Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные аспекты импринтинга




Лоренц полагал, что импринтинг имеет важное значение для опознавания особей своего вида,

С эволюционной точки зрения часто представляется весьма важным, что спариваться могут только особи одного и того же вида, а родители – выращивать только свое собственное потомство. Как правило, импринтирование свойственно животным тех видов, для которых привязанность к родителям, а также к семейной группе или к особи противоположного пола составляет важный аспект их социальной организации.

Например, в стаде коз или овец всегда может произойти такой случай, когда козленок или ягненок потеряет контакт с матерью и присоединится к другим самкам. Очень скоро после родов коза начинает облизывать своего козленка и таким образом метит его. И именно после родов у нее наблюдается особая чувствительность к запаху козленка, которая примерно через час уже исчезает. В течение этого периода козе достаточно пятиминутного контакта с каким-либо козленком, чтобы он воспринимался ею как собственный. Если же такого контакта не произойдет, мать не подпустит козленка к вымени.

Точно так же, если что-либо нарушит жизнь колонии чаек, птенцы могут остаться без родителей и будут прятаться под ближайшими растениями. Вернувшись, родители начинают звать своих спрятавшихся птенцов, но при этом некоторые птенцы могут оказаться вне территории родителей. У птенцов многих чаек развита специфическая способность распознавать призывные сигналы своих родителей, а у родителей – сигналы своих птенцов. Эти призывные сигналы, которые они осваивают на определенной стадии развития, используются птицами после их временного разъединения и помогают им сохранить целостность семейной группы.

Чувствительный период для полового импринтинга у гусей и уток точно соответствует периоду родительской заботы у этих птиц; у гусей он более длительный, чем у уток. Обычно птенцы способны к импринтированию до тех пор, пока они являются членами семейной группы. Как правило, чувствительный период заканчивается к тому времени, когда у молодых возникает возможность встреч и общения с птицами не только своей семьи.

Предполагается, что половой импринтинг имеет гораздо большее значение для распознавания членов своей семьи, чем для распознавания особей своего вида. Он дает возможность животному ознакомиться и запомнить особенности своих близких родственников, а впоследствии выбрать такого полового партнера, который будет лишь слегка (но не очень сильно) отличаться от его родителей и семейных собратьев. Это, по-видимому, дает возможность животному осуществить компромисс между преимуществами, которые он получает от близкородственного и неродственного спариваний.

Обычно считают, что преимущества неродственного спаривания заключаются в том, что оно повышает полезную генотипическую изменчивость и снижает потенциал летальных рецессивных генов.

Однако существует мнение и о преимуществах близкородственного спаривания, потому что такое спаривание поддерживает целостность коадаптивных комплексов генов. Чтобы выбрать какое-то равновесие между этими противоположными давлениями отбора, животное должно найти полового партнера, который был бы ему в какой-то степени родственником – например на уровне двоюродного родства. Но каким образом такого родственника можно распознать?

Для того чтобы птица могла распознать своего родственника, она должна научиться узнавать своих семейных собратьев не сразу после рождения, а только тогда, когда они приобретут признаки молодого животного. Это обеспечит надежное опознавание их облика, когда они станут взрослыми. Начало полового импринтирования связано по времени с развитием у птицы взрослого оперения, благодаря чему создается хорошая возможность ознакомиться с внешним обликом семейных собратьев.

В экспериментах обнаружилось, что японские перепела предпочитают спариваться с теми птицами, которые по окраске оперения очень мало отличаются от их родителей. Если воспитанным в группе коричневым самцам предоставляется выбор партнерш из коричневых и мутантных белых самок, то они, как правило, стараются спариваться с коричневыми самками. Однако если можно было выбрать между чужой коричневой самкой и знакомой самкой, с которой они вместе воспитывались, самцы предпочитали чужую.

Есть данные и о том, что особи малого лебедя стараются не спариваться с близкими родственниками. Эти лебеди различают характерный рисунок на клюве лебедя, и у членов одной и той же семьи эти черты, как правило, очень похожи. У спаривающихся партнеров характерные рисунки на клювах различаются гораздо больше, чем это можно было бы объяснить простой случайностью. По-видимому, молодые птицы избегают близкородственного скрещивания, выбирая таких половых партнеров, которые по рисунку на клюве отличаются от своих семейных собратьев.

Некоторые исследователи высказывали предположение, что люди стараются выбирать себе таких супругов, которые были бы с социальной, психологической и физической точек зрения похожими на них самих. Вместе с тем существуют определенные данные, свидетельствующие и о том, что если будущие супруги проводят вместе свое раннее детство, то брак их оказывается неблагополучным. Результаты исследования тайванских браков по договоренности и израильских киббутцев показали, что у людей, которые воспитывались в детстве вместе, отсутствует половое влечение друг к другу.

В тайванских браках по договоренности невеста, еще, будучи маленьким ребенком, удочеряется семьей своего будущего мужа. Во многих киббутцах дети с самого рождения растут и воспитываются в группах, состоящих из детей одного возраста. В обоих этих случаях происходит определенное социальное давление на обязательное заключение браков, которые, однако, редко бывают благополучными. Хотя такие человеческие взаимоотношения осложнены социальными обычаями и табу, здесь можно видеть и существенные доказательства определенного биологического воздействия негативного импринтирования.

Критические периоды у человека (из Дойджа)

У очень молодых животных мозг пластичен. Так в зрительной зоне обрабатывается информация о визуально воспринимаемых объектах. Но если глаз не будет получать эту информацию (молодой котенок с зашитым глазом) то эта область (от закрытого глаза) не получает развития и глаз остается слепым на всю жизнь. Область, которая должна обрабатывать информацию от закрытого глаза не пустует, ибо мозг пластичен. Она начинает обработку от открытого глаза. Поэтому к моменту открытия глаза она оказывается уже занятой, то есть в мозгу не простаивают никакие «корковые площадки».

Критические периоды (или сенситивные, то есть чувствительные) характерны не только для развития мозга, но и всего организма. Есть они в формировании у эмбриона тех или иных органов. Есть благоприятные для обучения языкам, для формирования социальных навыков и пр.

У каждой нейронной системы есть свой критический период, или временной интервал, в течение которого она отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью к факторам среды и демонстрирует наиболее быстрый рост. Например, сенситивный период для развития языковых навыков начинается в младенчестве и заканчивается в промежутке между восьмью годами и наступлением половой зрелости. После его завершения способности к изучению языка становятся ограниченными. Интересно, что обработка родного языка в критический период и нового языка после него происходит в разных областях мозга. В критический период несколько языков обрабатываются в одной области.

Медики сразу использовали информацию о критических периодах и пластичности мозга. Теперь дети, рожденные с катарактой, не становятся слепыми на всю жизнь. Им делают операцию по замене хрусталика в критический период, после чего мозг получает световую информацию и заполняется соответствующая карта мозга. Теперь она не оказывается занятой другой информацией, как это случилось с котенком.

В первые два года у ребенка происходит формирование новых систем мозга и укрепление нейронных связей, а также дифференциация карт и оформление их базовой структуры за счет опыта взаимодействия с внешним миром. У правого полушария заканчивается период резкого роста, у левого он только начинается.

Правое полушарие отвечает за невербальные коммуникации; оно позволяет нам распознавать лица и понимать их выражение, помогает устанавливать связи с другими людьми. Кроме того оно обрабатывает музыкальную составляющую речи – тон, с помощью которого мы передаем эмоции. Так что в это время происходит критический период развития всех этих функций. Левое полушарие обрабатывает словесно-логические элементы речи (в отличие от эмоционально-образных) и больше использует сознательный анализ информации.

Итак, первые три года жизни правое полушарие доминирует над левым. Мать взаимодействует с ребенком в это время невербально. Она учит его понимать эмоции используя изменение тона речи и невербальные жесты. Пример: ребенок с молоком проглотил немного воздуха и мать говорит:

– Так, так, дорогой, ты выглядишь таким расстроенным, не пугайся, твой животик болит, потому что ты ел слишком быстро. Давай мамочка поможет тебе отрыгнуть воздух, и ты почувствуешь себя хорошо.

Она сообщает ребенку не только названия эмоций, но и то, что у нее есть инициирующий фактор и что эта эмоция передается через выражение лица и что она связана с телесным ощущением и что обращение к другим за помощью иногда помогает. Мать использует не только слова, но и нежный любящий голос, утешительные жесты и прикосновения.

Для того чтобы дети понимали эмоции и умели их контролировать, а значит устанавливать социальные связи они должны много сотен раз переживать подобное взаимодействие в течение критического периода

 

В первые три года у ребенка есть только непроизвольная (автоматическая) память, ее часто называют имплицитной. Она позволяет запоминать, не фокусируя внимания. Непроизвольное запоминание производится неосознанно. На третьем году жизни наряду с непроизвольной начинает развиваться и произвольная (эксплицитная). С ее помощью человек сознательно выбирает факты, события и эпизоды для запоминания. Пример непроизвольной памяти – умение ездить на велосипеде.

В критический период кора настолько чувствительна, что меняется просто под воздействием любого стимула. Это позволяет младенцу и маленькому ребенку развивать языковые навыки без труда учась новым звукам и словам. Достаточно всего лишь слушать речь. По окончании критического периода можно учить языки, но для этого уже нужно прикладывать много усилий. У детей постоянно включен этот механизм, поскольку они не знают, что им пригодится в будущем, а что нет. Поэтому они запоминают все. (Механизм обучения постоянно включен).

Дети начинают разговаривать, используя сочетания согласных и гласных. Например, повторяя: да, да, ба, ба... Во многих странах первые слова состоят из таких сочетаний – нередко это слово «мама», «папа» «пи-пи» и т д.

Речевые затруднения обусловлены проблемами получения слуховой информации. Это связано с типичными быстро произносимыми сочетаниями согласных и гласных. Детям сложно их правильно расслышать и соответственно точно воспроизвести. У них слишком медленно активизируются нейроны слуховой зоны коры. Из-за этого они не могут отличить похожие звуки или определить последовательность двух звуков.

Обучение новому языку

Младенцы способны услышать любое звуковое различие во всех языках мира, общее количество которых составляет несколько тысяч. После завершения критического периода развития слуховой коры мозга дети, воспитанные в рамках одной культуры теряют способность слышать многие из этих звуков. Доминирует язык одной культуры, и начинается потеря неиспользуемых нейронов. После этого мозг ребенка начинает отфильтровывать тысячи звуков, в итоге он перестает слышать не употребляемые в данном языке. Вспомните, мы уже говорили о фильтрации стимула.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.