Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика памятников истории и культуры. 3 страница




В г. Ельске есть улица Яна Налепки, словацкого героя ВОВ, имя другого словака Ладислава Дынды увековечено мемориальной плитой в Буда-Кошелево.

В честь освободителей Лоева Царикова и Попова также названы улица Гомеля. В Лоеве сооружен обелиск в честь воинов 65-й армии и партизан. В д. Держачи открыт мемориальный комплекс, где в братской могиле похоронено 7 Героев Советского Союза.

25 ноября 1943г. фашисты были изгнаны из Гомеля. В честь этого события на площади Восстания установлен танк «Т-34».

Более 100 гомельчан удостоены звания Герой Советского Союза, именами которых названы улицы города.

32. Развитие исторического краеведения на Гомельщине до 40-х годов ХХ в

В 19в. в усадьбе Румянцева создается краеведческий кружок, который занимается сбором различных документов, вещественных памятников, на основании деятельности кружка создается музей, который существует и до сих пор.

Изучением Гомельщины занимаются такие видные ученые как И.И. Григорович, Доленго-Ходаковский, который приезжал для исследования границы белорусских земель и украинских.

Романов выпускает сборник «Могилевская старина», который содержит и материалы по Гомельщине, а также «Археологический очерк Гомельского уезда».

З. Радченко собрала и издала «Песни Гомельского уезда». Исследованиями Полесья занимался Сержпутовский.

М.В. Довнар-Запольский интерсовался Полесьем, исследовал этнографию Речицкого уезда.

В 1900г. выходит значительное издание Л. Виноградов «Гомель: его прошлое и настоящее».

С 1910г. издаются материалы по Гомелю Сербова, Довгялло, Жудро.

33. Развитие исторического краеведения на Гомельщине в 50-е годы ХХ – начале ХХІ в.


В советский период (Сталин) краеведение затихает, а затем после развенчания культа личности возрождается вновь. Восстанавливаются музеи – областной краеведческий музей.

Это время широкого развития школьного краеведения, которое имеет гражданско-патриотическую направленность. В конце 80-х проходят 2 конференции – «Гомельщина: старонкі мінулага» и на базе областной библиотеки международная конференция.

К 80-летию Гомельского областного краеведческого музея издан сборник работ, посвященных его деятельности.

При ГГУ создается институт изучения истории восточнославянских народов, который вплотную занимается изучением краеведения Гомельщины.

На кафедрах ГГУ преподаватели вносят свой вклад в развитие краеведения. Ященко – занимается социально-экономическим развитием Гомельщины конца 19 – начала 20вв., Мурашко – соц.-эконом. развитием в довоенные годы, Макушников О.А. – археологией, Рогалев является топонимистом, исследует различные географические названия.


34. Общая характеристика издания: Археалогія і нумізматыка Беларусі. Энцыклапедыя. – Мн., 1993.
"АРХЕАЛОГІЯ І НУМІЗМАТЫКА БЕЛАРУСІ", аднатомная галіновая энцыклапедыя. Падрыхтавана і выдадзена ў Мінску ў 1993 выдавецтвам "Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі" тыражом 15 тыс. экз. У выданні змешчаны 2384 артыкулы, з іх 419 па нумізматыцы, вялікая колькасць каляровых і чорна-белых здымкаў, планаў і схем асобных помнікаў. У артыкулах па археалогіі асвятляюцца ўсе культуры, якія існавалі на тэрыторыі Беларусі, тыпы археалагічных помнікаў (стаянкі, паселішчы, гарадзішчы, селішчы, могільнікі, свяцілішчы), помнікі архітэктуры сярэдневякоўя (мураваныя храмы, замкі, палацы), рэчы матэрыяльнай культуры, а таксама унікальныя творы першабытнага мастацтва. У артыкулах па нумізматыцы прадстаўлена грунтоўная інфармацыя па ўсіх аспектах манетнай справы. Мэта выдання - пазнаёміць чытача з помнікамі археалогіі і нумізматыкі, адкрыццямі навукоўцаў за апошнія 250 гадоў. У стварэнні энцыклапедыі прымалі ўдзел вядучыя беларускія вучоныя: археолагі, нумізматы, гісторыкі, краязнаўцы, мастацтвазнаўцы і інш.

35. Общая характеристика издания: Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя. – Мн., 1989.
Энцыклапедыя «Этнаграфія Беларусі» мае на мэце даць магчымасць чытачу пазнаёміцца з асноўнымі аспектамі жыццядзейнасці беларусаў ад старажытных часоў да нашых дзён іх матэрыяльнай і духоўнай культурай. Артыкулы, што ўвайшлі ў гэта выданне, тэматычна прадстаўляюць наступныя раздзелы. Тэарэтычныя артыкулы даюць магчымасць пазнаёміцца з сучасным вызначэннем такіх этнаграфічных паняццяў, як этнас, этнасацыяльны арганізм, этнасацыяльныя працэсы, народнасць, нацыя і г. д. Крыніцазнаўчыя артыкулы адлюстроўваюць этнічны, сацыяльна-эканамічны і культурны стан Беларусі і яе насельніцтва ў розныя гістарычныя адрэзкі часу. У артыкулах пра летапісы, акты, рэвізіі, сталовыя інвентары, архівы, навуковыя і перыядычныя выданні умяшчаюцца матэрыялы пра жыццядзейнасць насельніцтва Беларусі ў складзе Бялікага княства Літоўскага, Рэчы Паспалітай, Маскоўскай дзяржавы. Блізкія да гэтай групы і артыкулы, прызначанныя пытанням паходжання (этнагенезу) і развіцця беларускага этнасу з 14 ст. да нашых дзён. Наўпоўна гэтыя звесткі адлюстраваны ў артыкуле “Беларусы”. Асобныя артыкулы гэтай групы асвятляюць працэсы складанне беларускай народнасці і нацыі, фарміравання этнічнай стойнасці беларусаў, працэсы этнічнай кансалідацыі, якія паказваюць, што беларусы складаюць асобную нацыю са сваёй гісторыяй, мовай, асаблівасцямі культуры і побыту, што адрозніваюць іх ад іншых народаў. Сюды адносяцца і артыкулы, якія характэрызуюць іншыя народы і этнічныя групы, што пражываюць на тэрыторыі Беларусі або мяжуюць з ёю.

Самая вялікая група артыкулаў прысвечана побыту і культуры беларусаў. Гэтыя артыкулы даюць яскравае адлюстраванне пра высокі ўзровень народнага майстэрства У энцыклапедыі шмат рэалін, якія маюць культурна-гістарьічнае значэнне.

36. Общая характеристика серии: “Беларуская народная творчасць”.
БЕЛАРУСКАЯ НАРОДНАЯ ТВОРЧАСЦЬ – пачатая ў 1970 г. Інстытутам мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору АН Беларусі серыя шматтомнага навуковага выдання беларускага фальклору паводле жанравага прынцыпу.

Выйшла каля 50 тамоў: «Казкі пра жывёл і чарадзейныя казкі» (1971), «Радзінная паэзія» (1971), «Дзіцячы фальклор» (1972), «Загадкі» (1972), «Жартоўныя песні», «Жніўныя песні» (абедзве ў 1974), «Прыказкі і прымаўкі» (1976), «Балады» (1977, 1978), «Выслоўі» (1979), «Вяселле. Песні» (1980, 1981), «Паэзія беларускага земляробчага календара» (1992), «Жаніцьба Цярэшкі» (1993) і інш.

Сабраныя ў вялікім аб'ёме разнастайныя творы народнай творчасці ярка выяўляюць талент беларускага народа, пра яго вялікі уклад у сусветную духоўную скарбонку. Выкарыстаны непасрэдныя запісы, матэрыялы з самых розных друкаваных крыніц, архіваў, а ў песенных тамах даюцца нотныя ўзоры меласу.

37. Общая характеристика издания “Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі”. Анализ содержания тома по Гомельской области.

Издание «Збор помнiкаў гicторыi i культуры Буларусi» является частью Собрания памятников истории и культуры народов СССР.

Каждый том посвящен отдельной области Беларуси, в каждом томе памятники разбиты по районам (в алфавитном порядке их названий). Как самостоятельная единица выделены областные центры, известия о котором помещены в начале каждого тома. Внутри каждого района первыми рассматриваются памятники административного центра, а затем памятники других населенных пунктов района. Населенные пункты идет в алфавитном порядке и памятники, находящиеся в них также представлены в алфавитном порядке.

Даты, которые относятся к дореволюционной истории (до февраля 1917г.) даются обычно в старом стиле; с 27 февраля (12 марта) 1917г. и до принятия нового стиля с 14 февраля (1 февраля) 1918г. даются в двух стилях – старом и новом. Даты с 14 февраля (1 февраля старого стиля) 1918г. даются по новому стилю.

Том, посвященный Гомельской области, составлен на основе научного исследования памятников, изучения первоисточников и литературы о времени, событиях и людях, которым они посвящены. В этом томе рассказывается о памятниках истории, археологии, архитектуры и монументального искусства.

Значительное внимание уделяется памятникам советского периода. Отдельно место занимают памятники ВОВ.

В том включены только недвижимые памятники, в их числе:

1.
Памятники археологии – остатки древних поселений, стоянки, городища, селища и города, древние памятники производственной деятельности человека, могильники, надмогильные и ритуальные сооружения.

2.
Памятники истории – памятники производственной (трудовой) деятельности людей разных исторических формаций, памятные места и памятники, связанные с государственным строительством, с отражением классовой борьбы и борьбы за социальное и национальное освобождение, за независимость, с защитой Отечества, развитием культуры, науки, искусства.

3.
Памятники архитектуры – градостроительное искусство, жилищная, гражданская и культовая архитектуры, памятники военно-оборонительного зодчества, промышленной архитектуры, инженерного и садово-паркового искусства, архитектурные монументы.

4.
Памятники монументального и монументально-декоративного искусства – монументальная скульптура, монументальная живопись, произведения декоративного искусства.


В издание включены все уцелевшие памятники архитектуры с времен древности до середины 19в., наиболее характерные для 2-й половины 19 – начала 20в., довоенного советского периода, наилучшие архитектурные сооружения послевоенного времени, которые отражают достижения в промышленном, жилищном, общественном и современном сельском строительстве. В издание не включены памятники, которые не сохранились. Они рассматриваются только при общей характеристике культуры города, области или отдельного архитектурного комплекса.

Каждому памятнику посвящена отдельная статья, в которой дана характеристика его исторический и художественных ценностей. Многие статьи проиллюстрированы фотографиями, чертежами, схемами, картами. Том имеет указатели – именной, географический, хронологический, а также перечень библиотек, музеев, архивов области с коротким описанием их фондов.

38. Охрана памятников истории и культуры в советское время.

Охрана памятников истории и культуры — комплекс мер и мероприятий, нацеленных на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение официального статуса, реставрацию и консервацию. Самая высшая степень ценности исторического памятника — включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Охрана памятников истории и культуры, система международных, государственных и общественных мероприятий, ставящих целью сохранение и защиту культурного наследия человечества. Охране подлежат литературные и исторические памятники, произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологические находки и комплексы, имеющие национальное и международное значение. Деятельность в сфере О. п. и. и к. слагается из научно-исследовательской работы (изучение, классификация, каталогизация и публикация памятников), подготовки и издания законодательных актов (признание того или иного объекта памятником истории и культуры; принятие законов, запрещающих порчу, разрушение или перестройку памятников, вывоз памятников за границу и т. п.; разработка инструкций о порядке учёта, хранения и реставрации художественных и исторических ценностей), консервационных и реставрационных работ (см. Консервация, Реставрация), популяризации памятников как исторического наследия и культурного достояния.

Конкретные правоприменительные вопросы нашли отражение в постановлении Совета Министров БССР № 350 от 1 октября 1984 г. «О фактах грубых нарушений законодательства об охране памятников истории и культуры»[12]. В частности, этим постановлением рекомендовалось Белорусскому добровольному обществу охраны памятников истории и культуры обеспечить исполкомы местных Советов депутатов Сводом памятников истории и культуры.

К сожалению, некоторые нормативные акты, принятые после провоз­глашения Беларусью независимости, а также издаваемые в их развитие подзаконные правовые документы отличаются внутренней противоречивостью и в значительной степени не обеспечивают надлежащей правовой охраны историко-культурного наследия. На практике это приводит к низкой эффективности правоприменительной деятельности.

Именно с этого времени (т. е. уже после провозглашения Беларусью независимости) начался новый период в сфере охраны культурного наследия страны. Связан он с принятием закона «Об охране историко-культурного наследия»[13], положившего начало концептуально иному подходу к охранной деятельности государства в данной области. В дальнейшем в данный закон неоднократно вносились изменения – в большинстве случаев редакционного характера.

Этим законом упразднено разделение памятников по видам, все объекты объединены общим родовым понятием «историко-культурная ценность», минимизированы формы общественного контроля за охраной и использованием историко-культурного наследия, разбалансирована система государственного учета объектов культурного достояния народов Беларуси.­

Конституционное закрепление вопросы охраны и использования памятников истории и культуры впервые получили в ст. 68 Конституции СССР 1977 г., которая провозгласила обязанность граждан заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей. В предыдущих советских конституциях аналогичная норма отсутствовала. Сформулированная правовая норма была в дальнейшем конкретизирована в законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»[14], абсолютное большинство положений которого нашли свое отражение в белорусском законодательстве.

39. Охрана памятников истории и культуры на современном этапе.

В соответствии со ст. 54 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин обязан беречь историко-культурное наследие и другие национальные ценности. В Основном Законе Беларуси определены правовые основы деятельности органов государства в области культурного строительства, охраны и использования культурных ценностей, а также в регулировании всех общественных отношений.

Конституционные нормы обладают высшей юридической силой. Они выражают в концентрированном виде задачи и цели правового регулирования в данной области, служат базой для развития всей системы законодательства об охране и использовании историко-культурных ценностей[15].

Вслед за Конституцией Республики Беларусь к верхнему уровню иерархии нормативно-правовых актов об охране историко-культурных ценностей следует отнести законы «Об охране историко-культурного наследия Республики беларусь» от 9 января 2006 г., «О культуре в Республике Беларусь», «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь», «Об особо охраняемых природных территориях» (в части определения статуса национального парка и заповедника), Гражданский кодекс Республики Беларусь, «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь», «О библиотечном деле в Республике Беларусь».

Важные нормативно-правовые акты приняты в 2001–2008 гг.

Большое значение для сохранения исторического наследия имеет принятое 23 июля 2001 г. постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1085 «О первоочередных мерах по сохранению и возрождению исторических центров городов Беларуси»[16].

Во исполнение данного правительственного постановления уполномоченными государственными органами разрабатывается долгосрочная программа реализации проектов регенерации городской застройки, имеющая важное историко-культурное значение. Весьма эффективным средством привлечения дополнительных средств на реконструкцию исторической застройки городов Беларуси может стать рекомендация органам местного самоуправления освободить собственников историко-культурных ценностей, расположенных на территории исторических городов, от долевого участия в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры.

Речь идет о том, что субъекты хозяйствования – собственники историко-культурных ценностей при осуществлении работ по реконструкции исторической застройки будут освобождаться от обязательных для всех юридических лиц платежей, которые предназначаются для развития инженерно-транспортной (тепловые сети, водопровод, коммуникации, дороги) и социальной инфраструктуры. Тем самым высвобожденные ресурсы могут быть направлены на возрождение исторических городов Беларуси.

Причем такой финансовый стимул предоставлен только таким историческим городам, как: Минск, Брест, Кобрин, Пинск, Пружаны, Поставы, Гомель, Мозырь, Туров, Гродно, Волковыск, Лида, Новогрудок, Слоним, Щучин, Клецк, Логойск, Несвиж, Могилев, Бобруйск и Мстиславль.

Кроме того, названным постановлением утверждена Программа первоочередных мер по сохранению и возрождению исторической за­стройки городов Беларуси, которая предусматривает выполнение ответственными исполнителями (а это, прежде всего, Министерство культуры, Минстройархитектуры, Минжилкомхоз, облисполкомы и др.) следующих мероприятий:

1) паспортизация в 2001–2003 гг. историко-культурных ценностей городов Минска и Гродно;

2) разработка в 2002–2003 гг. историко-архитектурных и инженерных обоснований регенерации городов Гомеля, Несвижа, Браслава, Постав, Турова;

3) активизация работы в 2001–2005 гг. по регенерации исторического квартала «Верхний город» в Минске[17];

4) разработка (2001–2002 гг.) проекта возрождения исторического центра Гродно и представление его в Секретариат Совета Европы для возможной совместной реализации;

5) разработка плана мероприятий по регенерации исторической застройки г. п. Мир и проекта создания центра подготовки специалистов в области культурного туризма на базе Мирского замка[18].

Правительство Беларуси 6 мая 2002 г. приняло постановление № 579 «О вопросах сохранения историко-культурного наследия»[19], основное назначение которого – обеспечение государственной поддержки деятельности по учету, охране, сохранению, восстановлению и содержанию объектов историко-культурного наследия.

Данным постановлением утверждено Положение о порядке определения очередности в финансировании работ по сохранению и восстановлению материальных историко-культурных ценностей и участии в нем государства. В очередной раз было предписано закончить в 2002 г. формирование Государственного списка историко-культурных ценностей, реформировать систему органов охраны памятников, а также определить порядок государственного регулирования деятельности по возвращению историко-культурных ценностей Республики Беларусь и их реституции в случае незаконного присвоения. Заинтересованные ведомства обязывались подготовить инструкцию о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации на производство работ на объектах, отнесенных к материальным историко-культурным ценностям. Предусматривались ассигнования на финансирование Банка сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 651 от 22 мая 2002 г. утверждено Положение об охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ. Положение определяет состав и порядок осуществления государственными органами, юридическими и физическими лицами обязательных мер по охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ с целью использования этих объектов в интересах гуманитарного образования, науки и культуры.

Тем самым впервые на республиканском уровне начали регулироваться вопросы охраны археологических объектов, отчасти заполнив сложившийся в данной области правовой пробел.

В контексте государственных мер по восстановлению исторического наследия находится Программа мероприятий по реставрации дворцово-паркового ансамбля в г. Несвиже и замкового комплекса в г. п. Мир, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1370 от 2 октября 2002 г.[20] Этим нормативно-правовым актом предусматриваются конкретные объемы финансирования ремонтно-реставрационных работ на указанных в программе объектах. Кроме того, запланирована корректировка Национальной программы развития туризма с тем, чтобы обеспечить первоочередное включение в экспонирование на маршрутах показа наиболее значимых историко-культурных ценностей.

С целью обеспечения государственной поддержки деятельности по учету, охране, сохранению и восстановлению объектов историко-культурного наследия Совет Министров Республики Беларусь 8 октября 2002 г. принял постановление № 1395 «О системе мер, обеспечивающих проведение реставрационно-восстановительных работ на наиболее важных объектах историко-культурного наследия»[21].

К 2000 г. сформировалась законодательная база, на основе которой регламентируется перемещение культурных ценностей через таможенную границу. Большое практическое значение в данном контексте имеет постановление Совета Республики Беларусь № 557 от 21 апреля 2000г. «Об утверждении положения о порядке перемещение культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь», нормы которого направлены на предотвращение нелегального оборота предметов старины и искусства[22].

Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2003 г. утвержден Порядок оборота на территории Республики Беларусь оружия и бое­припасов, имеющих культурную ценность[23].

Приоритет в подготовке белорусских национальных объектов определен Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2004г. №2 «Об организации работ по реконструкции части Августовского канала

18 мая 2004 г. принят в новой редакции закон «О культуре в Республике Беларусь», с введением в действие которого увязывается реформирование законодательства об охране историко-культурного наследия.

24 июля 2006 г вступила в силу новая редакция закона «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь».

Таким образом, несомненно, что в 2001–2008 гг. активизировалась деятельность государственных органов по совершенствованию правовой охраны историко-культурного наследия Беларуси





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 47; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.