Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности воспитания и образования в государствах Древнего Востока




Вторая особенность социальной структуры Востока: слабость отдельных собственников, чьё богатство не давало покоя представителям власти, и чей статус не опирался ни на какие формально санкционированные нормы.

Третьей из важных особенностей социальной структуры на Востоке Л.С.Васильев считает корпоративность. Речь идёт о многочисленных вертикальных гранях и перегородках, о множестве корпораций типа кланов, каст, сект, землячеств и прочих объединений, которые включали в себя, как правило, бедных и богатых, простолюдинов и высокопоставленных, власть имущих и стоящих вне общества слуг и рабов.

Стабильная, сохранявшаяся веками и сознательно культивировавшаяся корпоративность сыграла свою решающую роль в оформлении специфики социальной структуры на Востоке, которой была присуща слабая классовая дифференцированность. Классовые антагонизмы сглаживались, приглушались системой корпораций. В рамках касты и богатый и работающий на него бедняк всегда прежде всего ощущали свою принадлежность к одной и той же касте и свою отчуждённость по отношению ко всем остальным кастам. В большом клане работавшие на главу-землевладельца бедные члены клана, отдалённые его родственники никогда не считали главу клана эксплуататором. Он был старшим родственником, руководителем клана, считался благодетелем (именно потому, что позволял другим выжить, обрабатывая землю на правах арендатора либо батрака). Примерно такой же патерналистский характер мели отношения в рамках крестьянской общины.

Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традициями и освещены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причём консервативность её вполне соответствовала интересам политической власти восточных государств. Именно тесная взаимосвязь и взаимозависимость государства и социальной структуры в странах Востока создавали условия для неизменности, стабильности, даже застойности. «Государства могли разрушаться, гибнуть, появляться заново, династии и даже господствующие этносы с лёгкостью сменяли друг друга на престоле у руля правления, в системе администрации, но структура общества, опиравшаяся на его микроструктуру, т.е. на незыблемые корпорации, сохранялась при этом почти без изменений. Более того, все вновь возникавшие государственные образования охотно брали эту стабильную структуру под свою защиту и заботливо предохраняли её от перемен» – пишет Л.С.Васильев [2, 26].

Четвёртая особенность. Роль религии в государствах древнего Востока была огромна. Прежде всего, религия санкционировала и освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, превращению его в божественный символ, связующее единство данной общности. Кроме того, тесно связанная с консервативной традицией и закрепляющая её механизм, освящавшая её нормы религия всегда стояла на страже незыблемости социальной структуры. Начав формироваться ещё в первобытную эпоху, религиозные системы востока ко времени становления государственности развились и окрепли. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система религиозных верований – религия – приобретала тем самым определённые социально-политические и культурно-этические функции.

Основными функциями религии как социально феномена являются

1.компенсирующая,

2.интегрирующая и

3.регулирующее-контролирующая функции.

Суть компенсирующей функции состоит в том, что в религии люди, особенно религиозно-активные слои населения (отшельники, аскеты, монахи и т.п.), искали путь к спасению от несовершенства земного существования, к избавлению от страданий, к бессмертию, слиянию с Абсолютом, к вечной жизни на небесах и т.п.

Компенсирующая функция тесно связана с интегрирующей, социальная значимость которой особенно важна. Объединяя людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, сложившихся под её влиянием социальных, этических и духовных ценностей, любая религиозная концепция освящает сложившиеся нормы и существующие порядки и тем самым содействует социальной, идейной и политической интеграции.

Третьей важной функцией религии является регулирующее-контролирующая. Раз возникнув, создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям (либо создаёт заново) системы духовных и этических ценностей, ритуалы и церемониал, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д. В этой функции религия, смыкаясь с культурной традицией, осуществляет над ней верховный идеологический контроль, регулирует её принципы и практику.

Все эти функции оказывают определяющее влияние на формирование и развитие социального воспитания, социальной помощи и поддержки.

 

Таблица 5

  Древний Египет Междуречье (Аккад, Шумер, Вавилон) Древний Китай Древняя Индия
Социальные институты Религия, община (каста), семья, государство, школа.
средства воспитания и образоваания Труд, религиозные мифы и обряды, государственные законы, обучение в школе.  
Формы социальной поддержки Общинная помощь бедным и убогим в виде кормлений, милостыни, приёма в семью сироты; Частная благотворительность правителей и знати (раздача денег и еды).
Основные социальные страты рабовладельческих государств Свободные люди и рабы. Кланы, землячества и прочие объединения, включавшие в себя, как правило, бедных и богатых, простолюдинов и высокопоставленных, власть имущих и стоящих вне общества слуг и рабов.     Касты: брахманы, кшатрии, вайшья, шудры. Свободные люди и рабы.
Характер институционализации воспитания и образования   Общественно-государственный с ведущим влиянием религиозных запретов и норм, корпоративных традиций и практики семейного воспитания
Религия Древнеегипетская религиозная система Зороастризм Конфуцианство, даосизм, легизм Брахманизм. буддизм, индуизм

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 78; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.