Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. О изобретении.




Фрагменты

"Краткого руководства к красноречию" М. В. Ломоносова

Глава 1. О изобретении вообще

 

3. Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…

5. Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несходные вещи, 16) уравнения.

6. Родом называется общее подобие особенных вещей. Такое подобие видим Невы с Двиною, Днепром, Волгою и другими в моря протекающими великими водами и оное называем однем словом – река, которая есть род, а Нева, Двина, Днепр, Волга, Висла и прочие суть виды оного.

7. Целое есть то, что соединено из других вещей, а части называются оные вещи, которые то составляют, например, город есть целое, а стены, башни, домы, улицы и прочая суть его части.

8. Свойства материальные суть те, которые чувствительным вещам животным и бездушным приписуются, как величина, фигура, тягость, твердость, упругость, движение, звон, цвет, вкус, запах, теплота…

9. Жизненные свойства принадлежат к одушевленным вещам, из которых, во-первых, суть главные душевные дарования: понятие, память, совображение, рассуждение, произволение. Второе – страсти: радость и печаль, удовольствие и раскаяние,… гнев и милосердие, любовь и ненависть… Третие – добродетели: …милость, …благодарность, …трудолюбие, …скромность. Четвертое – пороки: …лютость, …неблагодарность, …леность, …самохвальство. Пятое – внешнее состояние: благородие и неблагородие, счастие и несчастие, богатство и убожество, слава и бесславие, власть и безвластие… Шестое – телесные свойства и дарования: возраст, век, пол, сила, красота, здравие, проворность. Седьмое – чувства: зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание.

10. Имя есть свойственное и приложенное. Свойственное есть, которым что обыкновенно называют… Приложенные имена даются сверх свойственных, что бывает следующим образом: 1) когда имя иностранное с другого языка на природный переведено будет, например: …"Андрей" с греческого – мужественный…; 2) когда по особливым делам или свойствам дано кому будет проименование, так: Александр от великого мужества назывался великим…

11. Действие и страдание есть всякая перемена, которую одна вещь в другой производит. Перемену производящее называется действующим, а то, в чем перемена производится, страждущим. Например: сильный ветр море волнует – сильный ветр есть действующее, а море есть страждущее…

12. Время есть указательное и количественное: указательное познавается чрез вопрошение когда? Например: плоды собираются в осень. Количественное время познавается чрез вопрошение коль долго? Например: Август, цесарь римский, царствовал сорок четыре года.

13. Место разделяется на одержимое и проходимое. Первое назначается вопрошением где? Например: остров Сицилия лежит на Посредиземном море. Второе показано бывает на вопрошение по чему? Например: молния блещет по воздуху …Сюда принадлежит содержащее и содержимое, например: город есть содержащее, а люди, в нем живущие, – содержимое.

14. Происхождение есть начало, от которого что другое происходит и свое бытие имеет, например: металлы происходят от земли, мед – от пчел, бесславие и казни – от худых дел; земля, пчелы и худые дела суть происхождение металлов, меда, бесславия и казней.

15. Причина есть конец, для которого всякая вещь есть или бывает, наприклад: земледелец пашет землю и насеивает, чтобы получить себе хлеб на пищу. Получение хлеба на пищу земледельцу есть причина орания и насевания земли.

16. Предыдущее есть что пред вещию необходимо бывает, последующее – что оной последует, так: весна предходит лету, которому осень последует; и потому весна есть в рассуждении лета предыдущее, а осень – последующее…

17. Признаком называют, что другую вещь показывает, когда она сама чувствам подвержена… Обагренная кровью Тициева шпага, бледное его лице, отдаление от людей и бег от Семпрониева мертвого тела суть признаки учиненного им убийства

18. Обстоятельства суть те вещи, которые хотя с данною вещию не соединены, однако имеют к ней некоторую принадлежность; так, встречающиеся путнику звери, около пути лежащие места, по реке плавающие суда и птицы, пчела, на розе седящая, суть обстоятельства путника, реки и розы.

19. Подобие риторическое есть снесение двух вещей в свойствах или действиях. Сердце человека, гневом возмущенного, уподоблено быть может волнующемуся морю…

20. Противными называются те вещи, которые вдруг быть не могут вместе, как день и ночь, зной и стужа, богатство и убожество, любовь и ненависть. Несходные вещи бывают, когда вместо одной противной вещи полагается то, что от ней происходит, например: любить и обидеть (вместо ненавидеть),...ибо обида от ненависти... происходит.

21. Уравнение есть снесение двух вещей, одну другой за равную, большую или меньшую почитая. Пример первого: Иулий Цесарь завидовал славе Александра Македонского, равно как Александр – славе отца своего Филиппа...

 

Глава 2. О изобретении простых идей

23. Сочинитель слова тем большими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу совображения, которая есть душевное дарование с одною вещию, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем – бурю, с бурею – волны, с волнами – шум в берегах, с берегами – камни и так далее. Сие все действуем силою совображения, которая, будучи соединена с рассуждением, называется остроумие.

24. Отсюду видно, что через силу совображения из одной простой идеи расплодиться могут многие, а чем оных больше, тем и в сочинении слова больше будет изобилия. Сие душевное дарование хотя многие имеют от природы велико, однако оно не всегда и не во всяком случае надежно, для того вспоможение оного должно здесь предложить некоторые правила.

25. Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называются терминами. Например, сия тема: неусыпный труд препятства преодолевает – имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства и преодоление. Предлоги и другие вспомогательные слова за термины не почитаются.

26. От терминов темы произведены быть могут через силу совображения (по п. п. 23 и 24) многие простые идеи, которые мы разделяем на первые, вторичные и третичные. Первыми называем те, которые от терминов темы непосредственно происходят, вторичными, которые от первых, третичными, которые от вторичных идей рождаются...

27. Чтобы в собирании первых, вторичных и третичных идей не по одной совображения силе поступать, для того должно наблюдать следующие правила: 1) все термины, которые тема в себе имеет, написать особливо; 2) к каждому термину приискать первые идеи из мест риторических и приписывать к ним особливо одну от другой в нарочитом расстоянии, чтобы вторичным и третичным места осталось; 3) к первым идеям приискивать и приписывать вторичные, к вторичным, ежели надобно, третичные из тех же мест; 4) ежели которое место в рассуждении какого термина неплодно, то можно миновать, как в неусыпности материальные свойства и знаменование имени; 5) должно смотреть, чтобы приисканные идеи приличны были к самой теме, однако не надлежит всегда тех отбрасывать, которые кажутся от темы далековаты, ибо оне иногда, будучи сопряжены по правилам будущей главы, могут составить изрядные и к теме приличные сложенные идеи

 

АКАДЕМИЧЕСКОЕ И СУДЕБНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ В РОССИИ В 19 ВЕКЕ

I. Академическое красноречие:

основные теоретические сведения

 

В России академическое красноречие сложилось в первой половине 19 века, с пробуждением общественно-политической мысли, и было тесно с ней связано. Истоки национального академического красноречия ведут ко времени учреждения первого российского университета, где, нарушив традицию обучать на латыни и любом европейском языке, впервые М. В. Ломоносов прочитал лекцию по-русски. Е. Р. Дашкова, руководитель Академии наук и президент Российской академии, в состав которой входил и университет, вводит систематическое чтение лекций по-русски и даже просит у Екатерины Второй разрешения открыть общедоступные курсы по основным отраслям наук для всех желающих "на российском языке", что будет способствовать распространению просвещения. И ежедневно в течение 3—4 месяцев крупнейшие специалисты читают публичные лекции по основным отраслям науки. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему отечеству.

Это пророчество стало оправдываться в ХIХ ст.: вузовская лекция начинает привлекать к себе все более широкую аудиторию, в части случаев превращаясь в публичную, общедоступную лекцию. Ко 2-ой половине ХIХ в. в результате эволюции жанра происходит окончательное вызревание такой жанровой разновидности, как научно-популярная лекция с активной просветительской функцией.

Непревзойденные образцы лекторского мастерства в тот период создаются видными представителями как социогуманитарного знания (историками Т. Н. Грановским, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, филологом Ф. И. Буслаевым и др.), так и естественнонаучного знания (химиком Д. И. Менделеевым, физиком Н. А. Умовым, физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, анатомом П. Ф. Лесгафтом, бактериологом И. И. Мечниковым, зоологом А. Н. Северцовым, ботаником К. А. Тимирязевым и др.) и точных наук (к примеру, математиком Н. И. Лобачевским). Наметим самые общие, эскизные штрихи к риторическому портрету нескольких прославленных лекторов того времени.

"Идеальным профессором 40-х годов" 19 ст. называли одного из "властителей дум" эпохи, специалиста по истории западноевропейского средневековья Тимофея Николаевича Грановского. Четыре прочитанных им курса публичных лекций произвели большой общественный резонанс: П. Я. Чаадаев заметил, что лекции Грановского по истории имеют "историческое значение". Выступления ученого проникнуты искренним одушевлением его благородной, романтической натуры, заключают в себе поэтический, художественный элемент (неслучайно их исполнитель в юности писал и печатал стихи). В совершенстве владея предметом, лектор, однако, не подавлял аудиторию своей эрудицией, обилием цитат и ссылок. "Формулу" своего ораторского успеха сам Т. Н. Грановский вывел в следующих знаменательных словах: "Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть теплая душа и убеждения".

"Я говорю красно, потому что мои слова пропитаны моей кровью", – так, не менее лаконично и емко, звучала эта "формула" на устах у другого талантливого русского историка, Василия Осиповича Ключевского. В лекциях Ключевского обнаруживается не только глубокое знание деталей, колорита эпохи, которое дарило слушателям словно бы живое созерцание описываемых обстоятельств, но и острый интерес к людской психологии и монархов, и рядовых людей прошлого. Остроумие, порой — чеканная афористичность ("формульность"), богатейшая языковая палитра, насыщенная красочными, меткими словами и народными оборотами, подлинный артистизм в игре интонационных оттенков и контрастов (в патетические моменты голос лектора неожиданно снижался до шепота) – все это покоряло многолюдные, всегда переполненные аудитории слушателей Ключевского.

"Идеального профессора 60-х годов" воплощал в себе Федор Иванович Буслаев. Показательна его риторическая эволюция. Первоначально ученый читал лекции русской словесности "с листа", по полностью подготовленному тексту. Парадоксально, однако, что, несмотря на сложность восприятия подобной речи, Буслаеву удавалось увлечь студенческую аудиторию. Истоками этого являлись тщательная продуманность и цельнооформленность содержания (отдельные разделы читаемого Буслаевым курса фактически представляли собой пригодные для публикации законченные научные работы), умение живописать картины славянской древности, выразительная, с подчеркивающей жестикуляцией манера исполнения. Более поздние выступления Ф. И. Буслаева прибавили к этим достоинствам свободу и естественность живого творчества речи.

Чтение лекций гениальным химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым внешне не отличалось безукоризненной гладкостью и плавностью произнесения. Между тем именно соприсутствие процессу научного мышления, поиску наиболее точных форм его выражения волновало и захватывало слушателей. Строгой систематичности в представлении материала не препятствовали краткие экскурсы в историю науки и область смежных дисциплин: физики, астрономии, биологии, агрономии и даже артиллерии. Величественный облик Менделеева, музыкальное разнообразие громкости звучания голоса (от шепота до громоподобных восклицаний), его высоты (от тенора до низкого баритона), темпа произнесения (от скороговорки до задумчивого растягивания слов) не могли не усиливать впечатления слушателей.

Некоторые завистливо и недоброжелательно настроенные коллеги Петра Францевича Лесгафта пытались объяснить шумный успех его лекций "игрой на публику", нарочитой погоней оратора за популярностью у студентов. Лесгафт в ответ вопрошал, не нелепо ли гнаться за тем, чем и так обладаешь… Подлинными слагаемыми воздейственности выступлений Лесгафта на слушателей, многим из которых непосредственное влияние этого энергичного, убежденного человека помогало оставить вредные привычки и приняться за занятия спортом, были способность активизировать восприятие, диалогизировать – нередко в полемической тональности – свою лекцию, подобрать убедительные жизненные иллюстрации своих рассуждений, наконец, сама оживленная манера лектора передвигаться по аудитории, тревожа слушателей вопросами. Напутствием для учеников Лесгафта служил девиз: "Мысль – вперед!"

Своеобразными "лекторскими заветами" крупнейшего авторитета в области физиологии растений и блестящего популяризатора научных знаний Климента Аркадьевича Тимирязева являются исторический подход к объяснению, позволяющий воссоздать драматизм поражений и побед человечества в поиске истины, а также субъективное, личностное начало в преподнесении материала, который предварительно должен войти "в плоть и кровь" говорящего. В цикле из десяти публичных лекций о жизни растений (1875/76 гг.) К. А. Тимирязев эффективно использует прием предваряющей изложение постановки проблемы, индуктивный ход рассуждений (от частного к общему, от демонстрации опытов к выводу), литературные и общекультурные параллели. Некоторые яркие, вдохновенно-образные фрагменты его выступлений, по отзывам современников, казались едва ли не стихотворениями в прозе.

Тексты лекций выдающихся представителей академического красноречия 19 ст. и сегодня привлекают гармонией, счастливым сочетанием глубокой научности содержания с ясностью и увлекательностью формы. Они не только обучают, но и воспитывают, отражают не застывшее знание в его готовом, догматическом виде, а саму динамику познавательного процесса и вместе с тем сохраняют непреходящую эмоционально-эстетическую ценность. Практические задания данного раздела темы предполагают монографическое знакомство с фрагментами ораторского наследия Т. Н. Грановского – родоначальника русской лекторской школы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 90; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.