Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция адаптивных стратегий




Зачем нужна стратегия приспособления, может ли это отразиться на жизни животного? Конечно. Например, животные, которые используют стратегию избегания ненужных конфликтов, обычно получают эволюционное преимущество. Предположим, что в популяции представлены два типа стратегий. Первую назовем – стратегия ястреба, она состоит в том, чтобы сражаться до гибели или ранения соперника, даже если есть риск получить ранение самому. Вторая – стратегия голубя, которая заключается в угрозах и демонстрации силы наряду с избеганием серьезных конфликтов.

Еще одна стратегия, возможная в данном случае – промежуточная. Это так называемая стратегия хозяина, в которой каждая особь ведет себя как ястреб, являясь хозяином территории, и как голубь, вторгаясь на чужую территорию

Стратегия голубя часто обнаруживается у животных, обладающих потенциально опасным оружием. Например, у антилопы очень острые прямые рога, которыми можно нанести смертельные раны. Их можно использовать в защите против хищников, но в схватках друг с другом рога используются чисто ритуальным образом. Самец никогда не бьет ими противника в бок. Точно так же у гремучих змей конфликты носят ритуальный характер для демонстрации силы. Каждая змея пытается прижать противника к земле. Они не используют против соперников ядовитые зубы. (Кстати, у голубя очень слабое вооружение, поэтому в конфликтах с соплеменниками у него преобладает стратегия ястреба)

Стратегия ястреба не универсальна в животном мире, но она может проявляться в конфликтах за ценные ресурсы, такие, как возможность спариваться. У овцебыковдо 10% взрослых самцов за год могут погибать в результате схваток из-за самок.

Для самки роющей осы возможны две стратегии. Она может выкопать собственную норку, но при этом существует небольшой риск, что другая оса попытается ее занять. Второй вариант – она может занять уже готовую норку, не тратя сил на ее выкапывание, но подвергаясь риску быть изгнанной хозяйкой.

Наилучшая стратегия будет зависеть от того, какой вариант принят большинством других самок ос в окрестности. Так, если почти все другие самки устраивают собственные гнезда, то лучше принять стратегию кражи чужого гнезда. Ведь тогда в окрестностях будет множество норок, используемых малым количеством ос. А вот, если большинство других ос захватывают чужие норки, то конкуренция будет весьма сильна, и в этом случае лучше выкопать собственную норку.

Итак, эволюционные стратегии – это пассивный результат действия естественного отбора.

 

Теперь немного о накопленных современным человеком в течение его эволюционного развития поведенческих стереотипах. Генетически обусловленные стереотипные программы поведения, закрепленные некогда отбором, сохраняются очень долго. Иногда эти атавистические программы называют генетической памятью. Сохраняются и тем более используются они не все и не полностью, но при стечении некоторых обстоятельств внутреннего и внешнего воздействия программа может проявиться.

Что касается стереотипов на основе условных рефлексов, то они не передаются по наследству, и такие программы мы будем рассматривать при изучении пластичности мозга человека.

Можно думать, что большая часть внутренней программы поведения человека касается элементарных действий, возникающих в ответ на простые воздействия внешней среды. Это различные двигательные шаблоны, вроде моргания, зевоты, плача и улыбки, элементов передвижения, и такие простые реакции, как шлепок ладони при попытке убить докучающую вам муху. Наряду с ними, вероятно, существуют и врожденные программы более высокого уровня, например программа, определяющая непроизвольную реакцию мужчины на облик женщины и наоборот. Следует также упомянуть об агрессивном поведении человека и поведении кормящей матери. Но пока нет четких доказательств, мы должны быть очень осторожны в выводах. Известно, например, что у млекопитающих даже эмбрион в чреве матери подвергается определенным внешним воздействиям и накапливает своего рода «жизненный опыт». А некоторые рефлекторные движения ножек грудных младенцев различаются в зависимости от того, в каком положении находилось их тело в чреве матери.

Вот две иллюстрации действия некоторых древних эволюционных программ поведения у человека. (Из В.Р. Дольника).

Мы уже говорили, что чем опаснее оружие, тем меньше его применение к сородичам. Это очень древняя программа. Посмотрим, как она работает в агрессивном поведении ребенка. «В своей изначальной форме агрессия предполагает нападение на объект, причинение ему физического ущерба и даже убийство. Наблюдая развитие ребенка, вы можем видеть, что первые проявления агрессии у него жестокие: он бьет руками мать по лицу, пинается, неожиданно кусает. Из-за того, что он маленький и слабый, мы не замечаем грозности его намерений. Позднее ребенок замещает покушение на нас демонстрацией: машет рукой, топает, кричит, а дерется и кусается все реже».

Изучив эволюцию человека, мы знаем, «что в древности мы были собирателями. А в детстве? В детстве мы все собиратели. Ребенок еще ползает, но уже все замечает на полу, подбирает и тянет в рот. Отучить его от этого занятия просто невозможно. Став постарше, он значительную часть своего времени удовлетворяет свои инстинктивные позывы, собирая всякую всячину в самых разных местах. Какая мать не приходила в ужас от переполненных карманов своего дитяти? Они набиты самыми неожиданными предметами – орехами, косточками, раковинами, камешками, кусочками цветных стекол, железками, тряпочками, веревочками. Там все это хранится, зачастую вперемешку с жуками, пробками, проволочками. У кого в детстве родители не обнаруживали однажды и не разоряли припрятанный где-нибудь в укромном уголке клад? Столь дорогой сердцу собирателя всякой всячины. А многим пришлось пройти и через зашивание карманов как наказательно-воспитательное средство. Почему бы нам не перестать воевать с этим, в сущности, безобидным проявлением инстинкта. Почему бы не позволить детям удовлетворять его позывы? Вы ведь знаете, что и сами взрослые что-нибудь собирают. Дедушка собирает книги, бабушка – кулинарные рецепты, папа коллекционирует марки, мама — тряпочки. В основе ваших пристрастий лежит все та же потребность собирать, только объекты ее стали свойственными взрослому человеку».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.