Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние окружающей среды на поведение в онтогенезе




Многие формы поведения проявляются на определенной стадии развития организма. Считается, что для их проявления не нужно воздействия внешней среды. А вот после проявления, для их развития уже необходимо участие внешней среды. Она-то и способствует тренировке данной формы улучшению ее проявления.

Так, например, у голубей есть врожденная способность летать. Известно, что с определенного возраста молодые голуби начинают махать крыльями и неуверенно летать. С практикой способность к полету улучшается. Однажды экспериментатор решил проверить это предположение. Он воспитал две группы птенцов голубей, одну в обычной обстановке, а другую в трубах. В трубе голубь не может махать крыльями. По истечению положенного времени голуби, развивавшиеся на свободе, научились летать и стали летать вполне удовлетворительно. Были выпущены и их собратья, заключенные в трубы. Оказалось, что они сразу после освобождения тоже могут летать, хотя крыльями в нужное время и не махали.

Так было сформулировано утверждение о том, что наследственная способность к полету не нуждается в тренировке и дополнительном обучении.

В то же время было показано, что внешние воздействия влияют на формы поведения и даже на его развитие. Так, например, зародыши птиц реагируют на сигналы матери уже за пять дней до вылупления. И этот опыт общения с матерью влияет на последующее развитие утят. То же и со сформированными зародышами страуса (реакция на тревожный крик).

В этом нет ничего удивительного, ведь у множества животных детеныши после рождения долго остаются не приспособленными к самостоятельной жизни. В это время мать интенсивно влияет и на их развитие и на формирование их поведения. У некоторых такое воздействие начинается еще в яйце. Для нормального развития потомства оказываются важны определенные типы жизненного опыта. Ведь взрослая кошка не будет обладать нормальным зрением, если в течение первых месяцев жизни у нее были нарушения в координации зрения (искусственное косоглазие или поочередное закрывание на сутки то одного, то другого глаза).

В этой связи интересен опыт с котенком. Экспериментаторы зашили веко на одном глазу котенка в период его раннего развития. Этот глаз не получал визуальную стимуляцию. Когда они освободили глаз, то обнаружили, что области мозга, которые обрабатывают информацию из этого глаза не получают никакого развития. В результате котенок остался слепым на этот глаз (вспомните, мы же видим мозгом). Проанализировав карту мозга этого котенка ученые обнаружили, что часть которая получала информацию от этого глаза не бездействовала. Она обрабатывала информацию от другого, действующего глаза. За эту работу по пластичности мозга ученых удостоили Нобелевской премии.

Итак, формы поведения могут быть врожденные, а могут при своем проявлении заметно координироваться средой. Отсюда термин «врожденное поведение» обозначает лишь то поведение, которое развивается без очевидного участия среды. Сам же процесс развития может идти разными путями, так как на него влияют средовые факторы.

Развитие особи от зародыша до взрослого организма сопровождается взаимодействием генетического аппарата и окружающей среды. Это взаимовлияние и формирует многие элементы его поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.