Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Успешность выступления во многом зависит от слушателей. Успешность доклада во многом зависит от слушателей.




2.

Рассказать историю, случай из своей жизни. (С целью заинтересовать слушателей).

Прямое выражение чувств по поводу излагаемого вопроса. (С целью обосновать постановку вопроса).

Переход сразу к изложению дела. (С целью сэкономить время).

 

Заключение

Взаключении оратор может ставить перед собой следующие цели:

· суммировать сказанное, обобщить информацию;

· способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых в выступлении, и др.;

· сделать выступление менее официальным и тем самым повысить благожелательное отношение аудитории к себе как оратору и к тексту своего выступления;

· повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы;

· вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь;

· повысить значимость своего выступления (перевести выступление в более высокий стиль);

· призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.

Как и начало речи, концовку нужно тщательно продумать, обязательно записать и отрепетировать. Концовка должна быть короткой.

Задание 3. Определите цель каждого из перечисленных в таблице 3 приемов, используемых в заключительной части выступления, и дополните таблицу.

Таблица 3

Приемы, используемые в заключительной части выступления

 

В конце речи можно использовать следующие приемы Цель Нельзя
Дать резюме, т. е. очень коротко повторить основные положения. Закончить призывом к действию, пожеланием   Сделать слушателям комплимент Завершить шуткой Прочесть наизусть стихи     Использовать цитату     Закончить на высшей точке напряжения – на кульминации Завершить образом, символом, аллегорией Сообщить потрясающий факт Суммировать сказанное, обобщить информацию. Призвать слушателей к выполнению тех или иных задач. Сделать выступление менее официальным и тем самым повысить благожелательное отношение аудитории к себе как оратору и к тексту своего выступления.   Повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы; Вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь. Повысить значимость своего выступления (перевести выступление в более высокий стиль).   Говорить фразы типа это все, что я хотел сказать; вот и все. Произносить лишние, «не работающие» на реализацию вашей цели слова

 

Задание 4. Прочитайте заключительные части речей некоторых известных людей и определите, какой прием они использовали.

1) …Именно по состоянию здоровья населения принято судить о степени цивилизованности страны, динамичности развития общества. Физическое, психическое и нравственное здоровье нации является главным капиталом общества. Несостоятельны утверждения, будто нам нужно сначала поднять экономику, а затем - думать об охране здоровья россиян. Мы не выйдем из кризиса, если у нас не будет нормальных, физически и умственно полноценных людей! Здоровье нации не может быть ценой политики реформ, а должно стать высшим государственным приоритетом.

Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А может быть, сохранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех – и белых, и красных. Ведь все мы – россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля. Здесь, наверное, будут высказаны разные точки зрения, но цель у нас одна – улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этой благородной цели!

(Герасименко Н. Ф. Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России)

2) Вскоре Прокофьев скончался – судьбе было угодно, чтобы это случилось именно 5 марта, в день смерти Сталина. Сегодня уже вряд ли можно сказать, как все на самом деле происходило в день погребения, – каждый, кто присутствовал при этом, запечатлел в памяти собственную картину и имеет полное право отстаивать ее подлинность. Бесспорно лишь одно: по почти пустой улице, параллельной бурлящему потоку трагически-истеричной массы, что оплакивала Сталина, двигалась в противоположном направлении небольшая группа людей, неся на плечах гроб величайшего русского композитора того времени... Так и остался в истории образ лишь этой маленькой, особой группы людей, двинувшейся в путь – с иным намерением и к иной цели. Этот образ кажется мне символичным. Ибо подобное движение против течения в то время было абсолютно бесперспективным. И все-таки даже тогда существовала – как в любую из прежних эпох – возможность выбора между двумя решениями, из которых истинным оказалось лишь одно. А потому однажды начавшееся противодвижение постепенно расширялось, сливалось с родственными ручейками из других областей, чтобы превратиться в нынешний поток – роковой по своему размаху, чреватый бурей, часто угрожающий, но неминуемый на пути к смутно предощущавшемуся уже тогда повороту. К повороту на новую, исполненную надежд стезю в истории этой великой и беспокойной страны.

Октябрь 1990 г.

(Шнитке А. Слово о Прокофьеве.

Литературная запись с немецкой фонограммы)

 

3) Шалер читал самый популярный на факультете курс, который был обозначен в каталоге NH-4... Один из образцов фантастического красноречия Шалера так удивил Вуда, что сейчас, через пятьдесят лет, он все еще помнит его наизусть. Речь эта никогда не была напечатана, и он умолял меня включить ее в книгу.

Однажды геолог рассказывал о постепенном развитии жизни на земле, о предусмотрительности природы, давшей некоторым видам ужасающую плодовитость, спасающую их от исчезновения, о необходимости массового уничтожения некоторых низших форм жизни, чтобы этим дополнить естественный ход борьбы за существование. Он закончил свою речь так: «Самка aphis, т.е. обыкновенная травяная вошь, джентльмены, кладет за одно лето три тысячи яиц, джентльмены, и я подсчитал, что, если бы все потомство было живо, с того дня, как эти вши впервые появились на земле, мы имели бы цилиндр, состоящий из них, основанием со всю орбиту Земли вокруг Солнца, и растущий в высоту, устремляясь в пространство со скоростью, большей, чем скорость света!»

(Сибрук В., Вуд Р.

Современный чародей физической лаборатории.)

Используемые приемы:

1. Закончить пожеланием, использовать цитату

2. Завершить образом, символом, аллегорией

3. Закончить на высшей точке напряжения – на кульминации.

Задание 5. Прочитайте начало и конец выступлений на защите выпускных работ бакалавра; обратите внимание на обращение к слушателям. Определите, какие приемы использовали бакалавры при защите своих выпускных работ (первый или второй фрагмент – по выбору студента).

№1.

Уважаемый председатель комиссии!

Уважаемые члены комиссии!

Автоматизированное устройство консистентной смазки предназначено для смазки узлов трения большегрузных автомобилей при их обслуживании и ремонте. Проблема существует с тех пор, как возникли крупные автомобильные хозяйства. Малые зазоры в узлах трения трансмиссий ходовой части, а также загрязнение старой смазки создают большие противодавления для замены ее свежим смазочным материалом...

***

...Это устройство спроектировано с учетом требований мелкосерийного производства с целью изготовления единичного пробного образца. Если на изделие возникнет спрос, то имеет смысл доработать образец с учетом серийного производства. При этом, естественно, изменится и его конструктивное решение. Спасибо за внимание.

 

№2

Уважаемый председатель комиссии! Уважаемые члены комиссии! Целью моей работы была разработка комплексного дизайн-проекта станка и внесение соответствующих изменений в техническую документацию. В соответствии с заданием был произведен анализ собираемости компонентов, изучены возможные принципы построения машин данного класса...

***

…Оборудование смонтировано на единой платформе. Этапы графического анализа отображены на плакатах. Благодарю за внимание.

 

В начале первого текста используется прием переход сразу к изложению дела. Заключение же заканчивается на высшей точке напряжения – на кульминации.


ТЕМА 5. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

РАБОТА НАД ЛАКОНИЧНОСТЬЮ, ТОЧНОСТЬЮ, ПОНЯТНОСТЬЮ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧИ

 

5.1. Правила написания лаконичных речей

Для того чтобы привлечь и удержать внимание аудитории, необходимо работать над выразительностью, точностью, понятностью и лаконичностью текста выступления.

Чтобы речь была лаконичной (немногословной), необходимо избегать необоснованных повторов.

Работа над лаконичностью речи – первый этап редактирования готового текста. Как только текст написан полностью (вступление, основная часть, заключение), следует просмотреть его в целом, чтобы выявить и ликвидировать: 1) несоответствия рабочему плану; 2) случайные смысловые повторы; 3) лексические повторы (тавтологию и плеоназм).

Тавтология (греч. tautologia из tauto — то же самое + logos — слово) – 1) тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового (Авторский стиль — это стиль автора);

2) повторение в предложении однокоренных слов. (Крайне важным условием для удачного заключения является удачный выбор момента, когда надо закончить речь).

Плеоназм (греч. pleonasmos – излишество). Многословие, выражение, содержащее одинаковые по значению и тем самым излишние слова (если только это не связано со стилистическим заданием), неоправданная избыточность выражения. Каждая секунда времени (секунда всегда связана с понятием времени); своя автобиография (в слове автобиография уже содержится понятие «своя»).

 

Задание 1. Прочитайте предложения. Найдите словосочетания, в которых встречается тавтология и плеоназм. Отредактируйте предложения.

1. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.

2. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.

3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир – несколько брелоков с символами Петербурга.

4. Самое первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов.

5. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов.

6. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ.

 

 

1. Трудоустройство на работу ( Плеоназм ). После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство.

3. Памятный сувенир – несколько брелоков с символами Петербурга. ( Тавтология ). Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне несколько брелоков с символами Петербурга.

4. словосочетание - главных приоритетов ( Плеоназм ). Самое первейшее в работе исследователя – определение приоритетов.

5. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов ( Тавтология ). Одновременно можно наблюдать несколько процессов.

6. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ ( Тавтология ). Безусловно, этот вариант решения имеет несколько преимуществ.

 

 

5.2. Правила написания точных речей

Для того чтобы речь была точной, необходимо соблюдать несколько основных правил при написании и редактировании текста.

1. Нужно избегать двусмысленности:

а) многозначные слова в контексте должны прочитываться однозначно; б) слова (фразеологизмы) должны быть употреблены в присущих им языковых значениях.

2. Необходимо уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов.

3. Следует избегать необоснованного употребления неологизмов и заимствованных слов (или пояснять их).

4. При редактировании текста также нужно обращать внимание на сочетаемость слов и фразеологизмов.

В научной речи также: 1) следует четко определять базовые и новые термины; 2) общие для ряда наук термины необходимо использовать только в значении, принятом для данной науки.

Каждое слово в тексте должно быть понятно прежде всего самому говорящему (пишущему)!

 

Задание 2. Проиллюстрируйте каждое значение слова своим примером (предложением).

Значения слова «область» Примеры
1. Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т. п.) Полуостров (какой либо)
2. Крупная административно-территориальная единица в России Уральский Федеральный округ
3. Чего или какая. Район, пространство, в котором распространено ка- кое-л. явление, которое характеризуется чем-л. Гольфстрим
4. Обычно чего или какая. Отдельная отрасль знаний, деятельности и т. п.; сфера, круг каких-л. представлений, занятий и т. п. Нефте-газовая отрасль

Задание 3. Прочитайте предложения и подчеркните слова, которые могут быть поняты неоднозначно. Отредактируйте предложения.

1) Успешность выступления во многом зависит от аудитории.

2) Итак, сегодня вы прослушали лекцию о методике подготовки к выступлению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.