Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И продумывание их предполагаемого воздействия на слушателя




Использование риторических средств

Выбор формы. Литературная обработка речи.

Элокуцией называется такой раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы словесного выражения замысла. Эти приемы и средства служат для усиления изобразительности. Древние греки, первые филологи, не только первыми описали «цветы красноречия», но и строго классифицировали тропы (способы передачи создания переносных значений) и фигуры и представили их так, чтобы любой человек при желании мог разобраться в них и практически научиться применять в своей речи. Перечислим главные виды тропов:

Ø Метафора (переносит название одного предмета на другой по сходству этих предметов). Пример: «Рука руку моет».

Ø Метонимия (переносит название предмета на другой предмет по признаку близости). Примеры: «Я три тарелки съел»; «Любить до гроба»; «Учиться до седых волос».

Ø Синекдоха (переносит значение с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними). Пример: «Пуще всего береги копейку» (Н.В. Гоголь).

Ø Ирония (употребление слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки) Пример: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (И.А. Крылов).

Ø Гипербола (непомерно преувеличивает качество или признак). Пример: «В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский).

Риторическая фигура соответствует латинскому слову «figura» и греческому «shema». Figura означает «оборот речи; очертание; изображение; вид», а слово shema переводится как схема. Рассмотрим подробно одну из самых распространенных и эффективных риторических фигур – период.

Период (от греч. periodos) – обход, круг, круговращение. Периодическая речь организована таким образом, что уже в начале фразы слушающий может догадаться, каково будет ее развитие и завершение. Период помогает слушателю «видеть цель» – понимать, куда ведет его оратор.

Итак, период – это риторическая фигура, особое построение фразы. Периодически организованное предложение состоит из двух частей: восходящей и нисходящей по интонации. Их разделяет кульминация (высшая точка подъема в движении как смысла, так и голоса), отмеченная паузой.

Круг, период состоит в том, что начало и завершение фразы произносятся одинаково спокойно.

Повышение и понижение, в свою очередь, могут распадаться на несколько частей – «членов» периода. Интонационная законченность периода должна соответствовать его смысловой завершенности. В этом преимущество и изящество периодической формы.

Для примера рассмотрим первую фразу речи Цицерона «В защиту Архия»:

«Если я обладаю, почтенные судьи, хоть немного природным талантом, а я сам сознаю, насколько он мал и ничтожен;

Если есть во мне навык к речам, – а здесь, сознаюсь, я кое-что уже сделал;

Если есть для общественных дел и польза, и смысл занятий моих над творениями мысли и слова, от научной их проработки, – и тут о себе скажу откровенно, что в течение всей моей жизни я неустанно над этим трудился, – так вот, в благодарность за все, чем я теперь обладаю, вправе потребовать здесь от меня, можно сказать, по законному праву, защиты вот этот Лициний.»

Здесь Цицерон употребляет последовательно три части, начинающиеся с союза если. Они составляют восходящую часть периода (до слов так вот). Эмоциональное напряжение нагнетается в них вплоть до кульминации и паузы. После паузы напряжение постепенно спадает, все возвращается к исходному уровню: и смысл фразы, и ее интонация проделали «круг» – период. Всего четыре части: три – в восходящей и одна – в нисходящей.

Существуют несколько типов периодов. Самыми распространенными являются:

Ø Условный период. Модель: Если…., если…., если…., (то)…

Ø Временной период. Модель: Когда…, когда…, когда… – (тогда)…

Пример классической модели 3+1:

Когда нам говорят о великом преступлении…

Когда нам кажется, что оно было направлено против целой семьи…

Когда жертва его – слабая девушка…

Каждый из нас, возмущенный, становится на сторону обиженных.

Ø Определительный период. Модель: Кто…, кто…., кто…., (тот).

Для того чтобы уметь применять данную риторическую фигуру в речи, необходимо потренироваться. Например, вам предлагается определенная тема. Вы составляете несколько моделей периодов. Составленные схемы заполняете содержанием.

Тема: «Чтобы хорошо говорить, нужно много учиться».

Модель: «Чтобы…., чтобы…, чтобы…, нужно много учиться».

Пример: «Чтобы хорошо говорить, чтобы уверенно и легко владеть словом, чтобы превратить его в действенный и послушный инструмент, нужно много учиться».

Модели, которые можно использовать:

Ø Если не…, если не.., если не… – невозможно научиться хорошо говорить.

Ø Чтобы говорить как…, чтобы…как…, чтобы…как…, нужно много учиться.

Ø Если вы хотите научиться хорошо говорить, если…, если…, придется много учиться.

Ø Чем больше вы…, чем прилежней вы…, чем чаще…, тем скорее вы научитесь хорошо говорить.

Ø Кто…, кто…, кто…, тот, в конце концов, научится хорошо говорить.

Ø Я так…, я с таким рвением…, я столько…, что надеюсь, буду хорошо говорить.

Ø Сколько я ни…, сколько ни…, как ни…, до сих пор не могу научиться хорошо говорить.

Ø Как…, как…, как…, так и мы делаем все, чтобы научиться хорошо говорить.

Насчитывается несколько десятков риторических фигур. Самыми известными являются антитеза и градация, повтор, риторическое восклицание. Фигуры, помогающие говорящему установить эмоциональный контакт с адресатом (фигуры одобрения, уступки) и так далее.

Примеры:

1. «Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличных – горячишься; в страстных вопросах – холоден; когда надо молчать, ты кричишь; когда следует говорить, молчишь. Если ты здесь – хочешь уйти; если тебя нет – мечтаешь возвратиться; среди мира требуешь войны; в походе вздыхаешь о мире; в народных собраниях толкуешь о храбрости, в битве дрожишь от страха при звуке трубы» (Цицерон – антитеза).

2. «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин – восходящая градация).

В современной публичной речи ораторской и публицистической прозы со второй половины XIX века вырабатывается особый стиль ораторской и публицистической прозы. Его особенности:

Ø отказ от периодического строения речи;

Ø относительно короткие фразы и изложение;

Ø слабо выраженные или совсем не выраженные логико-смысловые связи между отдельными мыслями.

Это связано с тем, что «стиль современной устно-письменной речи сложился под сильным влиянием сначала художественной прозы и публицистики, а позже – массовой информации и документа. Если оратор прежних времен, обращаясь к аудитории, стремился обосновать свои мысли рационально, подчеркивая в речи и вынося на суд аудитории логическую и понятийную структуру каждой отдельной мысли, то писатель – художник и литературный критик, создавая образ автора, напротив, стремится за разговорно-интимной интонацией речи и ее образным строем скрыть логико-смысловую структуру мысли, которая подвержена критической оценке и к тому же далеко не всегда совершенна». Таково мнение современных серьезных исследователей риторики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.