данной дисциплины определяется тем, что в современном мире темпы развития хозяйства и экономического роста базируется на внедрении новой техники, технологии и организации. В эпоху ускорения научно-технического прогресса эффективное управление инновационными процессами – залог выживания предприятия рыночной экономике. Целью курса является овладение основами управления инновационными процессами в качестве современного подхода к управлению прогрессом в сферах производственно-хозяйственной и административной деятельности. Основными задачами курса являются: -формирование представления о том, что экономика является концентрированным выражением технологии, и об определяющих факторах экономико-технологического прогресса; -формирование знаний об инновационной и научной деятельности как определяющей темпы экономико-технологического развития; -формирование теоретических знаний и практических умений в области эффективного планирования и управления инновационной деятельностью.
В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - сущность, функции инновационного менеджмента; - цели и основные направления инновационного менеджмента; - основные характеристики инновационных процессов; - виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента; - механизм управления инновационными процессами и инновационной деятельностью; уметь: - формулировать и вырабатывать инновационные цели организации, стоящие перед организацией; анализировать определенные ситуации и принимать инновационные решения. Конспект лекций разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Менеджмент» (080507) и «Государственное и муниципальное управление» (080504). Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает: · разработку планов и программ инновационной деятельности; · наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрения; · рассмотрение проектов создания новых продуктов;
· проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях; · обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; · обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; · создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции. Как и для любой другой области менеджмента, для инновационного менеджмента характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
Рисунок 1 - Схема инновационного менеджмента. На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. 1. Планирование – составление плана реализации стратегии. 2. Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. 3. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана. 4. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств. Особенность современного этапа развития инновационной деятельности – образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы. В современных условиях в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.
Научно-техническая и инновационная область является необходимым условием развития инновационных процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера. Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги. Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний. Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями. В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем. Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта (это находит отражение в технической документации по применению нововведений).
Таким образом, научные исследования и разработки включают: ¨ конструкторские работы; ¨ проектные работы; ¨ технологические работы; ¨ создание опытных образцов; ¨ проведение испытаний. Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях и разработках дается не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим целям и отраслям науки. Рассмотрим теперь понятие научно-технической услуги. Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься: ¨ научные организации в качестве неосновной деятельности; ¨ самостоятельные организации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.). К научно-техническим услугам относятся: предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность. Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны. Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок. Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса. В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности: ¨ инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса); ¨ пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции; ¨ маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания); ¨ приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; ¨ приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций); ¨ производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик). Источниками финансирования науки и инноваций в России являются собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные исследования и разработки или осуществляющих инновации; средства бюджета, в том числе федерального (для научных исследований и разработок), бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, получаемые организацией непосредственно или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.); иностранные источники (средства, получаемые от юридических и физических лиц, находящихся вне политических границ государства, а также от международных организаций).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |