Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этология детства




Этология человека: кросс-культурные исследования

Этология человека

Обучение детей

Сотни лет педагоги знали, что детский мозг следует формировать с помощью упражнений нарастающей сложности. Это усиливает функции мозга. Классическое образование включало в себя механическое запоминание длинных стихов на иностранных языках, которое укрепляет слуховую и словесную память. Оно предполагало фанатичное внимание к почерку, что помогало совершенствованию моторных навыков письма, а заодно повышало беглость чтения и речи. Значительное внимание правильной дикции и совершенствованию произношения слов, что помогало избегнуть многих логопедических проблем.

 

В 1960 г работники образования исключили эти традиционные упражнения из учебной программы как скучные, слишком строгие и «неактуальные». Это дорого обошлось ученикам. Ведь для них эти упражнения были единственной возможностью систематически тренировать функции мозга, от которых зависит скорость распознания слов и их понимание. Кроме того, это стало причиной снижения общего уровня ораторского искусства, требующего хорошей памяти и соответствующего уровня интеллектуальной мощи. Ранее участники дебатов могли спокойно говорить без помощи записей часами. Теперь они говорят только «по бумажке».

Именно в детские годы решаются проблемы мозга в зародыше, когда пластичность мозга наиболее высока. Дети младшего возраста быстро добиваются успехов при выполнении ментальных* упражнений, потому что в незрелом мозге количество связей между нейронами, или синапсов, на 50% больше чем в мозге взрослого человека. Когда же достигается подростковый возраст, и заканчиваются критические периоды начинается масштабное «упрощение». Синаптические связи и нейроны, не подвергавшиеся активному использованию, исчезают. Это классический пример воплощения в жизнь первого правила пластичности мозга: «то, что не используется, отмирает».

____________________________

* Ментальный – относящийся к психической жизни человека; умственный.

Лекция 12 *

План

1. Этология детства

2. Амбивалентность человеческого поведения

В 60-е годы прошлого века были проведены первые этологические исследования поведения детей. Описан ряд мимических выражений, агрессивные и защитные позы у детей и выделена игра как самостоятельная форма поведения. Тогда же проводились детальные наблюдения за поведением детей в возрасте от двух лет до четырех лет дома и в детском саду (в обществе родителей и без них). В результате было показано наличие полоролевых различий в социальном поведении.

Итогом всех этих работ было предположение о том, что индивидуальные личностные различия можно описывать на основании данных о внешних поведенческих проявлениях.

В.С. МакГрю в книге «Этологическое изучение поведения детей» (1972) привел детальную этограмму детского поведения. Он доказал применимость для описания детского поведения этологических концепции и понятий, таких как доминирование, территориальность, влияние плотности группы на социальное поведение, структура внимания. До этого указанные концепции считались применимыми только к животным и широко использовались в первую очередь приматологами.

Этологический анализ конкуренции и доминирования у дошкольников позволил заключить, что иерархия доминирования в таких группах подчиняется линейным правилам. Такая иерархия быстро устанавливается в момент формирования социального коллектива и остается стабильной во времени. По одним представлениям, доминирование прямо связано с преимущественным доступом к ограниченным ресурсам. По другим – оно связано с умением ладить со сверстниками и организовывать социальные контакты. То есть, обращать на себя внимание.

Существенное место в работах по детской этологии заняли исследования невербальной коммуникации. Удалось установить, что младенцы могут производить все мимические мускульные движения, типичные для взрослых. При наблюдениях за мимикой зрячих и слепых детей в естественных условиях и за реакциями детей в экспериментальных ситуациях выяснилось, что лишенные возможности зрительного научения слепые дети демонстрируют в одинаковых ситуациях сходную мимику. Наблюдения за детьми в возрасте от двух до пяти лет позволили говорить о расширении общего репертуара отчетливых мимических выражений. По мере роста социальной компетентности ребенка, в возрасте от 2,5 до 4,5 лет, происходит также повышение частоты использования социальной улыбки (первую детскую улыбку в психологии называют «социальной улыбкой»).

Использование этологических подходов в анализе процессов развития подтвердило наличие врожденной базы для развития человеческой мимики. Н. Тинберген применил этологические методы в детской психиатрии для анализа явлений аутизма у детей. Он обратил внимание на тот факт, что избегание взгляда, типичное для аутичных детей, вызвано страхом перед социальным контактом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 86; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.