Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни




Глава 1 Основы медицинских знаний

1.1. Сохранение и укрепление здоровья - важное условие достижения высокого уровня жизни

Основные понятия о здоровье и его составляющих

Здоровье — это бесценный дар, который дан чело­веку самой природой.

Определение здоровья сформулировано Всемир­ной организацией здравоохранения (ВОЗ). Признано, что здоровье — это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.

В общем понятии здоровья имеются две равноцен­ные составляющие: духовное здоровье и физическое. Они так тесно переплетены, что невозможно их раз­делить. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.

Духовное здоровье человека — это здоровье его ра­зума. Оно зависит от системы его мышления, отноше­ния к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, ве­щам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные си­туации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности челове­ка, рационального питания, соблюдения правил лич­ной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физи­ческого труда, умения отдыхать. Сохранить и укре­пить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек.

Человек — не просто высокоорганизованная био­логическая система, но и организм, живущий в опре­деленных общественных условиях. Они отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано соци­альное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни человека, его труда, от­дыха, питания, жилья, а также уровень культуры, воспитания и образования.

Кроме того, принято различать здоровье индивиду­альное и общественное (здоровье населения).

Индивидуальное здоровье — это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры — культуры здоровья.

Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным об­разом от политических, социально-экономических и природных факторов.

По каким критериям принято оценивать здоровье человека? Рассмотрим соответствующую схему.

Схема «Основные критерии здоровья человека» да­ет возможность понять, из чего состоит здоровье чело­века. Зная это, нужно использовать все возможные

средства, чтобы сохранить хорошее здоровье и обеспе­чить себе активное долголетие.

Понятие здоровья диалектически связано с проти­воположным понятием — нездоровья и болезни. Как определить, здоров человек или болен? Для этого необ­ходимо провести исследования состояния и деятель­ности его различных систем и органов. Врачи оценива­ют состояние здоровья по объективным показателям, которые можно зарегистрировать и измерить. Это уро­вень кровяного давления, частота сердечных сокраще­ний, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т. д. Получив результаты обследования, врач может сделать обосно­ванное заключение о том, здоров человек или болен. Но для этого ему необходимо сопоставить полученные результаты с неким эталоном, нормой. Если результа­ты отличаются от нормальных показателей, то он де­лает заключение о болезни, если же не отличаются — человек здоров. Это кажется очень простым.

Однако исследования показывают, что совершенно здоровых или больных насчитывается приблизитель­но по 10%. А что же остальные? Оказывается, что около 80% людей находятся где-то между двумя крайними состояниями. Кто-то находится ближе к болезни, кто-то ближе к здоровью. Иногда создается впечатление, что человек движется только в одну сто­рону: от здоровья к болезни. Это не так. Можно сохра­нять хорошее здоровье на протяжении долгой жизни, если о нем заботиться, когда оно еще есть. А что же делать, когда появилось заболевание? Возможно ли движение в сторону здоровья? Возможно, но для это­го необходимо понять, что ваше здоровье зависит от вас самих и его нельзя бездумно транжирить.

Влияние окружающей среды на здо­ровье человека

Любая деятельность человека происходит в усло­виях постоянного воздействия внешней среды. В за­висимости от характера его подразделяют на физиче­ское, химическое, биологическое, социальное и пси­хическое.

Под физическим воздействием внешней среды на организм человека понимают главным образом облу­чение электромагнитными излучениями естественно­го или искусственного происхождения, воздействие приборов и аппаратуры, использующих электриче­скую энергию.

Для здоровья человека опасна чрезмерная близость мощных радиостанций, радиолокационных станций, линий электропередачи и других энергетических объ­ектов. Линии электропередачи высокого напряже­ния создают вокруг себя переменное электрическое поле. Его длительное воздействие на организм дает неблагоприятный эффект. Тяжелыми последствиями, вплоть до остановки дыхания и сердца, чревато воз­действие электрического тока высокого напряжения.

Самый же мощный природный фактор физического воздействия — солнечный свет. Длительное пребыва­ние на солнце может привести к ожогам различной сте­пени, вызвать тепловой или солнечный удар. Уберечь себя от неблагоприятного влияния солнечной энергии можно, выполняя определенные правила: носить в осо­бенно жаркую погоду головной убор; загорать постепен­но, начиная с 2—3 мин в первый день и прибавляя в по­следующие дни по 1—2 мин, но так, чтобы общее время пребывания на солнце не составляло более 2 ч в день.

Химические факторы риска связаны с широким ис­пользованием человеком химических веществ на про­изводстве и в быту (консервирующие, моющие, чистя­щие и дезинфицирующие средства, а также средства для покраски и склеивания различных предметов). Надо помнить, что нарушение правил их применения может оказать неблагоприятное воздействие на орга­низм. Чтобы избежать этого, надо сначала вниматель­но ознакомиться с изложенными в инструкциях ме­рами безопасности и строго следовать им.

Биологические факторы риска. С первых дней жиз­ни человека окружает мир биологических существ, невидимых невооруженным глазом. Некоторые из них опасны для здоровья и при внедрении в организм человека почти всегда вызывают инфекционное забо­левание. Чтобы избежать этого, надо просто соблю­дать правила общей и личной гигиены, гигиены пита­ния (правила приготовления пищи), гигиены одеж­ды, гигиены жилища и пр.

Социальные факторы риска связаны с жизнью об­щества. Революционные преобразования почти всегда вызывают в обществе социальную напряженность, ко­торая может оказать негативное влияние на состояние здоровья отдельного человека и общества в целом. Спокойное, поступательное, эволюционное развитие общества и общественных отношений гарантирует уменьшение действия факторов риска социальной природы. Основными из этих факторов считают не­уверенность в завтрашнем дне, невозможность пред­сказать исход событий, явлений, ситуаций, разруше­ние устоев, традиций, обычаев, взглядов.

Факторы риска психического характера связаны со специфическими аспектами жизнедеятельности чело­века. Остановимся только на одном из них — психоло-гическом микроклимате в семье и школе. Общитель­ность, доброта, внимательность, взаимопомощь и под­держка членов семьи или одноклассников создают положительный микроклимат, хорошее настроение, потребность в работе и удовлетворенность ее результа­тами. И напротив, постоянные ссоры, конфликтность, неумение и нежелание общаться вызывают психоло­гическую напряженность, стрессы, которые отнюдь не способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья — социальная потребность общества

Каждый из нас ответственен за свое здоровье и бла­гополучие. Самые энергичные усилия врачей и меди­цинских работников не могут гарантировать нам здо­ровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовре­мя расслабиться, отказаться от сигареты. Очевидно, что деятельность человека, направленная на сохране­ние и укрепление здоровья, должна вызываться соот­ветствующей потребностью.

Потребностью называют объективную нужду чело­века в чем-то. Потребности — внутренние побуждения активности человека. Формируются они под воздей­ствием культурно-исторических традиций общества.

В нашей культурно-исторической традиции здо­ровье является важнейшей ценностью и рассматрива­ется как источник возможностей для достижения дру­гих жизненных целей. Возрождение культурных тра­диций России способно положительно повлиять на стремление людей сохранить и укрепить здоровье. Правда, работа эта трудная и кропотливая, так как свя­зана с изменением сознания людей, их взглядов и отно­шений. Тем более что она проходит в условиях, когда многие современные люди, похоже, безразличны к своему здоровью, утратили инстинкт самосохранения.

В современном российском обществе понятие здо­ровья постепенно приобретает новое звучание. Стано­вится понятно, что хорошее состояние здоровья — за­лог получения стабильной, престижной работы.

В наше время стремление к достижению желаемой карьеры и материального достатка способно создавать достаточно сильные эмоции и побуждения для сохра­нения и укрепления здоровья. Однако надо отметить и отрицательное влияние интенсивной работы на здо­ровье, его сохранение и укрепление. Основные источ­ники отрицательного воздействия на здоровье — от­сутствие стабильности, неуверенность в завтрашнем дне, высокая интенсивность труда и низкая физиче­ская активность во время работы, неудовлетворитель­ная экологическая обстановка.

Вопросы и задания

1. Назовите составляющие здоровья. 2. Расскажи­те о духовном и физическом здоровье. 3. Как влияет здоровье на жизнедеятельность людей? 4. Какая взаи­мосвязь существует между индивидуальным и обще­ственным здоровьем? 5. По каким критериям оцени­вают здоровье человека? 6. Какие факторы воздейст­вия внешней среды влияют на здоровье человека? Охарактеризуйте каждый фактор. 7. Какое значение приобретает укрепление здоровья в современном рос­сийском обществе? 8. Назовите основные источники отрицательного воздействия на здоровье в современ­ных условиях.

Задание 43. Из приведенных определений здоровья выберите те, которые приняты Всемирной организа­цией здравоохранения (ВОЗ):

а) здоровье человека — это отсутствие у него болез­ней и физических недостатков;

б) здоровье человека — это отсутствие у него болез­ней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом;

в) здоровье человека — это состояние полного физи­ческого, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Задание 44. Определите, от каких из перечислен­ных ниже факторов зависит духовное здоровье, физи­ческое здоровье, социальное здоровье:

а) от двигательной активности человека, рациональ­ного питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, опти­мального соотношения умственного и физического тру­да, умения отдыхать;

б) от условий жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, а также от уровня культуры, воспи­тания и образования;

в) от системы его мышления, отношения к окру­жающему миру и ориентации в этом мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.