Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественный прогресс и его критерии




Постиндустриальное общество

Развитое индустриальное общество западные социологи стали рассматривать с середины XX века как «новое индустриальное (постиндустриальное) общество». Его теорию начал разрабатывать американский экономист Д. Гэлбрейт. Он считал, что это общество, пережившее революцию (резкое и значительное повышение) в доходах, сформировавшее новый и многочисленный средний класс квалифицированных работников, а главное – обеспечивающее высокий уровень массового потребления (отсюда понятия «массовое общество», «общество потребления»).

Для постиндустриального общества характерно разделение собственности и управления, которое переходит к инженерам и менеджерам.

В постиндустриальном обществе на первый план выдвигается сфера услуг, то есть товаропроизводящая экономика, достигнув вершины развития, уступает место экономике обслуживающей, и это означает превосходство сферы услуг над сферой производства.

В постиндустриальном обществе основное место занимают наука и образование; в социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специалистам; теоретическое знание служит источником нововведений (инноваций) и основой формирования политики; производства, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.

Как считают ученые изменяется и социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному.

В рамках этой ступени развития общества вводятся в обращение два новых вида ресурсов: информационные и человеческие. Под информационными ресурсами понимаются накопленные знания, которые необходимы для жизнедеятельности. Доступ к ним осуществляется по системе глобальной коммуникации через терминалы персональных компьютеров. Информационные ресурсы, помимо прочего, включают в себя индивидуальные знания специалистов. Как и другие виды ресурсов, они могут продаваться и покупаться.

Таким образом, основой информационного общества является человеческий фактор, который рассматривается наряду с другими факторами – экономическим, машинным, природным. Смысл человеческого фактора заключается в том, что, несмотря на достижения в развитии сложной техники и технологии, роль человека обслуживающего эту технику не уменьшилась, а, напротив, растет.

 

Прогресс (движение вперед, успех) – это тип или направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта.

Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности. Однако для большинства античных авторов развитие истории – простая последовательность событий, циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель), процесс, идущий в определенном направлении, к какой-то, пока не известной цели.

Философия буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, наполнена уверенностью в том, что именно прогресс, например, определяет ломку феодальных отношений.

Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или неведомая цель исторического развития. Понятие прогресс имеет смысл лишь применительно к определённому историческому процессу или явлению.

Критериями общественного прогресса являются:

— развитие производительных сил общества, вклю­чая самого человека;

— прогресс науки и техники;

— возрастание степени свободы человека, которую общество может предоставлять человеку;

— уровень образования;

— состояние здоровья;

— экологическая обстановка и т. д.

 

Противоположным по смыслу и содержанию понятию «прогресс» является понятие «регресс» (по латин. – regressus – возвращение, движение назад), т.е. тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, характерны процессы деградации, понижение уровня организации управления, утрата способности к выполнению тех или иных функций (завоевание варварскими племенами Римской империи).

 

Стагнация1) периоды в развитии общества, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но и нет обратного движения; 2) задержка в развитии обще­ства вперед и даже временная остановка. Стагнация — серьезный симптом «заболевания» общества, появления механизмов торможения нового, передового. В это время общество отвергает новое, противится обновлению (СССР в 70 – 90 годы)

 

По отдельности ни прогресс, ни регресс, ни стагна­ция не существуют. Попеременно сменяя друг друга, переплетаясь, они дополняют картину общественного развития.

 

 

С понятием прогресса связано понятие НТР - Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.

Результаты и социальные последствия НТР:

- рост потребительских стандартов в обществе;

- улучшение условий труда;

- возрастание требований к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников;

- совершенствование взаимодействия науки с техникой и производством;

- широкое применение компьютеров и т.д.

 

6. Процессы глобализации и становление единого че­ловечества. Глобальные проблемы современности.

 

Глобализация общества представляет собой процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе. При этом слово «глобализация» подразумевает переход ко «всемирности», глобальности (globality). To есть, к более взаимосвязанной мировой системе, в которой взаимозависимые каналы общения преодолевают традиционные границы.

Понятие «глобализация» предполагает также и осознание человечеством своего единства в пределах одной планеты, существования общих глобальных проблем и единых для всего мира основных норм поведения.

Глобализация общества – это сложный и разноплановый процесс развития мирового сообщества, не только в экономике и геополитике, но также и в психологии и культуре, например, такие, как национальная самосознание и духовные ценности.

Важнейшей характеристикой процесса глобализации общества является международная интеграция – объединение человечества во всемирном масштабе в единый социальный организм (интеграция – это соединение различных элементов в единое целое). Поэтому и глобализация общества предполагает не только переход к всеобщему рынку и международному разделению труда, но также и к общим правовым нормам, к единым стандартам в области правосудия и государственного управления.

Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных проблемах современности.

Глобальные проблемы современности – трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие для своего решения неотложных согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества, от чего зависит существование человечества.

Особенности глобальных проблем:

1) имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира и государств;

2) угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;

3) нуждаются в неотложных и эффективных решениях;

4) требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.

Глобальные проблемы явились результатом, с одной стороны, огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей; с другой стороны – неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Глобальные проблемы:

1) Экологическая проблема.

Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами. Большинство ученых основной причиной глобального изменения климата считают человеческую деятельность.

Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства и т.д. требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу. В настоящее время в результате интенсивной человеческой деятельности происходит даже изменение климата.

По сравнению с началом прошлого века содержание углекислого газа в атмосфере возросло на 30%, причем 10% этого прироста дали последние 30 лет. Повышение его концентрации приводит к так называемому парниковому эффекту, в результате которого происходит потепление климата всей планеты.

В результате человеческой деятельности произошло потепление в пределах 0,5 градуса. Однако если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится по сравнению с ее уровнем в доиндустриальную эпоху, т.е. увеличатся еще на 70%, то произойдут очень резкие изменения в жизни Земли. Прежде всего, на 2-4 градуса, а на полюсах на 6-8 градусов повысится средняя температура, что, в свою очередь, вызовет необратимые процессы:

- таяние льдов;

- поднятие уровня мирового океана на один метр;

- затопление многих прибрежных районов;

- изменение влагообмена на поверхности Земли;

- сокращение количества осадков;

- изменение направления ветра.

Глобальное изменение климата ставит на грань исчезновения ряд видов живых существ, населяющих Землю. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем в Южной Европе станет суше, а в северной части континента станет влажнее и теплее. Вследствие этого увеличатся периоды аномальной жары, засух, а также обильных осадков и наводнений, возрастет риск инфекционных заболеваний, в том числе в России, что приведет к значительным разрушениям и необходимости крупномасштабного переселения людей. Ученые рассчитали, что если температура воздуха на Земле повысится на 2С, то водные ресурсы в Южной Африке и Средиземноморье сократятся на 20-30%. До 10 млн человек, проживающих в прибрежных зонах, ежегодно будут подвергаться угрозе наводнений.

Вымрет 15-40% наземных видов животных. Начнется необратимое таяние Гренландского ледового щита, что может привести к повышению уровня моря на 7 м.

2) Проблема войны и мира.

В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны причинить глобальный ущерб и человечеству, и природе.

3) Преодоление отсталости.

Речь идет об отсталости комплексной: в уровне жизни, развитии образования, науки и техники и т.д. Немало стран, в которых царит ужасающая нищета нижних слоев населения.

Причины отсталости развивающихся стран:

1. Это – аграрные страны. На их долю приходится свыше 90% сельского населения мира, но они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост населения в них превышает прирост производства продовольствия.

2. Другая причина - необходимость осваивать новые технологии, развивать промышленность, сферу услуг, требует участия в мировой торговле. Однако она деформирует экономику этих стран.

3. Использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.

4. Полная зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры. Несмотря на то, что некоторые из этих стран обладают огромными запасами нефти, они не в состоянии полностью контролировать положение дел на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.

5. Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит препятствием на пути преодоления их отсталости.

6. Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое внимание к ним требует крупных затрат и, конечно, предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах.

Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения.

4) Демографическая проблема

Прирост населения в развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных условий жизни.

Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском хозяйстве.

Остра и жилищная проблема: большинство населения развивающихся стран живут фактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живет в трущобах, 1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-40 миллионов.

5) Борьба с терроризмом.

Взрывы посольств, захват заложников, убийства политических деятелей, простых людей, в том числе и детей – все это и многое другое мешает стабильному развитию мировых процессов, ставит мир на грань локальных войн, которые могут перерасти в масштабные войны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.