Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послеломоносовский период.




Направления в разработке проблем красноречия:

1. Несмотря на то, что самым высоким авторитетом в этой области на протяжении всего 18 века оставался Ломоносов, предпринимались попытки разработки теоретических руководств по риторике. Например, весьма самобытны представления о хорошей и правильной речи у Н.Г. Курганова, отражённые в его знаменитом «Письмовнике». Сочинение вышло в 1769 году вначале под названием «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие». Эта книга стала одной из самых популярных в России и выдержала небывалое для того времени число изданий – 11 изданий.

«Письмовник» представлял собой первую русскую энциклопедию литературных, естественнонаучных и исторических знаний. Основу книги составляла грамматика. Однако для читателей особенно важны были приложения – «присовокупления разного учебного и полезнозабавного вещесловия». Например, в первом «присовокуплении» содержался «сбор» русских пословиц и поговорок. В других «присовокуплениях» были представлены образцы русской литературы. Здесь печатались произведения М.В. Ломоносова, М.И. Попова, М.М. Хераскова, А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, М.Д. Чулкова и сочинения самого автора. В «присовокупление 12» помещен словарь иностранных слов, составленный Кургановым.

2. Продолжалось развитие риторики как теории ораторской речи. Наиболее влиятельной работой этого направления была риторика Амвросия Серебренникова (полное название: «Краткое руководство к оратории российской, сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося».(1-е изд. - 1778 г.; 2-е изд. – 1791 г.).

Произведения Ломоносова Амвросий признавал образцовыми и в своём «руководстве» за основу взял его риторику.

Произведения авторитетных русских писателей Амвросий считал лучшей школой для выработки хорошего слога. Соединение церковнославянского языка с русским придаёт литературному языку красоту и важность. Этим искусством в наибольшей степени, как считал автор, владел М.В. Ломоносов.

3. Риторика исследовалась и как учебно-воспитательная дисциплина. В этом отношении интересны «Детская риторика, или Благоразумный вития, к пользе и употреблению юношества сочинённая» (1787 г.) (автор не счёл возможным поставить своё имя на обложке риторики) и «Риторика» (полное название: «Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесныя науки, сочиненная Г. Гальяром.») Г.А. Глинки.

Риторика Глинки представляет собой перевод французской риторики. Причём перевод сопровождался переработкой текста, адаптированного к русским условиям.

Г.А. Глинке казалось особенно важным просвещение женской части русского общества.

Автор поставил своей задачей познакомить читателей с лучшими русскими сочинениями тех лет.

- Филологическая деятельность академии в конце 18 – начале 19 века. Риторики российских академиков.

Российская Академия была учреждена в 1783 году. Задачи, связанные с разработкой русского языка и словесности, считались первоочередными. Например, во 2 пункте плана деятельности Академии значилось: «Российская Академия долженствует иметь предметом своим вычищение и обогащение российского языка, общее установление употребления слов онаго, свойственное оному витийство и стихотворение». И далее поставленная задача была конкретизирована: «К достижению сего предмета должно сочинить прежде всего российскую грамматику, российский словарь, риторику и правила стихотворения».(Цит. По изд.: Сухомлинов М.И. История Российской Академии. СПб., 1874. Вып.1.).

Идеи о необходимости создания трудов, способствующих «процветанию российского слова» нашли конкретное воплощение в филологических трудах членов Российской Академии. Прежде всего речь идёт о «Словаре Академии Российской (1789-1794 гг.) и первой академической грамматике (1802 г.).

Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков А.С. Никольского, М.М. Сперанского, И.С. Рижского.

1. Риторика А.С. Никольского вышла в свет в 1790 году под названием «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах». Эта риторика продолжала изложение курса русской грамматики. Своеобразие этой работы было представлено и в характеристике прозаической, ораторской и стихотворной речи.

2. «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского. 1792 г. В своём труде он изложил основные нормы и правила ораторской речи на примере церковной проповеди. Особое внимание уделялось эмоционально-психологическим моментам восприятия речи. Сравните название некоторых глав в книге: «О страстном в слове», «О вкусе», «О высоком в мыслях», «О высоком в страстях», «О красивом в мыслях», «Усовершения вкуса», «О чувствительности вкуса», «О уточнении или нежности вкуса», «О соразмерности начал вкуса».

В этой работе М.М. Сперанский также изложил свою теорию выражения слога: «Сколько родов выражения, столько может быть родов слога». По мнению автора, хороший слог соотносится с такими свойствами, как ясность, разнообразие по форме и стилистике, целостность, соразмерность.

3. «Опыт риторики» И.С. Рижского (1-е изд. в 1796 г.; самое популярное издание в 1809 г.). По этой риторике учились студенты нескольких поколений трёх ведущих университетов страны: Московского, Казанского и Харьковского. Она представляет собой единственную в своём роде теоретическую стилистику литературного языка второй половины 18 века. В работе содержались главы, посвященные вопросам о чистоте языка, об отношению к двуязычию, о правилах смешения славянской и русской речи, о точности слов, о ясности сочинения, о благозвучии речи.

- Вторая половина 18 – начало 19 века.

Особая роль в деле подготовки и образования крупнейших филологов страны принадлежала Московскому университету.

Продолжая традиции своего учителя М.В. Ломоносова, русские профессора (Н.Н. Поповский, А.А. Барсов) много сделали для укрепления и развития отечественного языка.

Николай Никитич Поповский. (1730-1760 гг.) являлся профессором красноречия и магистром философии. Он первым в университете стал читать лекции не на латинском, а на родном русском языке. Знаменательны его речи о достоинстве русского языка в сравнении с латинским, о популяризации достижений науки.

Антон Алексеевич Барсов (1730-1791 гг.) – видный русский филолог 18 века. Самый крупный труд учёного – «Российская грамматика». По словам Б.А. Успенского, она представляет собой наиболее полное описание русского языка 18 века.»

Этот труд соединял в себе жанр научной и нормативно-стилистической грамматики. Нормативные оценки вариантных форм сопровождались рассуждениями о стилистических сферах языка.

К 30-м годам 19 века в университетских кругах победили представления о новой эпохе в истории русской словесности. В этой среде Н.М. Карамзин был признан преобразователем «русского слога». Произошло переосмысление красот стиля, отказ от утяжеленного синтаксиса, ограничение в использовании старых церковно-славянских слов и оборотов речи. Профессора Московского университета, которые преподавали русскую словесность уже в 19 веке такие, как Ф.И. Буслаев, А.Ф. Мерзляков, И.И. Давыдов, С.П. Шевырев, - следовали теориям нового времени и особое внимание уделяли «изящным произведениям» современности.

- Первая половина 19 столетия.

Этот период в истории развития теории красноречия следует считать вершиной развития самого жанра.

Первые десятилетия 19 века – эпоха становления границ русского литературного языка. Именно сейчас формируется единая система литературного языка и новая его стилистика, идёт процесс становления единых норм национального языка. Об этом периоде академик В.В. Виноградов писал: «К 30-40 –м годам 19 века основное ядро национального русского литературного языка вполне сложилось. Русский язык становится языком художественной литературы, культуры и цивилизации мирового значения». В.В. Виноградов. Вопросы образования русского национального языка. // Избр. Труды: История русского литературного языка М., 1978. С. 201.

Впервые в работах по риторике речь идёт о признании права авторов на свой собственный стиль.

Пристальное внимание обращается на нормативно-стилистическую характеристику разрядов слов, различающихся по своему генетическому статусу – слов заимствованных, «технических», областных, церковно-славянских, «новообразованных».

 

Особого внимания заслуживает работы по риторике Н.Ф. Кошанского («Общая риторика» (1818 г. – 1 изд.. 1849 г. – 2-е изд.). Он формулирует общие правила организации «изящной прозы». Например, «Каждое слово должно быть на своём месте… Слова не на своём месте хотя не изменяют значения, но, кажется, теряют половину ясности и силы».

В центре внимания – категория стиля, именуемая слогом. Основными достоинствами слога Кошанский называет ясность /проникновение пишущего в смысл/, приличие /соответствие стиля изображаемому предмету/, украшение /использование троп и фигур/, плавность, чистота.

«Частная риторика» Н. Кошанского (1832 г.). По мнению автора, «Частная Риторика… есть руководство к познанию всех родов и видов прозы». Здесь даются рекомендации по пяти видам красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство», «учёность».

- Русское судебное красноречие.

Рождение и бурный расцвет русского судебного красноречия обусловлен судебной реформой 60-х годов. Принятые судебные уставы 1864 г. законодательно утвердили отделение суда от администрации, независимость суда, создание всесловного суда, учреждение института присяжных заседателей. Тем самым были созданы предпосылки и условия для рождения и развития судебного красноречия.

Обвинительные и защитительные речи П.А. Александрова, С.А. Андреевского, М.Ф. Громницкого, В.И. Жуковского, Н.П. Корабчевского, А.В. Лохвицкого, П.Г. Миронова, Н.В. Муравьёва, А.Я. Пассовера, Ф.Н. Плевако, В.Д, Спасовича, А.И. Урусова, К.Ф. Хартулари, Н.И. Холева составляют эпоху русского судебного красноречия.

- Создание института живого слова. Новое в теории ораторской речи (первая треть 20 века.)

15 ноября 1918 г. в Петрограде был открыт первый в мире Институт живого слова. У истоков его создания стояли известные литературоведы, лингвисты, мастера театра: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, Л.П. Якубинский и др.

Самыми насущными темами Института стали проблемы языковой культуры и наука об искусстве речи.

- Теория и практика современного ораторского искусства.

(Термины культура языка и культура речи стали широко употребляться в русистике в двадцатые годы двадцатого века.)

1. Культура речи как научная дисциплина в 20-70 гг. 20 века развивалась преимущественно в пределах ортологического направления. Вопросы культуры языка, речевого воспитания общества, создания нормативных трудов 20 века рассматривали такие замечательные учёные, как Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Б.В. Томашевский, Б.А. Ларин, Г.О. Винокур, Л.П. Якубинский, Е.Д. Поливанов, В.И. Чернышёв, Д.Н. Ушаков, А.М. Селищев и другие.

Внимание учёных было привлечено и к идее отечественной поэтики, к теории словесности («Теория прозы» В. Шкловского в 1925 г.; «Теория литературы. Поэтика» Б.В. Шкловского в 1925 г.; «Архаисты и новаторы» Ю. Тынянова в 1929 г.).

К концу 20-х годов на передний край филологической науки выдвигается стилистика.

Г.О. Винокур именно стилистике отдавал первенствующую роль в деле лингвистического воспитания общества и повышения его речевой культуры.

Он в своей книге «Культура языка» (1929 г.) писал: «Современная стилистика не может уже быть только пособием для поэтики и риторики. Содержание и сфера её приложения должны быть шире, и правила искусственного красноречия должны уступить в ней место учению о говорении в самом широком смысле этого термина, т.е. учению об индивидуальном использовании языковой традиции в самой различной обстановке социально-культурного быта».

Культуру речи как научную дисциплину отличает её нормативная направленность. Несмотря на то, что проблемы нормализации рассматривались русистами и в 20-е годы, конкретная и наиболее углубленная их разработка относится к 50-м годам.

Исследование вопросов нормализации языка связывают и с именем профессора Сергея Ивановича Ожегова.

И. Ожегов – талантливый исследователь, крупнейший лексикограф, основатель сектора культуры русской речи в Институте русского языка АН СССР в 1952 г., организатор научной работы в этой области; инициатор и ответственный редактор научно-популярной серии «Вопросы культуры речи» (1955 – 1967 гг.)

Основные проблемы, выдвинутые учёным, группировались вокруг следующих основных разделов:

- теория нормализации,

- теория нормы,

- теория ортологии (т.е. правильности речи и её практической кодификации)

С.И. Ожегов был и крупнейшим лексикографом. Он создал словарь особого типа – нормативное общедоступное пособие, призванное содействовать повышению культуры речи широких народных масс. Словарь выступил как руководство к правильному употреблению слов, правильному образованию форм, правильному произношению и написанию.

С.И. Ожегов до конца жизни работал над словарём, совершенствуя его структуру и состав.

Нормализаторская деятельность языковедов была представлена в следующих филологических трудах:

1. Большой Академический словарь (1950-1965 гг.);

2. Малый академический словарь (1957-1961гг. – первое издание; 1981-1984 гг. – второе издание);

3. Первая академическая грамматика – «Грамматика русского языка» (1952-1954 гг.) Главный редактор – В.В. Виноградов;

4. Экспериментальное издание однотомной академической грамматики (1970 г.);

5. Новое и существенным образом переработанное издание нормативно-описательной грамматики в двух томах под названием «Русская грамматика». Главный редактор – Н.Ю. Шведова; т. 1-2. М. (1980 г.).

70- 80 -е годы появляются работы и монографии по культуре речи.

Обобщающий труд «Актуальные проблемы культуры речи» (под ред. В.Г. Костомарова, Л.И. Скворцова) М., 1970. Здесь поднимались вопросы: понятие языковой нормы, её аспекты; литературный язык и его взаимоотношение с диалектами, профессиональным языком и терминологическими структурами; методы и приёмы исследования…

Структура литературной нормы, описание тенденций её развития в советскую эпоху, анализ проблем вариантности и отклонений от нормы - это далеко не все проблемы, которые нашли отражение в монографиях теоретического характера (К.С. Горбачевич. Вариантность слова и языковая норма (1978); Л.И. Скворцов. Теоретические основы культуры речи (1980); Л.К. Граудина. «Вопросы нормализации языка» (1980); В.А. Ицкович. Очерки синтаксической нормы (1982); А.В. Калинин. Культура русского слова (1984) и др.

В последние десятилетия 20 века появились книги, ориентированные на преподавание русского языка нерусским.

Проблема взаимосвязи между культурой, языком и культурой языка остро поставлена в книге Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова «Язык и культура» (1973 г.).

Вопросы речевой культуры в связи с представлением о правилах «языка повседневного поведения» (ФормановскаяН.И. «Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты» М., 1982. С. 3) представлены в целом ряде работ (В.Г. Костомаров. Русский этикет. // РЯ, 1967, №1; А.А. Акишина, Н.И. Формановская. Русский речевой этикет. М., 1978; Н.И. Формановская. Употребление русского речевого этикета. М., 1984).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.