Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад А.П. Сапунова в развитие исторического краеведения Беларуси.




Данный курс исторического краеведения предполагает реализацию целей и задач обучения на основе реализации внутрипредметных и межпредметных связей с курсами истории России с древнейших времен до современности.

Особенностью преподавания краеведения в 6 классе является необходимость организации исследовательской деятельности школьников, формирования и развития навыков поиска и обработки информации, использования данных навыков в собственной деятельности. Таким образом, изучение краеведения предполагает изучение материала не только на теоретическом, но и на практическом уровне, что позволяет конкретизировать события, явления истории России.

Основными задачами курса исторического краеведения является и развитие интереса к истории родного края, формирование гражданственности на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и этнических традиций.

 

Планирование составлено на основе методических рекомендаций, разработанных учителями области. Изучение курса основано на следующих УМП:

Клестова Г.А. Учебное пособие для самостоятельной работы. Вятка XVIII-XIX века. – Киров, 2002.

Клестова Г.А.Вятка XIX в: методические рекомендации по курсу исторического краеведения 8-10 классы.-Киров, 2003.

Историческое краеведение: методическое пособие. – Киров, 2007. – 116 с.

Эммаусский А.В. Очерки истории Кировской области. – Киров, 1987.

 

Цели и задачи курса:

Основными задачами курса краеведения являются развитие интереса к родному краю, его истории с целью углубления знаний на уроках истории и развития способностей самостоятельного мышления, умения соотносить события истории края и страны.

- Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям родного края, формирование гражданственности на основе усвоения социального опыта, культурного наследия, общенациональных и этнорегиональных традиций.

- Освоение знаний о важнейших событиях и процессах, происходящих в родном крае, в их взаимосвязи с отечественной и всемирной историей и хронологической преемственности.

- Овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации, мотивировать и аргументировать свои суждения.

- Формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, региональными этнонациональными традициями.

- Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей родного края для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других наций и народностей.

Учащиеся должны знать: даты, факты, термины, личности, уметь приводить примеры занятий и промыслов, называть предприятия и исторические памятники края, особенности экономики, политики, культуры родного края на разных этапах исторического развития.

Учащиеся должны уметь: ориентироваться по карте, объяснять причины тех или иных исторических явлений края, составлять рассказы, приводить цифры и факты, учитывать национальные особенности края, любить и охранять исторические памятники культуры.

Программа составлена учителем обществознания и истории КЭПЛ Кирова, Герасимовой А.В.

 

Содержание программы

«Общая характеристика вопроса о происхождении края». «Малая родина», место и значение родного края в составе государства. Вятская земля: физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение.

«Присоединение Вятки к русскому государству в XIV веке.

Развитие края в ХVII-ХVIII вв. «Хлынов в к. XVII- нач. XVIII века». Обзорно- ознакомительная характеристика в экономическом, внешнеполитическом и культурном плане.

Культура вятского края в XVII— XX веков. Особенности развития культуры.

«Вятка XIX - XX веков». Численность края, расположение, национальный состав, обычаи, традиции, религия, их влияние на культуру населения в переходный период. Школа.

 

Установление Советской власти в Вятке.

Великая Отечественная война и локальные конфликты XX века в жизни кировчан.

Патриотическое воспитание учащихся, понимание значимости этого события в жизни всего народа, сопричастности к этому историческому явлению. «Война - глазами героев». Героико-патриотическая направленность, осознание значимости подвига в жизни, воспитание любви к Родине, мужества и отваги.

Родной край во 2-й пол. XX века.

Роль и значение областного центра на современном этапе развития, в масштабах всей страны.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ»

Дата Тема ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ Деятельность на уроке Дом. задание  
РАЗДЕЛ 1: Родной край(с древнейших времен до конца XVII в.).    
    Введение в курс «Историческое краеведение» «Малая родина», место и значение родного края в составе государства. Лекция, записи    
2-3   Вятка: начало истории родного края. Изучение археологического наследия Вятского края. Вятка: начало истории родного края. Первые люди на Вятской земле – основные этапы появления. Занятия, климат Археология как наука. Древнейшая история края. Встреча с археологом/ Экскурсия в Вятский палеонтологический музей. Опорная схема, записи в тетради. Фотоальбом «в гостях у динозавров»  
4-5   Вятская земля: природа, климат, флора и фауна. Охрана природы края. Памятник природы. Красная книга.   Лекция, записи, дискуссия /Изучение флоры и фауны Вятского края на базе музейно-выставочного комплекса «Природа». Записи в тетради. Сообщения, проекты, презентации.  
6-7   Первое упоминание о Вятке в летописях. Присоединение Вятки к русскому государству в 1489 г. Вятский край в XIV-XVI веках. Город Хлынов. Образование древних вятских городов. Присоединение Вятки к русскому государству в 1489 г. Лекция, записи, дискуссия/ Экскурсионные занятия в Кировском областном краеведческом музее: главное здание музея Сообщения, рефераты, творческие проекты.  
    Обобщающе-повторительный срез по блоку Родной край(с древнейших времен до конца XVII в.).   Историко-краеведческая игра «Юный следопыт»    
  РАЗДЕЛ 2: Родной край(в XVIII – начале ХХ вв.).    
9-10   Вятский край XVIII - XIX веках. Вятская губерния. Выявить основные закономерности развития края в обозначенный период на основании исторических источников. Территория. Население. Быт. Экономика. России. Лекция с записями основных понятий / Экскурсионные занятия в Кировском областном краеведческом музее: «Кунсткамера» Эссе «Вятская губерния»  
11-12   Экономическое, политическое и культурное развитие края в XYIII - XIX веках. Изучение меценатских традиций, формирование образа купеческого провинциального города России, развитие торговли. Лекция с записями основных понятий / Посещение кировского музея народного образования. Творческая работа с привлечением исторических и литературных источников, музейных материалов.  
13-14   Памятники истории и культуры Вятского края. Ремесла и народные промыслы Вятки. Охрана и использование памятников истории и культуры, их значение: научное, историческое и художественное. Лекция с записями основных понятий / Посещение музея «Вятских художественных промыслов» Сообщения, рефераты, творческие проекты.  
15-16   Вятка православная.   Изучение основных достопримечательностей православной Вятки. Храмы Вятской земли. Экскурсия или сообщения детей/ Экскурсия в Трифонов монастырь Сообщения о храмах Вятки*  
17-18   Вятка глазами иностранцев. Вятская ссылка. Вятская проза и поэзия. Вятка в произведениях художественной литературы. Литературный вечер/ М.Е. Салтыкова-Щедрина. Творческий очерк «Про Вятку рассказывают…»  
19-20   Архитектура и художественная культура Вятского края в XIX нач. XX вв. Разнообразие архитектурных стилей. Архитектурные памятники родного края. Народное творчество. Художественная культура. Проектная деятельность учащихся «Архитектура Вятки на XIX/XX вв.». Биографические очерки «Известные земляки: архитекторы, художники»/ Экскурсия в Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых урок – игра. Работы в группах по созданию творческих проектов, презентаций, очерков и рассказов по изученным проблемам.  
21-22   Установление Советской власти в Вятке в 1917 г. Социально-экономическое развитие края в начале ХХ века. Отразить общие процессы в стране и их влияние на развитие края Изучение численности, национального и конфессионального состава населения, традиций народов, проживающих на территории края. Урок- беседа. Выделение общего и особенного/ Экскурсионные занятия в Кировском областном краеведческом музее: «Диорама». Записи по темам уроков, подготовка проверочного тестирования. Разработка заданий  
    Контрольно-проверочное занятие по теме Родной край(в XVIII – начале ХХ вв.).   Викторина «Наш край в XVIII – нач. XX вв.»    
РАЗДЕЛ 3: Родной край(в ХХ вв.)    
24-25   Страницы ратного подвига кировчан. Отечественная война, Великая отечественная война, кировчане в локальных конфликтах. Урок- беседа / Встречи с воинами Российской Армии и Военно-Морского Флота, ветеранами, запись их воспоминаний. «Альбом воспоминаний»  
26-28   Личность в истории Хлынова-Вятки-Кирова. Почётные граждане города. Известные в общегосударственном масштабе жители Вятского края. Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью ученых, писателей, скульпторов, архитекторов. Презентация исследований учащихся (доклады, рефераты, фотоальбомы)/ Экскурсии в музеи К.Э. Циолковского и им. А.С. Грина Подготовка самостоятельного исследования  
29-30   История улиц нашего города. Исторические и современные названия. Изучение исторических переименований улиц города. Экскурсия по улицам города. написание творческой работы  
31-32   Значение Кирова на современном этапе развития. Перспективы развития города. Внутренние и внешние ресурсы края, перспективы его развития на ближайшее время. Анализ материалов СМИ/ Создание и представление творческих проектов «Киров-город будущего». Вырезки из газет, ресурс интернет Создание и представление творческих проектов «Киров-город будущего».  
    Заключительный урок «Мой край» Итоговое тестирование. Выражение отношения к своему городу, краю Проверочно-контрольная работа по пройденному курсу/ Обобщение знаний учащихся Мини-сочинение  
    Подведение итогов курса. Рефлексия. Сбор и обобщение краеведческих материалов по пройденному историко-краеведческому курсу. Создание и представление брошюры (сборника) по деятельности объединения.    

 

 

Значительный вклад в краеведение Беларуси внес крупнейший ученый-краевед А.П. Сапунов. Сапуновым были изданы в Витебске три тома документов по истории Витебщины «Витебская старина» (1883, т.1; 1885, т.4; 1888, т.5), опубликованы работы «Река Западная Двина» (Витебск, 1893) и «Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии» (Витебск, 1896). В начале ХХ века вышла в свет его работа о древних памятниках Витебской губернии («Памятники времен древних и новейших в Витебской губернии», Витебск, 1903). Впоследствии Сапунов занимался описанием некоторых белорусских архивов, составлял список населенных мест Витебской губернии, продолжал публикацию документов, связанных с историей Витебщины. Сапунов является одним из основателей «Общества изучения Белорусского края» в Могилеве, которое ставило своими задачами поиск и изучение исторических материалов, связанных с прошлым края, распространение исторических знаний среди населения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.