КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы комплексной оценки деятельности предприятия.Для выработки прогнозных решений относительно перспектив развития предприятия наиболее результативным является экономический анализ с применением комплексных методик. Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это оценка, полученная в результате одновременного изучения совокупности показателей, отражающих все или многие аспекты хозяйственных процессов и содержащую выводы о результатах деятельности на основе выявления отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующего периода, достижений на других предприятиях и т.д.). Она позволяет оценить динамичность и устойчивость экономического роста предприятия, эффективность использования экономического потенциала, положение и репутацию предприятия на рынке среди клиентов и конкурентов, а также его рейтинг среди других предприятий. Для оценки динамичности развития предприятия необходимо анализировать соотношение темпов роста основных показателей, отражающих специфику производственной деятельности предприятия. Наиболее распространённым способом при оценке деловой активности является сопоставление темпов роста таких основных показателей, как совокупные активов (ТА), объем продаж (TВ) и прибыль (ТП). 100% < ТА < ТВ < ТП
Данные неравенства свидетельствуют о том, что предприятие наращивает масштабы своей деятельности (100%<ТА), повышает эффективность использования ресурсов, так как что объем продаж растет быстрее экономического потенциала (ТА< ТВ ) и что прибыль предприятия растет быстрее выручки и совокупного капитала (ТВ<ТП) вследствие положительного эффекта операционного рычага. Соблюдение данных соотношений - «золотое правило экономики предприятия». Поскольку применение небольшого количества показателей не всегда даёт объективную оценку, поэтому в экономическом анализе целесообразно использовать интегральную оценку экономической динамики: ТДЗ < ТКЗ < ТЗК < ТА < ТВ < ТР.П.< ТЧ.П., где ТЧ.П. – темпы роста чистой прибыли; ТР.П. – темпы роста прибыли от реализации; ТВ. - темпы роста прибыли от реализации; ТА – темпы роста авансированного капитала; ТЗК – темпы роста заёмного капитала; ТКЗ – темпы роста кредиторской задолженности; ТДЗ – темпы роста дебиторской задолженности. Комплексная оценка деятельности и перспектив развития может осуществляться на основе результатов анализа устойчивости экономического роста предприятия, для чего можно использовать предложенный западными учёными показатель «коэффициент устойчивости экономического роста», который рассчитывается по формуле:
Анализ устойчивости экономического роста предприятия даёт возможность определить, как влияет на динамику развития предприятия величина реинвестированной прибыли, уровень рентабельности, эффективность использования экономического потенциала, капиталоотдача, показатели оптимальности ценовой и дивидендной политики предприятия. Одним из распространённых методов комплексной оценки рыночной позиции предприятия является SWOT-анализ, который даёт возможность выявить наиболее существенные факторы, формирующие его внутреннюю и внешнюю среду и влияющие на позицию фирмы в конкурентной борьбе. Аббревиатура SWOT означает: - сильные стороны предприятия (Strengths) с точки зрения её внутренних ресурсов. Сильная сторона – это то, в чём предприятие преуспело или какая-то особенность, дающая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться опыте, достижениях, которые дают предприятию преимущества на рынке (более хороший товар, совершенная технология, узнаваемость товарной марки и т.д.), в создании альянса с опытным партнёром; - слабые стороны предприятия (Weaknesses) с точки зрения внутренних ресурсов – это уязвимость предприятия по сравнению с конкурентами, это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, чего пока ему не удалось достичь по сравнению с другими и ставит его в неблагоприятное положение; - возможности (Opportunities), возникающие во внешней среде. Рыночные возможности- это благоприятные факторы, ситуация, способствующие успешному развитию бизнеса. Однако это не все возможности, существующие на рынке, а только те, которые может использовать предприятие в своей деятельности; - угрозы (Treats), возникающие во внешней среде. Рыночные угрозы – это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Таким образом, SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон самого предприятия, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды, по результатам которого можно оценить, какими внутренними ресурсами обладает предприятие, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам. В таблице 8.5. приведены основные факторы, учитываемые при проведении SWOT-анализа. Таблица 8.5 – Основные факторы, учитываемые в SWOT-анализе
Для прогнозирования финансового состояния и кредитоспособности предприятий широкое распространение получили многофакторные кризис – прогнозные модели, разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа. Исследования зарубежных ученых в этой показывают, что из множества финансовых показателей можно выбрать лишь несколько полезных и более точно прогнозирующих банкротство. Наиболее широкую известность получил модифицированный вариант пятифакторной модели Альтмана: Z = 0,717 * Х1 + 0,847 * Х2 + 3,107 * Х3 + 0,42 * Х4 + 0,995 * Х5, где Х1 – собственный оборотный капитал / сумма активов; Х2 – нераспределённая прибыль / сумма активов; Х3 – прибыль до уплаты процентов / сумма активов; Х4 – балансовая стоимость собственного капитала / заемный капитал; Х5 – объём продаж (выручка) /сумма активов. Если Z < 1,23 – это признак высокой вероятности банкротства; при значение Z > 1,23 и более – вероятность банкротства мала. Вероятность банкротства по модели Альтмана на анализируемом предприятии рассчитана по данным таблицы 8.6.
Таблица 8.6 - Оценка вероятности банкротства по модифицированной модели Альтмана
Величина Z – счёта, рассчитанная по модели Альтмана, на анализируемом предприятии составляет: Z = 0,717*0,03 + 0,847*0,004+3,107*0,04+0,42*0,53+0,955*0,5 = 0,86 Расчёты показывают, что вероятность банкротства высока. Одной из отечественных моделей, призванных спрогнозировать наступление банкротства, является R-модель, разработанная Иркутской государственной экономической академией (ИГЭА). Формула расчета данной модели имеет вид: R = 8,38 X1 + X2 + 0,054 X3 + 0,63 X4, где X1 - чистый оборотный (работающий) капитал / активы; X2 - чистая прибыль / собственный капитал; X3 - чистый доход / валюта баланса; X4 - чистая прибыль / суммарные затраты. Если R меньше 0 - вероятность банкротства максимальная (90%-100%). Если R 0 – 0,18 - вероятность банкротства высокая (60%-80%). Если R 0,18 – 0,32 - вероятность банкротства средняя (35%-50%). Если R 0,32 – 0,42 - вероятность банкротства низкая (15%-20%). Если R Больше 0,42 - вероятность банкротства минимальная (до 10%). Ещё одной отечественной моделью прогнозирования кризисной ситуации предприятия является шестифакторная математическая модель О.П. Зайцевой: К = 0,25Х1 + 0,1Х2 + 0,2Х3 + 0,25Х4+ 0,1Х5 + 0,1Х6, где Х1 - коэффициент убыточности предприятия (отношение чистого убытка к собственному капиталу); Х2 - коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности; Х4 - отношение чистого убытка к объёму реализации продукции; (характеризует убыточность реализации продукции); Х5 - коэффициент финансового левериджа (финансового риска) – отношение заемного капитала к собственному капиталу; Х6 - коэффициент загрузки активов – отношение общей величины активов предприятия к выручке. Вероятность наступления банкротства по модели О.П. Зайцевой рассчитаем по данным таблицы 8.7. Таблица 8.7. - Данные для оценки вероятности банкротства по модели О.П. Зайцевой
Продолжение таблицы 8.7
Для определения вероятности банкротства необходимо сравнить фактическое значение Кфакт с нормативным значением (Кn), которое рассчитывается по формуле: Кn = 0,25*0+0,1*1+0,2*7+0,25*0 +0,1*0,7+0,1 * Х6прошлого года Если фактический коэффициент больше нормативного Кфакт > Кn, то крайне высока вероятность наступления банкротства предприятия, а если меньше - то вероятность банкротства незначительна. На анализируемом предприятии нормативное значение (Кn) составляет: Кn = 0,25*0+0,1*1+0,2*7+0,25*0 +0,1*0,7+0,1 *10,2746 = 2,59 Фактический коэффициент 7,34>2,59, что означает крайне высокую вероятность наступления банкротства предприятия.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |