Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Д. Гоулмана




Интегративный подход К. Изарда

Ключевым моментом интегративной модели эмоционального интеллекта является соединение нескольких специфических способностей в интегративный показатель эмоционального интеллекта. В частности Тест эмоциональных знании Изарда предлагает испытуемым связать эмоции с ситуациями (например, печаль — «твой лучший друг уезжает») и идентифицировать эмоции в мимике. Это позволяет определить интеративный показатель ЭИ, который фокусируется на восприятии и понимании эмоций. Тест Изарда позволяет измерить эмоциональный интеллект у детей от 3–4 лет. Однако автор теста временами предпочитает говорить об эмоциональных знаниях в противоположность эмоциональному интеллекту.

Мейер, Сэловей и Карузо отмечают, что в психологии часто идет речь о континууме «способности — знания». С одной стороны этого континуума расположены способности к рассуждению и обучению, с другой — знания, т. е. то, чему человек действительно научился. Когда мы оцениваем уровень интеллекта, то нам трудно отделить его от знаний. Тесты интеллекта делают акцент на широте кругозора и темпе усвоения знаний, так же как на способности решать проблемы. Тогда как тесты знаний оценивают приобретенные знания.

Согласно Гоулману структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:

· идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

· управление эмоциональными состояниями — контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

· способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

· способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;

· способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их. Структура эмоционального интеллекта Гоулмана иерархична.

Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время один из аспектов управления эмоциями — способность воспроизводить эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращенные к другим людям, обусловливают четвертую: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.

В дальнейшем ученый доработал структуру. В настоящее время она включает в себя четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причем применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается. Так, автор рекомендует преподавателям развивать следующие способности:

· понимание собственных эмоций (узнавание собственных эмоций, понимание источников чувств, осознание различий между чувствами и действиями);

· контроль собственных эмоций (терпимость к фрустрирующим событиям, управление гневом, избегание оскорблений и унижений, выражение гнева без эмоциональных вспышек, избегание внутренней и внешней агрессии; наличие позитивных чувств по отношению к себе, школе, семье; управление стрессом, преодоление одиночества и социальной тревожности);

· самомотивация (ответственность, сфокусированность на задаче, неимпульсивное поведение и т. д.);

· понимание эмоций других (эмпатия, понимание перспектив других, умение слушать);

· социальные умения (понимание других, компетентное разрешение конфликтов, решение межличностных проблем, компетентная коммуникация, способность быть популярным, открытым, дружественным, вовлеченным и т. д.).

В развитии эмоционального интеллекта лидеров Гоулман признает важными следующие его составляющие и связанные с ними навыки:

1. Личностные навыки:

· Самосознание:

o Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.

o Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.

o Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.

· Самоконтроль

o Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.

o Открытость: проявление честности и прямоты: надежность. Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.

o Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.

o Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.

o Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

2. Социальные навыки:

· Социальная чуткость:

o Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.

o Деловая осведомленность: пони мание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.

o Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей.

· Управление отношениями.

o Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.

o Влияние: владение рядом тактик убеждения.

o Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.

o Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.

o Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.

o Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.

o Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.