Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Красноречие Древней Руси




 

Основные теоретические сведения по теме

 

11 век – время рождения древнерусского искусства красноречия. Киевская Русь наследовала греко-южнославянскую культуру (творчество замечательных византийских ораторов Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, славянских авторов: Константина Философа, Иоанна экзарха Болгарского, Климента Охридского – оказало большое влияние на восточнославянских писателей-ораторов). Но Древняя Русь не осталась в должниках – оригинальные памятники ее красноречия уже в 12—13 вв. проникают в южнославянские страны, обогащая их литературу. Ораторские жанры, заимствованные в виде целостной и стройной системы из Византии вместе с христианской культурой, помогали освоению духовных богатств христианских стран, утверждению идеологии феодального государства, были призваны донести до общества этические нормы христианства, воспитать в соответствии с ними на высоких образцах поведения общественно-политические идеалы.

В красноречии Древней Руси складывается трогательный образ автора – "печальника Русской земли", писателя и оратора, осознающего огромную ответственность за судьбу своей родины. Будучи представителями разных социальных слоев, выражая традиционную христианскую скромность (осознавая личную "малость", "худость", "недостоинство"), они активно вмешивались в общественную жизнь, давали советы и учили простых людей и "сильных мира", страшась ответственности того, кто может предупредить ошибку или предостеречь от беды, но не делает этого.

Как и в Византии, в Киевской Руси выделялись два основных направления (поджанра, стиля) духовного красноречия: дидактическое, или учительное, преследующее цели морального наставления, и панегирическое, или торжественное, приуроченное к знаменательным датам церковной истории или к событиям государственного значения. Каждому были свойственны своя тематика, язык, художественные средства. Наиболее распространены жанры "слова" (торжественное красноречие) и "поучения" (дидактическое красноречие).

В жанре "слова" в пределах избранной темы авторы часто затрагивают вопросы внешней и внутренней политики, государственного устройства, церковной и светской власти. Эти произведения адресовались образованным людям, способным постичь глубину идеи, оценить мастерство оратора в разработке темы, насладиться красотой стиля, который становится живописным и витиеватым. Главная функция "слова" – воздействие на общественное мнение. Ораторское искусство Древней Руси публицистично в своей основе, т. к. оратор говорит о вопросах, волнующих общество в данную минуту. Церковнославянский язык и культовая предназначенность этих произведений часто оказывались лишь внешней оболочкой, под которой скрывалось светское содержание. В форме ораторского слова впервые были высказаны многие научные, политические идеи, сделаны открытия в области философии, психологии, эстетики и литературы.

Совершенство формы уже ранних "слов" исследователи связывают с тем фактом, что у восточнославянских ораторов отсутствует период ученичества: литература начала развиваться на церковнославянском языке – языке высокой культуры, существовавшем в хорошо разработанной форме, обладающем развитой системой образно-поэтических средств (аллегории, символы, ритмико-звуковой строй, игра однокоренными словами, параллелизм, вопросно-ответная форма, риторические вопросы и восклицания, амплификации, или синонимическая избыточность, – стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихся речевых конструкций или отдельных слов).

Особо важную роль играла ритмическая организация речи, т. к. ритм в ораторских словах выступал признаком художественной речи
(в отличие от разговорной стихии языка, от обычной повествовательной формы, бытовой речи), с другой стороны – это результат традиций (текст сопровождал церковный ритуал, обряд), условий (писание было дорогим и трудоемким, слагались произведения устно, без черновиков, в уме проводились все операции по отбору формальных средств). Наиболее распространенные средства ритмизации: синтаксический параллелизм – последовательное использование однородных по структуре конструкций; синтаксический повтор – повтор ряда предложений; ритмическая неоднородность (перебивы ритма ради его создания) – прием, позволяющий избежать монотонности.

Особенно отчетливо принципы ритмической организации "слова" проявляются в лучших образцах торжественного красноречия: "Слове о законе и благодати" первого из русских митрополита Иллариона (11 в.), "Словах" Кирилла Туровского (12 в.), названного "вторым Златоустом" за изящество и красоту творений, не имевшего равных среди современников ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету.

Основной метод Кирилла Туровского, именно им доведенный до совершенства, – метод символико-аллегорического толкования Священного писания. Основная тема – проблема человека (соотношение в нем духовного и телесного начал, роль души и сознания, смысл жизни, анализ природы человеческих чувств…). Туровский епископ очень свободно обращался с источниками: вольно цитировал сюжеты обоих Заветов, распространял и домысливал их. Аудитория писателя была максимально широкой, он обращался к человеку вообще, к душе и совести каждого. Отсюда излюбленный жанр притчи, в которой отдельный частный пример позволяет выйти на максимальное обобщение. Однако тексты этого автора доступны пониманию не всех из-за глубокой философской насыщенности. Каждая речь строится по обдуманному плану и делится на три части: вступление, призванное "открыть речь", привлечь к ней внимание, наметить задачу, которую ставит себе оратор; часть повествовательная (диэгеза), детально разрабатываемая и нередко перерастающая в замкнутую лиро-эпическую повесть; заключение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.