Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства обучения как компонент педагогического процесса 2 страница




♦ урок-практическая работа;

♦ урок-семинар.

 

Урок совершенствования знаний, умений и навыков предполагает, что одновременно с изучением нового ма­териала учащиеся будут постоянно возвращаться к старо­му, благодаря чему произойдут систематизация знаний, укрепление умений и навыков, их совершенствование, причем не только в пределах изучаемой темы, но и на межтематичрском и межпредметном уровнях.

При планировании такого урока учитель может делать упор в основном на контроль и систематизацию знаний, умений и навыков. А если предстоит контрольная рабо­та, то учитель может весь урок посвятить только повторе­нию в пределах одной темы, когда на протяжении всего времени будут совершенствоваться какие-либо опреде­ленные навыки.

Урок третьего типа решает две основные дидактиче­ские задачи — установление, насколько хорошо учащие­ся овладели теоретическими знаниями и методами позна­вательной деятельности по основным моментам программы, и проверка знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изученному на протяже­нии длительного периода времени — четверти, полугодия или же всего года обучения.

В уроки обобщения и систематизации знаний вхо­дят все основные виды уроков, применяемые в рамках пяти их типов. Третий тип уроков отличается от других тем, что учитель заранее обозначает вопросы, которые необходимо решить в течение этого времени или в до­машнем задании. Он говорит, что необходимо повто­рить, указывает источники, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе повторения, если необходимо, организует обзорный курс лекций, дает задания уча­щимся, проводит групповые и индивидуальные кон­сультации, рекомендует, как лучше подготовиться к са­мостоятельной работе. В старших классах наибольшее распространение получили уроки-семинары, на кото­рых путем дискуссий производится углубление, закреп­ление и систематизация определенного содержания раздела учебной программы

Наиболее распространенным типом урока в совре­менной учебной практике является четвертый тип, т. е. комбинированный урок. На нем решаются все дидакти­ческие задачи, описанные выше, поэтому его и называют комбинированным.

Структура комбинированного урока может быть гиб­кой и подвижной, поскольку перечисленные компоненты взаимодействуют между собой и иногда переходят друг в друга, меняя свою последовательность. Такое взаимодей­ствие возможно в зависимости от характера учебной ситу­ации и педагогического мастерства учителя. Гибкая струк­тура комбинированного урока позволяет учителю избегать в своей учебной деятельности повторения и шаблона.

Комбинированный урок дает учителю возможность в процессе изучения нового материала сразу осуществлять его закрепление и применение, а во время закрепления происходит контроль знаний, умений и навыков.

Комбинированный урок станет результативным и эф­фективным только в том случае, если учитель четко отве­тит на вопрос о том, чему он должен научить детей за его время, как лучше использовать занятия для разумной организации деятельности учащихся. На таком уроке должна царить деловая творческая обстановка, учащиеся должны хотеть размышлять и охотно вступать в диалог с учителем, своими одноклассниками, а также авторами тех или других теоретических гипотез и концепций.

Последний в данной классификации тип — урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков — предназначен для оценки результатов знаний школьни­ков. На нем проверяется, насколько хорошо ребята ус­воили теоретический материал, разобрались в научных понятиях данного курса, каков уровень сформированно-сти их умений и навыков, необходимо ли привнесение в технологию обучения новых изменений.

  1. Урок как форма обучения. Пути повышения эффективности урока. Требования к современному уроку.

(см.12 +)

В современной педагогической деятельности к ны­нешнему уроку предъявляют следующий ряд требований.

♦ Учитель должен дать четкое определение задачам, целям и структуре урока.

♦ Современный урок надо строить на основе последних достижений педагогической науки, а также с применением современных средств обучения.

♦ На современном уроке необходимо наличие передовых образовательных технологий.

♦ Учитель должен организовывать активную познавательную деятельность учеников на уроке.

♦ На уроке необходимо соблюдение гигиенических и психологических условий для продуктивной учебной деятельности, а также предотвращения возможных психических и физических травм учащихся.

♦ Как дидактические задачи, так и конкретные цели каждого урока реализуются в реальной педагогической действительности через решение учебных задач. Такие задачи даются учащимся для закрепления полученных на уроке знаний, умений и навыков. К ним относится и ре­шение арифметических действий, и составление плана пересказа, и разбор предложения, и лабораторные рабо­ты, и составление гербариев и других коллекций. Эти учебные задачи призваны отражать деятельность школь­ников в конкретных ситуациях. Иными словами, учебные и дидактические задачи становятся основным средством достижения целей урока и конструирования действий как учителя, так и учеников.

Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если учитель правильно поймет значение функ­ций каждого отдельного этапа урока, а также их струк­турное взаимодействие с другими структурными его раз­делами. Словом, учитель должен осознавать, что каждый этап урока связан с предшествующими и последующими его частями, и только в этом случае получение знаний станет наиболее продуктивным. Но для этого необходи­мо еще одно условие. Эффективное формирование но­вых знаний у учащихся может обеспечиваться только в том случае, если учащиеся будут опираться на ранее изу­ченный материал. Закрепление пройденного может осу­ществляться как через устный опрос, так и через конт­рольные и самостоятельные работы. Некоторые из них могут быть маленькими и должны проводиться в нача­ле урока.

Введение нового понятия может осуществляться так­же через создание учителем проблемной ситуации, кото­рую он предложит разрешить на уроке своим ученикам, а также через выдвижение гипотез о способе решения тех или иных проблем:

Такой подход к структуре урока исключает шаблон­ность в действиях учителя и, наоборот, расширяет его творческие рамки при разработке методической под­структуры взятого в отдельности урока. Методическая структура каждого урока разрабатывается самим учите-, лем на основе дидактической структуры. Поскольку каж­дый учитель имеет свой подход к проведению урока, то " методическая структура будет отличаться большой вари­ативностью» Поэтому, в отличие от дидактической струк­туры, методическая — величина переменная. В ней может быть разное число элементов, номенклатура и последова­тельность которых определяется самим учителем в зави­симости от тех целей и задач, которые он поставил для развития знаний и умений учащихся.

Например, на одном уроке учитель просто воспроизво­дит рассказ, ставит вопросы, на которые должны ответить ученики; на другом уроке он может показать способы де­ятельности, а учащимся затем следует воспроизвести дей­ствия учителя; на третьем же уроке учащиеся могут решать некие поисковые задачи, с помощью которых происходит закрепление ранее изученного материала. Дидактическая структура является постоянной величиной, учитель дол­жен опираться на нее как на общее предписание, а вот методическая подструктура обязывает учителя планиро­вать свои конкретные действия на каждом уроке.

♦ Вспомогательные формы обучения.

Кроме самого урока, в процесс обучения могут вклю­чаться другие формы организации познавательного процесса. Они призваны дополнять и расширять основную форму учебной работы. К таким формам обучения относятся экс­курсии, лаборатории, предметные кружки, исследовательские группы, экспедиции, олимпиады, выставки, кружки, факуль­тативы, домашние занятия и др. Эта формы обучения иног­да называют внеклассными, или внеурочными. В основном они применяются в средних и старших классах, но и в на­чальной школе они имеют место быть. Они дополняют и расширяют возможности процесса обучения, позволяют удовлетворить различные запросы учащихся.

Экскурсии существуют для объединения учебного процесса в школе с реальной жизнью и позволяют уча­щимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном, виде и в естественном для них окружении.

Экскурсии делятся на краеведческие, исторические, литературные, текущие, итоговые, вводные, произволь­ные и др. Если экскурсия сочетает в себе несколько учеб­ных предметов, то ее называют комплексной. Экскурсии выполняют ряд следующих функций:

2. обеспечивают принцип наглядности в процессе обучения;

3. укрепляют связь обучения с практикой и жизнью;

4. позволяют расширить кругозор учащихся, поскольку во время экскурсий они могут непосредственно наблюдать за предметами или технологическими этапами их изготовления;

5. могут профориентировать ученика в выборе буду­щей профессии.

6. Чаще всего экскурсии связываются с изучением про­граммного учебного материала, поэтому они планируют­ся на весь год и проводятся в специальные дни/которые отводятся для экскурсий, т.е. свободные от остальных за­нятий. Некоторые экскурсии предназначены для изучения нового материала, а другие направлены на повторение уже изученного. Для упорядочения экскурсий в школе состав­ляют специальный план. Он включает в себя как учебные экскурсии, проводимые по обязательной программе, так и внеунебные, которые устраивает классный руководитель.

7. Если экскурсии отвечают всем необходимым педаго­гическим требованиям, то они помогают накопить зна­ния и жизненные факты, способствуют развитию внима­тельности, нравственно-эстетического отношения к дей­ствительности, любознательности, возрастной культуры.

8. В методике экскурсий выделяют три основных мо­мента. Это подготовка экскурсии; выезд учащихся к вы­бранному о&ьекту и усвоение ими материала по предло­женной теме; систематизация материала и подведение итогов. От тщательности подготовки учителем экскурсии зависит ее положительный результат и успех. Перед экс­курсией учитель должен как следует изучить ее объект и ' место ее проведения. Он должен для себя наметить цели, задачи и содержание экскурсии, продумать методику, способы вовлечения учащихся в активное восприятие по­казываемого объекта. Неплохо было бы привлечь к рас­сказу специалиста, которого надо заранее проинструкти­ровать о целях экскурсии.

9. Надо к тому же уделить внимание подготовке к экс­курсии самих учащихся. Необходимо четко поставить перед ними цели, которые должны быть достигнуты в ходе экскурсии. Предварительно учитель может дать всем ученикам общее задание или каждому — индивидуаль­ное, чтобы они были не просто пассивными зрителями, а принимали активное участие в экскурсии, задавали во­просы, делали записи, зарисовки, фотографии. Поэтому заранее нужно снабдить учащихся всем необходимым: блокнотами, ручками, карандашами, измерительными приборами, фотокамерами.

Обычно на экскурсию отводится от 45 мин до 2-3 ч. Это зависит в первую очередь от возраста учащихся, ха­рактера объекта экскурсии, ее целей и содержания. Но время не имеет особого значения. Даже длинная экскур­сия может стать интересной, если учитель или экскурсо­вод заинтересуют учащихся, возбудят в них активность, поставят перед ними проблемные задачи, которые при­дется решить в ходе экскурсии.

В завершение учитель проводит итоговую беседу, в которой вместе с учащимися обобщает и систематизиру­ет увиденное и услышанное. Для оценки полученных уча­щимися знаний и проверки результатов их работы учи­тель предлагает им прочитать доклады, написать сочине­ния, сделать газету, составить коллекции и гербарии, организовать выставку или написать отчет, по пройден­ной экскурсии.

Предметные кружки представляют собой внеклассные или внеурочные формы работы. Такие кружки обычно со­здаются для учащихся средних и старших классов, но их состав по возрасту и классу неоднороден. Работа в пред­метных кружках ведется на добровольных началах, и пре­подаватель не должен заставлять детей насильно посе­щать их.

Содержание предметных кружков может быть весьма разнообразным. В основном оно включает в себя углуб­ленное изучение отдельных вопросов программы, исто­рию развития науки, сверхпрограммное обучение, конст­руирование и моделирование.

В некоторых школах даже создаются научные обще­ства, в которых учащиеся не только занимаются научной деятельностью, но также встречаются с представителями творческой интеллигенции, учеными, писателями.

Предметные кружки помогают учащимся удовлетво­рить все их познавательные запросы, раскрыть их твор-. ческий потенциал, организовать выставки, конференции, участвовать в олимпиадах, а также помочь учащимся в, выборе их будущих профессий.

Факультативы имеют своей основной целью расши­рение круга знаний и интересов учащихся, развитие их познавательной деятельности. Но они осуществляются все в той же урочной форме, поэтому неправильно их вы­делять как сопутствующие уроку формы организаций обучения. Организация факультативов и предметов по выбору должна быть согласована с родителями учеников и учитывать их пожелания.

Для факультативов готовятся специальные програм­мы, согласованные с программами обязательных предме­тов. Консультации и дополнительные занятия проводятся с учениками во внеурочное время. В одном случае они могут служить для углубленного изучения предмета или отдельных вопросов по нему, а в других — устраняют про­белы в изучаемых предметах.

Дополнительные занятия могут быть как индивидуаль­ными, так и групповыми. Они могут носить характер кон­сультаций, самостоятельного выполнения задания или собеседований. Многие ученые-дидакты сходятся в том мнении, что дополнительные занятия приносят мало пользы ученику, потому что он ждет помощи от учителя даже при возникновении элементарных трудностей.

Домашняя работа в процессе обучения рассматривает­ся как неотъемлемая часть в учебном процессе й является важным видом этой работы. Домашняя работа необходима, поскольку она позволяет ученику самостоятельно углубить­ся в предмет изучения, лучше разобраться в нем, а также выяснить то, что он еще не понял в пройденной теме.

Учеными доказано, что большая часть информации забывается уже по прошествии первых часов и суток пос­ле восприятия изученного материала. А домашняя рабо­та препятствует такому забыванию. Когда ученик выпол­няет домашнюю работу, он решает следующие задачи:

10. закрепляет знания, полученные им на уроке;

11. воспитывает в себе самостоятельность, добросовестность, ответственность.

♦ развивает самоконтроль и самоорганизацию.
Организация домашней работы требует от учителя соблюдения следующих требований.

7. Учитель должен задавать домашнюю работу только после формирования у учеников первых навыков по предмету.

8. Требуется соблюдение систематичности выдачи заданий.

9. Если это начальная школа, то учитель не дает заданий ученикам на выходные и праздники.

10. Учителю важно давать развернутые инструкции по выполнению домашнего задания.

11. Домашняя работа должна быть легче той, которую ученики выполняли в классе под надзором учителя.

12. Учитель систематически проверяет домашнюю работу и ставит за нее отметки, чтобы у учеников был стимул выполнять задания.

14. Если это младшие классы, то учителю необходимо проводить инструктаж среди родителей по организации выполнения домашнего задания их детьми.

Все перечисленные формы внеурочного обучения имеют большое воспитательное и образовательное значе­ние. Они позволяют ученикам глубже познавать жизнь, духовно обогащаться, приобретая новые знания, разви­вать свои творческие силы.

 

  1. Контроль успеваемости учащихся.Виды, методы, формы и функции контроля знаний учащихся.

(лекции +)

о

дним из важных структурных элементов каж­дого урока в частности и всего процесса обу­чения в целом является проверка знаний и уме­ний учащихся. Контроль за знаниями всегда находится в зоне пристального внимания учителя и свидетельствует о результатах обучения. Учитель, стремящийся к тому, что­бы ученики действительно поняли и запомнили тему, не станет излагать новый материал, пока не удостоверится в том, что все в классе действительно усвоили пройденное.

У контроля знаний есть несколько основных функций.

1. Обучающая:, '

♦ в процессе контроля происходят систематизация,
углубление и закрепление материала;

♦ благодаря контролю знаний могут быть выявлены недочеты и искажения в понимании учебного материала;,

♦ в процессе контроля знаний происходит активизация мыслительной деятельности учащихся: развиваются мышление, речь, внимание и память учеников.

2. Воспитательная:

♦ контроль знаний позволяет каждому ученику увидеть, насколько он преуспел в учебе;

♦ в процессе контроля знаний происходит воспитание чувства ответственности у учеников за свои усилия, дисциплины;

♦ воспитательная функция контроля занний отвечает за формирование честности, правдивости, взаимопомощи, настойчивости.

♦ контроль знаний побуждает учеников выполнять все виды учебных заданий, воспитывает трудолюбие и привычку к систематизации знаний.

3. Ориентирующая, или диагностическая, когда контроль знаний:

♦ показывает, насколько уровень знаний учащихся отвечает учебному стандарту;

♦ раскрывает уровень сформированности навыков и умений у школьников, уровень результатов их воспитания и обучения;

♦ информирует учителя о достижении цели обучениотдельными учениками и классом в целом;

♦ позволяет установить пробелы в обучении и выявить область недостаточных знаний учащихся.

♦ выявляет результаты учительского труда и недочеты в его работе;

♦ помогает совершенствоваться педагогическому мастерству учителя.

4. Развивающая, нацеливающая на:

♦ развитие логического мышления, что способствует распознаванию вопроса или задания, помогает определить, что является причиной, а что следствием;

♦ умение рассуждать, распознавать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

♦ возникновение у учащихся навыков и умений, которые необходимы для решения практических, графических и экспериментальных заданий.

5. Контролирующая, т.е. выявляющая:

♦ состояние знаний, умений и навыков учащихся, которые предусмотрены обучающей программой;

♦ насколько уровень знаний учащихся соответствует данному этапу их обучения.

Чтобы реализовать рассмотренные функции кон­троля и проверки знаний учащихся, необходимо обеспе­чить объективность, регулярность и полноту учёта и про­верки. Под объективными проверкой и контролем знаний понимается такая их постановка, при которой выясняют­ся подлинные, объективно существующие знания уча­щихся по проверяемым вопросам программы.

Итак, чтобы контроль знаний был объективным, не­обходимо, чтобы он охватывал весь процесс обучения от начала до конца и сопровождался устранением обнару­женных недостатков, а также тех факторов, которые вли­яют на плохую усвояемость материала учениками. Для этого нужна еще такая функция контроля знаний, как побуждение учащихся к самоконтролю своей учебной деятельности. Ученик зачастую допускает много ошибок прежде всего из-за своей невнимательности, безразличия к предмету, т. е. из-за отсутствия самоконтроля.

 

Контроль знаний представляет собой довольно слож­ную структуру, которая подразделяется на несколько уровней. Некоторые из них делятся в свою очередь на подуровни. В системе уровней контроля знаний выделя­ются его виды, методы и формы.

В школе применяются такие виды контроля знаний, как текущий, периодический и итоговый.

Текущий контроль проводится самим учителем и осу­ществляется на каждом уроке, поскольку он наиболее оперативен и разнообразен по методам, при помощи ко­торых он может проводиться. Обычно текущий контроль проводится после каждого изученного раздела знаний.

Периодический контроль применяют после изучения больших разделов образовательной программы или пос­ле изучения важных тем. Чаще всего такой контроль осуществляется в конце каждой четверти, чтобы закре­пить знания учеников на данном этапе образовательно­го процесса.

Итоговый контроль организуется в конце учебного года или при переводе учащихся на следующий уровень обучения. Основной целью такого контроля является ус­тановление уровня подготовки ученика, т.е. его способ­ности к продолжению обучения и усвоению знаний.

Самыми распространенными методами контроля зна­ний являются: письменный и устный опрос, ежедневная проверка домашнего задания, контрольная работа, тести­рование ъ т.д. Среда вышеперечисленных методов самым применяемым остается устный опрос. Он позволяет учи­телю непосредственно следить за развитием мысли уча­щегося, устранять все сомнения относительно его ответа, своевременно корректировать знания школьника, ис­правлять погрешности его речи, учить его правильно строить предложения и правильно использовать терми­нологию.

Устный опрос во многом носит и обуча­ющий характер, поскольку позволяет не только оценить готовность ученика к восприятию нового материала, но и способен удалить пробелы и белые пятна в том мате­риале, который изучался ранее. Есть несколько форм проведения устного опроса: рассказ, беседа, объяснение схемы или опыта. Устный опрос принято делить на не­сколько форм: уплотненный, комбинированный, фрон­тальный, индивидуальный.

Требования к проведению устного опроса разные. Вот несколько самых распространенных из них:

13. необходимо, чтобы опрос был интересен всему классу;

14. вопросы, задаваемые ученику, должны привлекать внимание всего класса;

15. надо стараться не затягивать опрос, а рационально распределять время;

16. следует избегать формальных вопросов типа: «Дай­
те определение понятию...»;

5) дополнительные вопросы желательно располагать в логической последовательности.

Письменный контроль. У этого опроса много достоинств по сравне­нию с устным, так как достигается большая объектив­ность и самостоятельность учеников, фронтальный ох­ват всех школьников.

При письменной проверке можно за короткое время оценить знания значительного количества учащихся од-повременно^ Так, можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки. Но и у письменного опроса есть свой минусы. Главный его недостаток состоит в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником» что не позволяет учителю наблюдать за процессом мышления учащегося!

Еще один метод проверки знаний — это контрольная работа. Ее обычно проводят после изучения важных тем и разделов программы. О предстоящей контрольной ра­боте учащимся говорят заранее и предварительно органи­зуются подготовительные занятия, на которых школьни­ки решают типовые задачи и упражнения, предполагая, что аналогичный материал может быть и на контрольной работе.

Перед контрольными также иногда могут проводить­ся кратковременные самостоятельные работы, помогаю­щие учащимся выявить для самих себя, в какой теме они разбираются хорошо, а в какой не очень. Чтобы избежать списывания, контрольную работу разбивают на вариан­ты, которых бывает не больше четырех, или же каждому учащемуся выдаются индивидуальные задания.

Такой метод контроля знаний, как домашняя работа, особенно популярен в начальной школе. Он позволяет ежедневно проверять усвоение пройденного материала, выявлять пробелы и недочеты, а также те пункты, кото­рые учащиеся не смогли усвоить в нужном объеме. Это в свою очередь позволяет корректировать подачу мате­риала на последующих уроках. Такая проверка является довольно-таки трудоемкой, поскольку учителю прихо­дится проверять большое количество тетрадей. Менее трудоемкой считается выборочная проверка тетрадей в процессе урока.

Тестовый контроль как один из методов контроля зна­ний укрепился в школах совсем недавно, поэтому счита­ется сравнительно новым.

Тест представляет собой набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Такие тесты направлены на определение того, как хорошо учащийся усвоил изло­женный материал.

Существует несколько типов тестов. Самым распро­страненным и чаще всего используемым в школьной практике является тест, задание которого требует ответа на вопрос. Чаще всего ответ выбирают из нескольких предложенных вариантов;

В зависимости от видов, целей обучения можно выде­лить четыре типа тестов.

12. Проверяет знание тех сведений, которые необходимо запомнить и воспроизвести. К таким сведениям относятся понятия, законы, теория, формулировки, определения.

13. Выделяет задания, которые проверяют умение учащегося решать новые проблемы на основании изученного материала.

14. Позволяет учащемуся давать собственную критическую оценку изученному, и уже на основе этого проверяющий судит о том, насколько хорошо ученик разобрался в материале.

15. Учит выполнять мыслительные операции, основанные на ранее полученных знаниях.

Тесты в качестве контроля знаний очень распростра­нены среди учащихся средних и старших классов. А вот в начальной школе тесты применяются мало, потому что дети еще мало чему обучены, хотя и для младших школь­ников уже разработаны комплекты тестов для некоторых

предметов, таких как скорость чтения» устный счет, ариф­метические действия, письмо.

Рейтинговый контроль. Суть этого контроля Состоит в определении рейтинга учащегося по какому-нибудь предмету. Он нужен для выяснения, каким уровнем знаний обладает учащийся по результатам обучения и контроля его успеваемости.

За один урок или же за одну пройденную тему очень трудно определить рейтинг учащегося. Поэтому чаще всего этот метод контроля используют после прохожде­ния всего курса предмета или даже по циклу предметов, пройденных за один год. Обычно рейтинговый метод контроля знаний применяется совместно с блочно-мо-дульным обучением.

16. Проверка и оценка знаний учащихся. Функции проверки и оценки знаний. Виды проверки. Критерии оценки.

Выявление и измерение знаний учащихся – проверка. Основой для оцениваия являются результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой. Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка – это процесс, деятельность или действие по оцениванию. Отметка – результат этого процесса. Оценка выражается качественно (какой ты молодец), символически (кружочек), эмоционально (улыбка). Отметка – количественно (пятибалльная шкала, место в рейтинге).

Оценки выполняют следующие функции.

1. Они ориентируют ученика на уровень его знаний и степень их соответствия нормативу.

2. Информируют об успехах и неудачах в учебе.

3. С их помощью учитель высказывает общее мнение и суждение об ученике.

 

Существует также несколько способов оценки.

1. Сопоставительный, или сравнительный. Учитель сравнивает действия, навыки и знания одного ученика с другими. Таким способом чаще всего пользуются учителя и родители.

2. Нормативный. Таким способом оценивают итоги, исходя из требований стандарта образования и из, программных требований. Подобным способом обычно пользуются ученые-дидакты.

3. Личностный. Ответ ученика сравнивают с его действиями, навыками, знаниями и ответами в прошлом. Этот способ в нашей школе почти не используется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 71; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.