Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шесть форм проявления внутриличностных конфликтов и основные способы его разрешения.




Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Формы проявления внутренних конфликтов

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

 

Таблица 8.2

Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Ниже в табл. 8.3 мы приводим формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей, а в табл. 8.4 – способы их разрешения.

Таблица 8.3

 

Таблица 8.4

Общая схема разрешения внутриличностных конфликтов предусматривает:

1. установление и осознание факта такого конфликта;

2. Определение типа конфликта и его причины;

3. Применение соответствующего способа разрешения.

В связи с этим выделяют шесть форм проявления внутриличностных конфликтов:

1) Неврастения, проявляющаяся в невыносимости к сильным раздражителям, подавленном настроении, снижении работоспособности, плохом сне, головных болях.

Неврастения представляет собой один из видов невроза, т.е. нервно-психического расстройства, возникающего на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого невротического конфликта. Неврастения возникает как следствие длительно действующих психотравмирующих факторов.

2) Эйфория, проявляющаяся в показном веселье, выражении радости неадекватно ситуации, смехе сквозь слезы. Эйфория сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением.

3) Регрессия, выражающаяся в обращении к примитивным формам поведения, в том числе и в уходе от ответственности. Представляет собой один из механизмов психологической защиты, отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным. Регрессия поведения характеризует инфантильную и невротическую личность;

4) Проекция, проявляющаяся в форме приписывания негативных качеств другому человеку, критики других людей. Иногда такое состояние называют защитной или классической проекцией, подчеркивая ее связь с психологической защитой;

5) Номадизм, сводящийся к частому изменению места жительства, места работы, семейного положения;

6) Рационализм, сводящийся к самооправданию своих действий и поступков. Он основан на сокрытии от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий путем формулирования более или менее приемлемых для данной личности объяснений собственного поведения. Рационализм объясняется желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение личности.

Рассмотрим основные способы разрешения внутриличностных конфликтов:

· Компромисс – это попытка сделать выбор в пользу какого-либо варианта и приступить к его реализации. Этот способ является самым быстрым среди других, он позволяет снизить психотравмирующее влияние конфликтной ситуации. В то же время, компромисс не связан с анализом причин конфликта, поэтому он позволяет лишь частично реализовать болезненные импульсы;

· Уход – это сознательное уклонение от решения проблемы с надеждой на ее дальнейшее исчезновение. Этот способ также отличается относительным быстродействием; он не связан с воздействием на причину конфликта, поэтому может принести лишь временное облегчение;

· Переориентация представляет собой изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю причину. Данный способ предполагает выявление действительной причины конфликта и его носителя. Он так же требует наличия навыков управления собственной мотивацией и направленностью. Для переориентации необходимо определенное время, однако обычно она дает гарантированный результат. Поскольку ориентация связана с основанием оценивания личностью тех или иных действий и поступков, постольку переориентация приводит к изменению этих оценок;

· Сублимация – процесс перевода психической энергии из неприемлемых в приемлемые формы, чем достигается устранение причины внутреннего конфликта. Сублимация представляет собой наиболее адекватный способ разрешения конфликта, т.к. связана не только с определением причины, но и с воздействием на нее. Поэтому сублимация представляет собой относительно длительный способ. Способностью к сублимации обладают все люди, однако она требует развития и упражнений;

· Идеализация – процесс наделения объекта, вызывающего внутренний конфликт, качествами и свойствами, на самом деле ему не присущими. Благодаря идеализации объект, не изменяясь в сущности, становится более значимым и оценивается выше. Идеализация проявляется в форме ухода от действительности, предавания мечтам и фантазиям. Этот способ является временным, т.к. не связан с выявлением причин конфликта;

· Вытеснение (репрессия) – это процесс подавления неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний и переживаний вплоть до полного изгнания их из сознания и перевода в сферу бессознательного. Считается самым примитивным и относительно малоэффективным способом разрешения конфликта. Обращение к вытеснению характеризует личность, как инфантильную и незримую;

· Коррекция – это изменение элементов Я – концепции в направлении достижения адекватного представления о себе. Под «Я – концепцией» условимся понимать систему представлений индивида о самом себе. Коррекция представляет собой воздействие не на причину конфликта, а на собственные представления о ней. Вместе с тем, этот способ показал свою относительную эффективность.

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

· Внутриличностные конфликты были объектом исследования представителей различных направлений в психологии. В результате возникла определенная множественность суждений, затрудняющая разработку практических рекомендаций по разрешению таких конфликтов;

· Общей тенденцией в исследовании внутриличностных конфликтов является переход от рассмотрения конфликта на уровне частного индивида, представленного преимущественно мотивационной, когнитивной или ролевой сферой или другими личностными образованиями (нравственность, адаптация, фрустрация), к описанию конфликта как целостного явления самосознания личности.

Принципы эмоционального интеллекта (ЭИ) связаны с такими характеристиками, как эмпатия, осведомленность, равновесие, ответственность.

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Мейера, Сэловея и Карузо эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.

Принципы эмоционального интеллекта (ЭИ) связаны с такими характеристиками, как эмпатия, осведомленность, равновесие, ответственность.

Эмпатия является ключевой эмоциональной способностью. Переживать эмпатические реакции означает идентифицировать себя с чувствами другого человека и таким образом сопереживать или сочувствовать ему. Эмпатия проявляется в распознавании эмоций, чуткости, понимании и проявлении эмпатических переживаний. Как показывают исследования, с повышением уровня эмпатии улучшается способность различать эмоции в лицевой экспрессии, цвете и абстрактных изображениях. Развитие эмпатических реакций связано с повышением эмоциональной грамотности, помогающей человеку точно определять свои чувства и взаимодействовать с ними.

Осведомленность. Чтобы поддерживать эмоциональное равновесие, или, говоря обычным языком, чувствовать себя счастливым, нужно быть компетентным в собственных чувствах. Для этого необходимо уметь отличать их оттенки и нюансы, различать продуктивные и непродуктивные чувства — все это следует делать в «реальном формате», т. е. именно тогда, когда они переживаются. В ходе индивидуального развития человек формирует собственный «словарь» эмоциональных состояний, учится выражать не только переживания, но и их интенсивность, овладевает пониманием своих переживаний и эмоциональных состояний других людей.

Равновесие. Опыт эмоциональной жизни человека сохраняется в подкорковых отделах мозга, т. е. в так называемом висцеральном мозге. Новая кора как рациональный мозг анализирует и оценивает ситуации, определяет возможность риска или получения награды. Основной принцип теории ЭИ состоит в том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом способны уравновешивать функционирование двух областей мозга, взаимодействующих между собой.

Ответственность. Человек с высоким уровнем ЭИ отвечает за собственное благополучие. Эмоции побуждают его к определенному выбору, который влечет за собой те или иные действия, то или иное поведение. Принятие решения — это ответственность за свои действия. Индивид действует ответственно, если он не приносит вреда ни себе, ни другим, контролирует собственные оценки, мысли, регулирует эмоции, принимает ответственность за возможность счастья и не винит других в своих несчастьях, устанавливает безопасные для себя границы совместного существования, распознает свои эмоции и эмоции других, а также честно и открыто взаимодействует со своими чувствами.

В соответствии с этими представлениями эмоциональный интеллект понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.