Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые мы приводим в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Ганс Айзенк (1916-1997). Теория врожденных типов личности
Рэймонд Кеттелл. Структурная теория черт личности
Эрих Фромм (1900-1980). Психодинамическая теория развития личности в социальных условиях
Вильям Шелдон (1899-1977). Теория морфогенотипа
Э. Кречмер (1888-1964). Конституциональная теория темперамента и характера
Особенности поведения основаны на трех типах суперчерт (типов личности):
· Интроверсия – экстраверсия.
· Нейротизм – стабильность.
· Психотизм – сила «супер-эго».
3. Личность человека – это функциональная структура, образованная четырьмя типами черт, которые организованы иерархически.
Теория акцентуации характеров (Личко-Леонгард)
Тип акцентуации.
Характерные особенности поведения и психики
Сложные для преодоления ситуации
Сильные стороны характера
Особенности реакций протеста
Гипертимный.
Подвижность, общительность, самостоятельность, активность, смелость, развитые способности. На фоне приподнятого настроения неровность поведения и поверхностность увлечений, конфликтность.
Лишенность широких контактов и проявления инициативы, одиночество; монотонность, тщательность и аккуратность в деятельности; жесткий мелочный контроль.
Активность, выносливость, общительность, готовность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, находчивость в нестандартных ситуациях.
Гнев и агрессивность, выражающиеся в активных действиях, направленных на окружающих людей и вещи.
Циклоидный.
Повышенная раздражительность, склонность к апатии, изменения настроения от повышенного до подавленного с определенными временными интервалами.
Требование и ожидание «нормального» поведения и чувствительность к укорам и обвинениям в фазе депрессии.
В фазе повышенного настроения протест – как у гипертимов; в фазе депрессивной – самообвинения, возможна самоагрессия.
Аутичный (шизоидный).
Замкнутость, внешнее безразличие, отсутствие интереса к другим людям, плохая ориентировка в переживаниях других, низкая способность к сочувствию, сдержанность, необычность, оригинальность и непонятность для окружающих интересов, а также их глубина и устойчивость, склонность к теоретизированию.
Вынужденное установление контактов со многими людьми; необходимость оперативного принятия решений.
Способность к принятию нестандартных, оригинальных решений; хладнокровность, неподверженность эмоциональным порывам, склонность к точности и информированности, глубина интересов; способность долго работать в одиночестве; «поленезависимость».
Уход в себя, повышенная сдержанность и молчаливость; возможна грубость.
Застревающий (эпилептоид-ный).
Себялюбие, властность и жесткость по отношению к подчиненным, умение подчиняться жестким требованиям со стороны авторитета, ревностное отношение к своим вещам, вязкость и обстоятельность мышления, мстительность.
Подрыв индивидуального авторитета и власти со стороны более сильного.
Огромное упорство в достижении целей, и обязательность; стремление все делать пунктуально и досконально; выносливость.
Обвинения всех, кроме себя; легко впадают в гнев и в действиях становятся жестокими; мстительны.
Демонстратив-ный (истероидный).
Эгоцентризм, жажда постоянного внимание к себе со стороны окружающих, позерство, умение приспосабливаться к различным ситуациям общения и быстро менять способы общения (роли).
Отсутствие внимание, уличение в недостатаках.
Развитая интуиция в общении, артистизм; стремление к яркому, нестандартному; способность эмоционально заражать окружающих.
Различные формы шантажа; типична внешнеобвиняющая реакция.
Неустойчивый.
Склонность к развлечениям, безделью и праздности, отсутствие планов на будущее и серьезных устойчивых интересов, слабовольность.
Отсутствие внешнего контроля и возможного наказания за проступки.
Доверчивость и преданность группе; умение ежедневно получать яркие впечатления.
Не протестуют в открытую; обвиняют всех, кроме себя; с готовностью обещают, но не держат слова.
Лабильный.
Крайняя изменчивость настроений из-за самых ничтожных поводов, крацняя зависимость поведения от настроения, тонкое понимание и чувствительность к отношению со стороны других людей.
Грубость, черствость, равнодушие; отсутствие теплых эмоциональных связей. Отвержение со стороны значимых лиц.
Мягкость, искренность и способность к сопереживанию, идентификации; развитое чувство благодарности.
Острые аффективные реакции астенического типа. Причиной неудачи чаще считают внешние обстоятельства, чем себя.
Сенситивный.
Повышенная чувствительность к любым воздействиям, робость и застенчивость, повышенное чувство долга, а также чувство неполноценности; усердность, исполнительность, повышенные моральные требования к себе.
Несправедливые обвинение в непорядочности, публичное указание на недостатки, недоброжелательность.
Острая чувствительность к несправедливости и обману; ориентация на истинные чувства людей, а не на поверхностные формы их выражения. Высокий уровень объективности.
Обычно во всем обвиняют себя (часто необъективно) – до попыток самоубийства; выраженные активные протестные реакции отсутствуют. Реакции гиперкомпенсации.
Психастеничес- кий.
Интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям, самоанализу и оценкам других людей, внешняя самоуверенность при внутренней нерешительности.
Ситуации быстрого выбора при высокой ответственности, ответственность за других людей.
Привязанность к близким,
Выраженные реакции гиперкомпенсации.
Болезненный (астеноневро- тический).
Повышенная мнительность, болезненность, утомляемость, капризность, раздражительность, неспособность к выполнению трудной продолжительной деятельности.
Требования к мобилизации усилий и выносливости; разговоры о болезнях (здоровье) и смерти.
Повышенная чувствительность; способность рассчитывать свои силы.
Протестные реакции не осознаются и проявляются в виде реальных болезненных реакций.
Педантичный.
Склонность к упорядоченной, стереотипной организации жизни, высокий уровень самоконтроля, аккуратность, повышенная мнительность, склонность к сомнениям, осторожность, пунктуальность во всем.
Оперативность в выборе действий и принятии решений; повышенная ответственность за результаты действий.
Заботливость, способность брать на себя ответственность за других; глубокая эмоциональная привязанность к близким; тщательность при выполнении ответственных дел.
Протест выражается только в словесной форме; преимущественно обвиняют себя.
Конформный.
Бездумное некритичное подчинение любым авторитетам или общепринятому, консерватизм, умение быстро находить «моральное» оправдание своим поступкам.
Изменение привычных форм поведения; требования к самостоятельности.
Преданность группе; стремление к устойчивости и стабильности.
Склонны поддерживать протест других членов группы
«Трудный характер» – распространенное выражение. Обычно под ним подразумеваются яркие и устойчивые проявления, связанные с акцентуациями личности и создающие сложности в коммуникации.
Акцентуации могут проявляться уже в детстве, достигая своего пика в подростковом возрасте. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослого человека. В этом случае мы встречаемся с личностью трудной, проблемной.
Особенность акцентуаций состоит в том, что они могут являться не только одной из причин формирования «трудного характера», но и источником разнообразных качеств, способствующих успеху в тех или иных сферах общения и деятельности. Акцентуации придают личности своеобразие, делают ее яркой, нестандартной. Благодаря специфическому сочетанию таких особенностей мы можем не только узнать человека и его возможности, но определить для себя пути эффективного взаимодействия с ним.
Данное учебное пособие может быть полезно тем, кто стремится к осознанию ресурсов собственной личности и людей, которые живут и работают рядом, кому небезразлично, как у него складываются взаимоотношения с окружающими. Обратившись к пособию, Вы сможете понять, какой тип акцентуации вероятнее всего присущ Вам или интересующему Вас человеку, какие обстоятельства усугубляют акцентуации его характера, каковы положительные и отталкивающие черты данной акцентуации, какие приемы взаимодействия с ним лучше использовать.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление