Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по анализу исторических источников




Анализ письменного исторического источника (приводимого в научной, учебной, научно-популярной литературе)[2]

1. Определение нашей цели чтения источника – зачем мы к нему обращаемся, что хотим узнать.

2. Внешняя характеристика источника:

- Происхождение источника:

ü в каких исторических условиях он создавался (эпоха, состояние общества),

ü в каких обстоятельствах, способных повлиять на полноту и достоверность сообщаемых сведений (например, показания на следствии или мемуары, написанные спустя годы).

ü с какой целью создавался (например, предназначался для частных лиц или публичного чтения)

- Автор (создатель) источника: известен ли, насколько форма источника позволяла автору (создателю) проявить себя как личность, что известно о самом авторе (создателе).

- Приводимая дата источника, возможные способы его датирования, возможные погрешности при этом.

- Является ли данный текст самим источником или его адаптированной версией? Например: сама рукопись / фото-копия рукописи / рукопись, буквально отображенная в печатном тексте / отображение рукописи с адаптацией текста (перевод с древнего языка, замена устаревших слов, введение знаков препинания и т.п.).

- Как изначальный текст источника попал в руки историков?

3. Интерпретация источника – установление смысла, который вкладывал в произведение его автор (насколько это возможно – преодолеть культурно-временную дистанцию, разделяющую автора и нас, посмотреть на произведение глазами человека прошлого): попытаться понять психологическое состояние автора в момент создания произведение, его замысел, выбранную им форму произведения.

4. Первичный анализ содержания источника (уже глазами современного человека):

- Какие исторические процессы, факты отражаются в источнике (намеренно, или, возможно, помимо воли, замысла автора), насколько полно они отражаются.

- Является ли данный текст первоисточником для данных исторических процессов или же сведения отраженные в нем дошли не через непосредственных участников и наблюдателей событий, а через передачу другими людьми.

- Степень объективности автора в передаче сведений по данным вопросам (исходя из происхождения источника, социального положения автора, его возможной личной заинтересованностью в определенной подачи материала, ограниченности его сведений и т.д.).

5. Глубокий анализ содержания источника:

- Определение конкретных вопрос, проблем, по которым мы ищем информацию в данном источнике (исходя из нашей цели – см. пункт 1).

- Вычленение из текста существенных единиц информации по интересующим вопросам, проблемам, классификация, отбор с нашими комментариями достоверности и объективности.

6. Синтез, обобщение полученной информации – формулирование вывода по цели нашего исследования, цели чтения этого источника.

 

Литература

 

Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). – М.: Высшая школа, 1983.

Конфуций. Изречения. – М.:СГУ, 2001.

Крамер С.История начинается в Шумере. – М., 1991.

Кудрявцев М.В.Буддизм в Наланде. – М., 1983.

Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты) // Авторы-сост. Ю.М.Алиханова, В.Б.Никитина, Л.Е.Померанцева. – М.: ИЗд-во МГУ, 1984.

Литературные памятники Древней Индии. – М.:СГУ, 2001.

8.Литературные памятники Древнего Египта и Китая. – М.:СГУ, 2001.

Малявин В.В. Конфуций. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.

Оппенхейм А.Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). – М., 1980.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.