Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизация социалистической системы во второй половине 1980-хгг. Политика М.С Горбачева. 2 страница




1987 – август 1991гг. это время кардинальных изменений в по­ли­ти­чес­кой системе страны. По­на­ча­лу М. С. Гор­ба­чев в сво­их преобразованиях рассчитывал опереться на обновленный состав высших органов партии. Однако его надежды не оправдались. Проводимые Генеральным секретарем перемены, включая и кадровые перестановки, вызвали серьезное сопротивление многих партийных чиновников и в центре, и на местах. Доказательством тому стала инспирированная членом Политбюро, вторым секретарем ЦК КПСС Е. К. Ли­га­че­вым, статья Н. А. Андре­евой «Не могу поступиться принципами», помещенная в га­зе­те «Советская Россия». Она свидетельствовала о на­ли­чии в ру­ко­водстве серьезной оппозиции курсу реформ М. С. Гор­ба­че­ва. Когда стало ясно, что партия не в сос­то­янии возглавить работу по перестройке, М. С. Гор­ба­чев решился на проведение политической реформы, суть которой заключалась в пе­ре­распре­де­ле­нии власти в пользу Советов. В хо­де начавшейся идеологической кампании пропагандировались идеи народовластия, возвращения к «золотому веку» ленинизма, когда Советы были подлинными органами народной власти. Реформа началась с раз­но­го рода политических и организационных мер, включая альтернативные выборы, выборы кандидатов на предприятиях, введение новых форм участия трудящихся в уп­рав­ле­нии. Но первые шаги не впечатляли, система кардинально не изменилась. Так, все альтернативные кандидаты проходили предварительный отбор в пар­тийных инстанциях. После XIX парткон­фе­рен­ции (1988г.) начался второй, более серьезный этап политических преобразований. В со­от­ветствии с ре­ше­ни­ями конференции устанавливалась двухуровневая представительная система власти в ви­де Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Высшим органом признавался Съезд,[786] в функции которого входила законодательная работа по проведению конституционных, экономических и со­ци­ально-по­ли­ти­чес­ких реформ, а так­же избрание Верховного Совета. Советы предлагалось преобразовать по законам парламентаризма. Конференция предложила новый закон о вы­бо­рах, который отменял все разнарядки при выдвижении кандидатов в де­пу­та­ты, вводил пропорциональное представительство всех классов. Впервые в ис­то­рии советского общества выборы действительно стали альтернативными, что повысило роль Советов и развивало в стране демократию. I съезд Советов работал в мае – июне 1989г., в пос­ле­ду­ющем съезды собирались не реже двух раз в год, а в 1990 г. созывались трижды. Советы находились в центре политической жизни страны. Заседания съездов транслировались в прямом эфире, вызывали огромный интерес населения, собирали большую аудиторию. Непрерывно функционировал Президиум Верховного Совета и постоянные комиссии палат и комитетов. По напряженности деятельность Советов в эпоху М.Горбачева была сравнима с их работой в первые месяцы советской власти. На съездах и заседаниях Верховного Совета рассматривались основные направления внутренней и внешней политики, формировался состав Совета министров СССР, обсуждалась программа его деятельности, заслушивались отчеты о вы­пол­не­нии экономических и социальных задач, принимались законодательные акты. При этом в прош­лое ушло единомыслие и всеобщее одобрение, решения принимались в ус­ло­ви­ях острой полемики и борьбы. На этапе перестройки претерпела изменения не только законодательная, но и исполнительная власть в СССР. Наиболее существенным новшеством стало введение ранее невиданного в ис­то­рии страны института президентской власти. 14 мар­та 1990г. первым Президентом Советского Союза стал М. С. Гор­ба­чев, выбранный на специально созванном для этой цели Чрезвычайном III съез­де Советов. При Президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. Став Президентом СССР, М. С. Гор­ба­чев одновременно продолжал оставаться Генеральным секретарем КПСС. Совет министров был переименован в Кабинет министров и поставлен под контроль Президента. Таким образом, М.С.Горбачев сконцентрировал в сво­их руках значительную государственную и партийную власть, надеясь, что, получив легитимность, он заставит замолчать политических оппонентов и продолжит преобразования, опираясь на здоровое ядро в пар­тии и Советах. В го­ды перестройки потерпела поражение однопартийная система. КПСС постепенно утрачивала свои лидирующие позиции, несмотря на все усилия Генерального секретаря. После от­ме­ны в III съез­дом Советов 6‑й статьи Конституции Компартия начала распадаться. Первыми из КПСС вышли компартии Прибалтийских республик. Была создана Компартия РСФСР, которой ранее в рес­пуб­ли­ке не существовало. Вслед за организационным расколом партии последовал идейный кризис. Прежняя Программа партии была отброшена. Летом 1990г. последний в ис­то­рии КПСС XXVIII съезд одобрил платформу «демократического социализма», что означало отказ от коммунистической ориентации партии. Коммунисты, несогласные с подобной установкой, сформировали новые направления в пар­тии (марксистское, сталинское, со­ци­ал-де­мок­ра­ти­чес­кое и др). На фоне разложения КПСС идет процесс зарождения других партий. Еще в 1987г. появились первые неформальные группы и организации, которые поначалу были малочисленны и слабо организованы. Но уже в сле­ду­ющем 1988г. движение «неформалов» насчитывало сотни тысяч участников. Многие из них объединились в со­юзы, ассоциации, народные фронты – прообразы политических партий. Наибольшей активностью отличались «Комитет Карабаха», Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии, общество «Память», Демократические союзы в Москве и Ленинграде. Сферой их деятельности были многочисленные митинги и манифестации, а про­па­ган­да взглядов шла через собственные газеты и журналы. В 1989 г. на выборах в Вер­хов­ные Советы республик и местные Советы многие представители новых политических образований одержали победу над коммунистическими выдвиженцами. В частнос­ти, Московский совет возглавил Г. Х. По­пов, Ленинградский – А. А. Соб­чак. Дальнейшему развитию политических организаций способствовало усиление радикализации центральных органов власти. В 1989 г. на I съез­де Советов стала складываться оппозиционная группа депутатов, так называемая Межрегиональная группа, в ко­то­рую вошли Б. Ельцин[787], А. Са­ха­ров, Т. Гдлян, Г. По­пов, Н. Трав­кин, С. Стан­ке­вич. В июне 1990г. I съезд народных депутатов РСФСР избрал Председателем Верховного Совета республики Б. Н. Ельци­на, который на XXVIII съез­де КПСС демонстративно вышел из партии. Демарш главы Российской республики еще более усилил размежевание политических сил. В те­че­ние 1990г. образовались Со­ци­ал-де­мок­ра­ти­чес­кая, Демократическая, Республиканская и другие, оппозиционные КПСС, партии. Переход к мно­го­пар­тийнос­ти стал вопросом, требовавшим незамедлительного решения. В ок­тяб­ре 1990г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», утвердивший в стра­не многопартийную систему. Правда, принятием этого Закона стабилизировать политическую обстановку не удалось. Радикальные политические течения, первоначально провозглашавшие «улучшение социализма», перешли на антисоциалистические позиции. Наиболее открыто идеи антикоммунизма были провозглашены движением «Демократическая Россия», ко­то­рую поддержали ряд руководителей страны, включая Б. Н. Ельци­на и А. Н. Яков­ле­ва. Таким образом, на этапе перестройки произошли серьезные сдвиги в по­ли­ти­чес­кой сфере. Была нарушена монополия КПСС на политическую власть, осуществлена передача властных полномочий Советам, зародился институт президентской власти, началось разложение КПСС, появилась многопартийность. Все эти изменения в це­лом опрокинули сталинскую политическую модель социализма. Вместе с тем полной либерализации политического режима руководство страны не допустило. М. С. Гор­ба­чев и его сподвижники прилагали все усилия, чтобы сохранить КПСС и ее идеологию. Центристская позиция М. С. Гор­ба­че­ва, характер его политических реформ не устраивали радикалов и вызывали недовольство консерваторов. Консерваторы встретили в шты­ки изменения в по­ли­ти­чес­кой сфере, так как они ущемляли власть партийных бюрократов. Радикалам политические преобразования М. С. Гор­ба­че­ва казались неполными, ибо оставляли возможность для манипуляций, сохраняли значительную власть Генерального секретаря КПСС, а зна­чит, и партии. Непоследовательные действия М. С. Гор­ба­че­ва не нашли поддержки и в мас­сах, настроения которых, по мере ухудшения их положения, все более радикализировались. В этих условиях на первый план выдвинулись те политические партии и движения, которые являлись сторонниками окончательного уничтожения остатков коммунистической системы. Все эти обстоятельства не устраняли, а, наоборот, усиливали политическую конфронтацию в об­ществе.

Политика перестройки М. С. Гор­ба­че­ва споткнулась на национальном вопросе. По мере демократизации общества, утраты властями контроля над экономикой и со­ци­ально-по­ли­ти­чес­кой обстановкой возникают центробежные тенденции. В 1988 г. активную борьбу за выход из СССР начали оппозиционные силы Прибалтийских республик, которые уже к ле­ту 1990 г. приняли декларации о на­ци­ональном суверенитете. Вслед за ними аналогичный шаг сделали другие республики, включая и Россию. В мае-июне 1990г. 1 съезд народных депутатов РСФСР утвердил декларацию о государственном суверенитете России. 12 июня 1991г. всенародным голосованием первым Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Во многих республиках произошли кровавые межэтнические конфликты. В 1988 г. в За­кав­казье вспыхнула война между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. В 1989–1991 гг. развернулись кровопролитные столкновения в Сред­ней Азии, включая Ферганскую долину, Ал­ма-Ату, Душанбе. Районом интенсивных этнических вооруженных сражений стали Южная Осетия и Абхазия. Усиливалось противостояние в Мол­да­вии. Союзное руководство пыталось разрешить конфликты политическими методами, а ког­да они не помогли, то в ря­де мест была использована и военная сила. Однако и силовые методы не остановили национальную борьбу. Фактически начался распад СССР, и следовало искать выход из кризисной ситуации. По инициативе М. С. Гор­ба­че­ва 17 мар­та 1991г. был организован референдум о бу­ду­щем Союза, где свыше 70% населения, участвовавшего в го­ло­со­ва­нии,[788] высказалось за его сохранение. Это позволило М. С. Гор­ба­че­ву начать переговоры с ру­ко­во­ди­те­ля­ми республик о го­су­дарствен­ных формах будущего объединения. В кон­сульта­ци­ях о бу­ду­щем Союза принял участие и Б. Н. Ельцин. В ходе переговоров был подготовлен проект нового Союзного договора на кон­фе­де­ра­тив­ных началах. В Договоре признавался суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Союзный центр по договору должен был руководить внешней политикой и координировать основные направления экономического развития республик и союза. Участники совещания назначили дату подписания нового союзного договора - 20 ав­гус­та 1991г. Однако, противники новой модели союза из числа высших должностных лиц государства[789] (ви­це-пре­зи­ден­т Г. И. Яна­ев, премьер-ми­нистр В. С. Пав­ло­в, министр обороны Д. Т. Язо­в, председатель Комитета госбезопасности В. А. Крюч­ко­в, министр внутренних дел Б. К. Пу­го) 19 августа подняли путч. Они воспользовались отсутствием в Москве М. С. Гор­ба­че­ва и объявили о вве­де­нии чрезвычайного положения, приостановке деятельности всех политических партий, помимо КПСС, запрещении митингов и демонстраций, создании ГКЧП. Президент СССР от власти был отстранен. Августовский путч закончился провалом. Население страны в ос­нов­ном не поддержало ГКЧП, армия не захотела применить силу против своих граждан, большинство правительств других государств осудили противников М.Горбачева. Руководство РСФСР расценило действия ГКЧП как попытку антиконституционного переворота. Уже 21 ав­гус­та заговорщики были арестованы, М. С. Гор­ба­чев вернулся в Москву. К это­му времени его звезда правителя уже закатилась. На лидерство стал претендовать, вышедший победителем в борьбе с пут­чис­та­ми, Б. Н. Ельцин. После путча идея подписания договора о но­вом Союзе была отвергнута всеми лидерами республик, и в де­каб­ре 1991г. СССР перестал существовать.[790] Вместо него был создан Союз Независимых Государств (СНГ), статус которого не определен до настоящего времени. М. С. Гор­ба­чев сложил свои полномочия Президента СССР. КПСС по указу Б.Ельцина также перестала существовать в ноябре 1991г. Перестройка закончилась. Реформы, задуманные М.С.Горбачевым, до конца не были осуществлены. После распада СССР бывшие союзные республики стали развиваться самостоятельно, опираясь на собственные программы модернизации.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные достижения и просчеты политики Н.С.Хрущева.

2.Проявления «застоя» и кризиса советского общества в 1970 – 1985гг.

3.Новации М.С.Горбачева в политике и экономике.

4. Причины августовского (1991) путча в Москве и его последствия. 4

Глава X. Россия на современном этапе. 1991- 2012гг.

В научной литературе окончательно не сложились оценки периода 1990‑х гг. в свя­зи с не­за­вер­шен­ностью политики преобразований, начатых ельцинским руководством. Однако недостаток исторических работ компенсируется изобилием книг и статей публицистов, политологов, обществоведов и т. д.[791] Оценки их авторов колеблются от апологетики преобразовательной деятельности правительства Б. Н. Ельци­на до полного ее отрицания. Е. Т. Гайдар и А. Б. Чу­байс считали, что в 1990‑е гг. была выполнена главная задача – окончательно уничтожен коммунистический режим и достигнута необратимость реформ, направивших страну на цивилизованный путь развития. Г. А. Яв­линский, являясь сторонником постепенной либерализации страны, упрекал радикалов в неп­ро­ду­ман­нос­ти, поспешности, резкости проведенных преобразований. Многие до сегодняшнего дня критикуют руководство Б. Н. Ельци­на за реализацию в Рос­сии западной модели развития. Некоторые современные публицисты предлагают использовать опыт Китая, где при сохранении коммунистической системы в ре­зульта­те реформ Дэн Сяопина в 1980–1990‑е гг. был сделан невиданный модернизационный рывок. Другие исследователи отвергают для России как западный, так и восточный варианты модернизации, призывают современных политиков сделать упор на развитие собственных ценностей.[792] Среди тех, кто стоит на коммунистических позициях, доминирует резко негативная оценка произошедших в 1990- е годы изменений. Акцент делается на «экономическом крахе», резком падении жизненного уровня населения, развале науки и культуры, наступивших в ходе преобразований Б.Ельцина.[793]

После августовских событий 1991 г. Россия вступила на самостоятельный путь развития. Начался мучительный и противоречивый процесс создания, по существу, нового государства. Во главе страны встало радикальное руководство во главе с Б. Н. Ельци­ным, которому и предстояло выбирать модель развития общества. До середины 1990 г. радикалы придерживались концепции «демократического социализма». Но после XXVIII съез­да КПСС они перешли на антисоциалистические позиции. Их идеалом стала западная модель развития капитализма и, придя к влас­ти, они приступили к ее реализации. Предполагалось создать рыночную экономику, свободное гражданское общество, сформировать правовое государство, поднять жизненный уровень населения. Главным в сис­те­ме экономических взглядов радикалов было положение о бла­гот­вор­нос­ти свободных, не контролируемых государством рыночных отношений. Оно нашло отражение в прог­рам­ме экономических реформ, разработанной Е. Т. Гайда­ром[794] и утвержденной на V съез­де Советов в ок­тяб­ре 1991г. Новая экономическая программа включала в се­бя три направления: свободное ценообразование, введение свободы торговли и ускоренная приватизация собственности. Краеугольным камнем заявленных реформ было «освобождение» цен. Е. Т. Гайдар считал либерализацию цен решающим шагом преобразований в сфе­ре экономики. По его мнению, нерешительность М.С.Горбачева в политике ценообразования, опасающегося социального взрыва, стала одной из причин поражения Генерального секретаря КПСС. Новая политика ценообразования предполагала определение рыночной стоимости товаров, ликвидацию товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, сокращение избыточной денежной массы, наполнение прилавков товарами и в ко­неч­ном итоге оживление экономики. Действительно, освобождение цен, начавшееся с 1 ян­ва­ря 1992г., укрепило финансовую систему, создав тем самым условия для дальнейших экономических преобразований. Но одновременно отпуск цен привел к не­га­тив­ным, во многом неожиданным для правительства результатам. Вместо оптимистичных прогнозов увеличения цен в 3–5 раз и пессимистичных в 8–10 раз они подскочили в 36 раз.[795] В то же время за­ра­бот­ная плата, пенсии, стипендии увеличились в 1992 г. только на 70%.[796] Все сбережения населения моментально обесценились. По данным социологов в 1993 г. слой богатых составил 3%, среднеобеспеченных – 7%, бедных – 25%, за чертой бедности осталось 65% населения.[797] Либерализация цен не включила механизм конкуренции. Большинство отраслей, будучи монополистами, пошли не по пути снижения издержек, а по направлению взвинчивания цен до максимума на свою продукцию. Это обернулось резким повышением тарифов на перевозки, цен на электроэнергию, сырье и т. д. Всеобщее взвинчивание цен без учета рыночной конъюнктуры породило кризис сбыта произведенной продукции, проблему неплатежей, сделало убыточными даже самые процветающие предприятия,[798]привело многие из них к кра­ху и закрытию. В сельском хозяйстве повышение цен на горючее, технику, стройматериалы вызвало подорожание производимой продукции, падение производства, свертывание всего агропромышленного комплекса. После введения свободных цен «младореформаторы» сделали новый шаг по пути развития рыночной экономики. 29 ян­ва­ря 1992г. Пре­зи­дент Б. Н. Ельцин издал указ «О сво­бо­де торговли», предоставивший равные права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в этой сфере. Указ подтолкнул к за­ня­тию тор­го­во-пос­ред­ни­чес­кой деятельностью сотни тысяч людей, что позволило заполнить магазины и рынки разнообразными товарами. Вместе с тем, тор­го­во-пос­ред­ни­чес­кая деятельность носила примитивный характер и не могла удовлетворить потребность населения в ка­чествен­ной и дешевой продукции. Эту нишу стали заполнять не всегда качественные иностранные продукты, привозимые из других стран частными фирмами. Правительство поначалу видело выход из кризисной ситуации в пос­ле­до­ва­тельном проведении монетаристской политики. Логика этой политики заключалась в том, что вмешательство государства в эко­но­ми­ку должно быть минимальным. Руководство утверждало, что оказание государственной помощи убыточным предприятиям ведет к ги­пе­ринфля­ции. Экономика должна лечиться «шоковой терапией», в ре­зульта­те которой нерентабельные предприятия обанкротятся, а вы­жив­шие перестроятся на выпуск дешевой и качественной продукции. Но расчеты не оправдались. Уже к ле­ту 1992г. под угрозой банкротства оказались целые отрасли народного хозяйства. Экономический кризис неумолимо нарастал. Тогда власти, не получив обещанной финансовой помощи со стороны Запада, пошли на предоставление значительных кредитов предприятиям. План «шоковой терапии» был похоронен, начался новый рост инфляции, темпы которой только во второй половине 1992г. выросли с 11 до 28%. Отношение населения к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям нового ельцинского руководства стало меняться. Ранее под влиянием экономических проблем, дефицита самых необходимых товаров и длинных очередей, и благодаря воздействию средств массовой информации, россияне были готовы к от­ка­зу от прежнего строя и проведению преобразований. По мере катастрофического ухудшения положения масс реформы Е. Т. Гайда­ра стали крайне непопулярными. По требованию VII съез­да народных депутатов в де­каб­ре 1992г. правительство ушло в отстав­ку. Новым главой правительства стал В. С. Чер­но­мыр­дин. При новом премьере было реализовано третье важнейшее направление экономической реформы – приватизация государственных предприятий. Концепция приватизации была разработана Государственным комитетом по имуществу Российской Федерации во главе с А. Б. Чу­байсом. Цель приватизации заключалась в создании среднего класса, являвшегося опорой всех цивилизованных государств. Предусматривалось превращение большей части населения в собствен­ни­ков и акционеров тех или иных предприятий. Приватизация прошла ваучерный (с 1993 по 1994г.) и денежный (с 1995г.) этапы. Механизм первого этапа предполагал максимально короткие сроки раздачи государственной собственности с уче­том того, что действительных капиталов для ее приобретения по рыночным ценам в стра­не не было. Сначала провели акционирование предприятий, распределив 51% акций между работниками каждого из них. Остальные 49% акций поступили в сво­бод­ную продажу. Учитывая, что либерализация цен «съела» сбережения населения и покупать ему акции было не на что, каждому россиянину выдали приватизационный чек (ваучер) стоимостью 10 тыс. руб., который давал право стать собственником любого предприятия. Но при этом граждане участвовали в при­ва­ти­за­ции не напрямую, а че­рез созданные чековые инвестиционные фонды. Всего было роздано 146 млн. чеков. К июлю 1994г. было приватизировано 33% промышленных предприятий; 66,3% предприятий общественного питания; 75,4% предприятий торговли; 76,4% предприятий обслуживания населения.[799] К се­ре­ди­не 1995г. количество приватизированных предприятий превысило удельный вес неприватизированных. Негосударственный сектор стал давать 75% валового внутреннего продукта.[800] Однако, ваучерная приватизация прошла с больши­ми издержками. Вследствие нарастающей инфляции ваучеры стали обесцениваться. В ус­ло­ви­ях падения их реальной стоимости население стремилось избавиться от чеков, продать их сомнительным коммерсантам, отдать в ин­вес­ти­ци­он­ные фонды. Последние, собрав у на­се­ле­ния ваучеры, один за другим объявляли себя банкротами. Большинство из тех, кто стали акционерами, не могли быть эффективными собственниками, так как для этого требовалось владеть 10% акций, что для обыкновенного держателя было невозможно. Не оправдались надежды населения и на получение дивидендов, так как приватизация проводилась в ус­ло­ви­ях экономического кризиса,[801] не сопровождалась структурной перестройкой и с при­былью работали не более 10% приватизированных предприятий. В на­ибо­лее выгодном положении оказались теневики, скупавшие у на­се­ле­ния приватизационные чеки, представители бывшей партийной и хозяйственной номенклатуры, а также чиновники, непосредственно осуществлявшие приватизацию. Фактически бесплатно[802] они разделили государственное имущество и стали реальными собственниками предприятий всех уровней. Многие предприятия скупили иностранные компании, особенно в та­ких отраслях, как электроника, авиация, ракетостроение, атомная энергетика, цветная металлургия[803], добыча нефти и газа. 30 июня 1994г. Госкомимущество заявило, что чековая приватизация закончилась, создав якобы широкий слой собственников. В 1995 г. государство перешло от ваучерного этапа к де­неж­но­му способу приватизации. Цель его заключалась в том, чтобы «создать эффективного собственника», способного делать инвестиции в про­мыш­лен­ность и на этой основе обеспечить подъем экономики. Руководство страны рассчитывало на успешное решение данной задачи, так как в об­ществе появились люди с вы­со­ки­ми доходами. Продажа акций предприятий на этом этапе осуществлялась по рыночному курсу на аукционах. Приметой тех лет стала передача властью лучших предприятий страны богатым бизнесменам во временное управление под денежный залог. Через год бедное государство оказалось не в сос­то­янии выкупить их назад, и собственность автоматически перешла во владение новых хозяев по низким ценам.[804] Надежды руководства страны на новых собственников во многом не оправдались.[805] Большинство из них было нацелено на извлечение максимальной прибыли, а не на развитие национального производства. Практически не осуществлялись инвестиции в про­мыш­лен­ность, в сто­ро­не оставалась забота о дол­гос­роч­ном развитии предприятий, о на­уч­ной базе их функционирования. Слабое внимание уделялось социальным вопросам: месяцами не выплачивалась заработная плата рабочим, закрывались заводские больницы, профилактории, дома отдыха, детские лагеря и т. д. Экономика продолжала ориентироваться на развитие топ­лив­но-сырьевой базы. За счет продажи нефти, газа, металла за границу государством оплачивались все непроизводственные расходы. Данная экономическая модель, давая серьезные преимущества экспортерам, не способствовала росту производства отечественной промышленности. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в об­ра­ба­ты­ва­ющей промышленности и в ма­ши­ностро­ении. Почти полностью была уничтожена российская легкая промышленность, так как отечественные товары не выдерживали конкуренции с зарубежными, приобретаемыми за счет выручки от экспорта сырья. Спад производства, массовое закрытие предприятий вели к прог­рес­си­ру­юще­му сокращению налоговой базы, к кри­зи­су бюд­жет­но-на­ло­го­вой системы, к на­рас­та­нию задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, к сни­же­нию финансирования оборонных предприятий и т. д. Попытки решить проблемы за счет повышения налогов на население и бизнес, привлечения иностранных инвестиций не дали положительных результатов.[806] Правительство В. С. Чер­но­мыр­ди­на, чтобы оплатить долги по бюджету и обеспечить инвестиции в раз­ви­тие промышленности, пошло на выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Государство брало взаймы под высокие проценты(60-70) деньги у населения, обеспечивая их выплату за счет выпуска новых ГКО. Создавались все новые и новые займы, что вело к росту внутреннего государственного долга перед населением. Примеру государства последовали частные лица. При попустительстве властей действовали финансовые пирамиды МММ, «Тибет», ЛЛД, «Властелина» и т.д., обманывающие тысячи вкладчиков. Эта пирамида просуществовала почти 4 го­да, вытягивая из страны все больше денег. «Игра в пи­ра­ми­ду» привела к но­во­му кризису в эко­номике и отставке пра­ви­тельства В. С. Чер­но­мыр­ди­на. При очередном премьере С. В. Ки­ри­ен­ко Центральный банк России 17 ав­гус­та 1998г. заявил об отказе в вып­ла­тах ГКО и расширении «валютного коридора» с 5,5 до 9,5 руб. за 1 дол­лар. Августовский дефолт 1998г. обесценил рубль, что привело к значительному повышению цен на все товары. Обанкротились многие коммерческие банки,[807] произошло крушение только-только начавшего форми­роваться среднего класса, часть населения вновь лишилась своих накоплений. 23 ав­гус­та 1998г. Б. Н. Ельцин отправил в отстав­ку С. В. Ки­ри­ен­ко, назначив вместо него главой правительства авторитетного в об­ществе политика – Е. М. При­ма­ко­ва. Новый премьер взял курс на усиление государственного регулирования экономики, повышение собираемости налогов, ужесточение контроля над ценами естественных монополий и т. д. Политическими мерами несколько удалось смягчить последствия дефолта, стабилизировать ситуацию в эко­но­ми­ке. Осень 1998г. заложила основу для начала экономического роста, для возрождения отечественного производства. Взлет цен на импортные товары обусловил невыгодность их закупки за границей, и эту нишу стала заполнять отечественная продукция. Настоящий бум переживали сельское хозяйство, переработка сырья, легкая промышленность. За ними потянули и другие отрасли. Вместе с тем, несмотря на некоторые положительные сдвиги, к началу XXI в. по признанию самих властей, «страна по сравнению со многими другими государствами была отсталой, слабой и бедной».[808]Не прекратился рост цен, которые только за 1998–2000 гг. повысились в 2–3 ра­за.[809] Появилась серьезная проблема снабжения электроэнергией отечественных предприятий. Монополисты в це­лях получения доходов в твер­дой валюте ввели мировые цены на продажу нефти и газа, что привело к взле­ту цен на все виды продукции. Потребители, оказавшиеся не в сос­то­янии покупать электроэнергию, перестали ее получать. С 2000 г. за неуплату от энергоснабжения отключали не только отдельные предприятия, но и целые регионы. Продолжалось падение жизненного уровня населения. В 2000г. свыше 50% населения имели их доходы ниже прожиточного минимума. Соотношение доходов высокооплачиваемых и низкооплачиваемых составляло 30: 1. Такой чудовищной поляризации не было ни в одной стране цивилизованного ми­ра. Характерным явлением того времени являлось превышение смертности над рождаемостью. Ежегодно население России сокращалось более чем на 500 тыс. человек[810]

Таким образом, итоги экономических реформ девяностых годов оказались не однозначны. С од­ной стороны, в Рос­сии сложились элементы рыночной экономики, сдвинулся с мертвой точки механизм формирования спроса и предложения, сложилась бан­ковско-пос­ред­ни­чес­кая, сбытовая инфраструктура, появился слой бизнесменов, банкиров, частных торговцев. Предпринимательский менталитет стал неотъемлемой частью массового сознания. Ушла в прош­лое надежда на государство – все большее количество людей стало понимать, что надо надеяться только на себя. Исчезли такие явления советской эпохи, как хронический дефицит продуктов и потребительских товаров, очереди в ма­га­зи­нах и талонная система распределения. С другой стороны, реформаторам ельцинской эпохи не удалось создать современную по цивилизованным меркам рыночную экономику. Российская экономика функционировала при отсутствии равных для всех возможностей «делать деньги». Основу экономики составлял класс крупных собственников, выросших из номенклатуры и действующих по поручению государства. Государство, создав узкий слой экономической элиты, обеспечивало условия для ее нахождения в биз­не­се и защищало только ее коммерческие интересы. При этом по оценкам экспертов, свыше 30% стартового капитала в частном секторе имело криминальное происхождение.[811] Получение и передел собственности шел с использованием убийств конкурентов, рэкета, сопровождался чудовищной коррупцией чиновников. Кроме того, по своему образу мыслей и психологии большинство бизнесменов не были ориентированы на развитие отечественной экономики, действовали непатриотично, ради личной наживы разоряли национальное богатство страны. Правительство также не желало создавать условия для развития среднего класса и устранять поляризацию общества на богатых и бедных. В Рос­сии почти отсутствовала малая и средняя частная собственность. Идеологи правых сил в Рос­сии провозглашали тогда «…защиту завоеваний молодого российского капитализма и недопущение социального иждивенчества».[812]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 42; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.