Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пейзаж Саврасова – пейзаж лирический, камерный, интимный. Он построен на тончайших оттенках настроения и на нежнейшей нюансировке цвета.




В зрелый период творчества, используя световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной оптической иллюзии освещения.

Пейзажная живопись в русском искусстве второй половины XIX века развивается преимущественно в двух направлениях: использование романтических традиций и создание национального реалистического пейзажа.

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ

 

Для романтизма характерно поэтическое, страстное, чувственное восприятие природы. Романтики вносят в пейзаж определенную загадочность, некоторую экзотику. В пейзаже много света и цвета, контрастов и экспрессии, драматизма и внешних эффектов.

Создателями романтического пейзажа в русской живописи первой половины XIX века были Сильвестр Щедрин, Максим Никифорович Воробьев, Михаил Иванович Лебедев. Продолжают романтические традиции во второй половине XIX века Иван Константинович Айвазовский, Архип Иванович Куинджи и их ученики.

МАКСИМ НИКИФОРОВИЧ ВОРОБЬЕВ (1787-1855)

После окончания Академии много ездит по России и иным странам (1809-1812 — поездка по России для написания под руководством Ф.Я. Алексеева видов исторических городов России; 1813-1814 — сопровождение русских войск в их историческом походе в Париж; 1817-1818 — повторная поездка по России; 1820-1821 — поездка по поручению правительства на Ближний Восток для зарисовок и обмеров строений, почитаемых христианами; 1828 — сопровождает Николая I в его поездке на русско-турецкую войну; 1844-1845 — работа в Италии). Результат его поездок — пейзажи, имеющие громадный успех у современных ему любителей прекрасного.

Творчество и преподавательский талант Максима Никифоровича Воробьева оказали влияние на многих его учеников. А среди них были И. Айвазовский, А. Боголюбов, Л. Лагорио, М. Лебедев, Г. и Н. Чернецовы и другие.

«ОСЕННЯ НОЧЬ В ПЕТЕРБУРГЕ. ПРИСТАНЬ С ЕГИПЕТСКИМИ СФИНКСАМИ НА НЕВЕ НОЧЬЮ», 1835; «НАБЕРЕЖНАЯ НЕВЫ У АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ», 1835; «ЛУННАЯ НОЧЬ В ПЕТЕРБУРГЕ», 1839. «ДУБ, РАЗДРОБЛЕННЫЙ МОЛНИЕЙ», 1842.

 

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЛЕБЕДЕВ (1811-1837)

Родился в семье крепостного в городе Дерпте, нынешнем Тарту (Эстония). В 1820е годы отменяется крепостное право. Юный Михаил Лебедев получает возможность учиться живописи. Благодаря высокому покровительству графа П.А. Палена юноша зачисляется в Академию художеств(1829). Уже в 1833 году Михаил Лебедев заканчивает Академию, получив за выпускную картину большую золотую медаль и право пенсионерской поездки в Италию.

Его талант был быстро оценен русской художественной общиной в Риме. Особое расположение к юноше высказывает сам К.П. Брюллов. Итальянские картины М.И. Лебедева, которые он регулярно пересылает на родину, вызывают восторг ценителей пейзажной живописи. Он получает многочисленные заказы на воспроизведение тенистых троп и великолепия заднего плана своих пейзажей. Казалось, что впереди художника ждет европейское признание и слава. Но впереди была поездка в Неаполь. Там его застала эпидемия холеры — в двадцать шесть лет художник умирает.

«АРИЧЧА БЛИЗ РИМА», 1836; «В ПАРКЕ ГИДЖИ», 1837.

ИВАН (Оганес) КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗО́ВСКИЙ (Гайвазовский)(1817-1900).

Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833-1839). В качестве «пенсионера» Академии работал в Крыму (1838-1840), Италии (1840-1844), посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Любил путешествовать и позднее - по России, Европе, Средиземноморью, - но с 1845 работал преимущественно в родном городе.

Ранние картины Айвазовского свидетельствуют о внимательном освоении классических канонов морского пейзажа (марины), восходящих к живописи К. Лоррена, о романтическом влиянии М. Н. Воробьева и позднего Сильвестра Щедрина. Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835, ГТГ; «ВИД НА ВЕНЕЦИАНСКУЮ ЛАГУНУ», 1841).

Избавляясь от слишком плотной манеры письма и слишком резких контрастов классицистической кулисной композиции, Айвазовский со временем добивается подлинной живописной свободы. Бравурно-катастрофическое произведение «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ» (1850, ГРМ) может служить итогом его нового, зрелого, периода. Типичная для иконографии романтизма тема кораблекрушения дана тут в окружении сильных светотеневых эффектов, усиливающих общее впечатление безграничности бушующего морского пространства.

Обеспечив живописный эффект, Айвазовский, будучи к тому же мастером необычайно плодовитым (написавшим более 6000 картин), часто превращал эту композицию в своеобразный фирменный стереотип («БУРЯ НА СЕВЕРНОМ МОРЕ», 1865, «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ», 1864, «РАДУГА», 1874).

Но в самой хрестоматийной своей картине «ЧЕРНОЕ МОРЕ» (1881, ГТГ) он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Картина поражает своим реалистической правдой, знаменует расцвет дарования художника-мариниста. В картине основное место занимает безграничное морское пространство и такое же бесконечное небо над ним. Изменчив и разнообразен цвет темнеющей воды. От зеленовато-серых, серебристых и светло-изумрудных оттенков в центре цвет сгущается до темно-синей, почти черной густоты, уводящей взгляд в бездонную глубину моря. На горизонте виден крошечный парус рыбачьей лодки, спешащей домой.

Однако полотен, подобных «Черному морю», среди работ Айвазовского не так много. Произведения романтического характера продолжают преобладать в его творчестве. Последняя картина – «СРЕДИ ВОЛН» (1898, Феодосийская картинная галерея) – является своеобразным синтезом романтизма и реализма.

Важную главу в наследии Айвазовского составляет батальная живопись. С 1844 он был художником Главного морского штаба, принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе в Крымской войне 1853-1856), написал много значительных картин на темы истории русского военного флота: «ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ» (1848, Феодосийская картинная галерея), «БОЙ В ХИОССКОМ ПРОЛИВЕ» (1848, Феодосийская картинная галерея).

Хотя он исполнил немало "чисто земных" пейзажей, среди которых выделяются украинские и кавказские виды (1850-1860-е годы), именно море обычно предстает у него универсальной основой природы и истории. Образы же религиозной и античной мифологии в его творчестве нельзя причислить к самым большим его удачам. Целый ряд картин Айвазовский посвятил древней и новой армянской истории («Посещение Дж.Г.Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880, Картинная галерея Армении, Ереван).

С 1840-х годов его художественная продукция пользовалась огромным успехом. Айвазовский накопил большое состояние и известен также как щедрый благотворитель: в Феодосии на его средства были выстроены здания археологического музея, проведены большие работы по градоустройству, постройке порта и железной дороги. Из его феодосийской мастерской вышел целый ряд крупных пейзажистов (Л.Ф.Лагорио, А.И.Куинджи, К.Ф.Богаевский и др.).

Умер Айвазовский в Феодосии 19 апреля (2 мая) 1900. Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.

 

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИ́НДЖИ (1841-1910)

Родился в Мариуполе в январе 1842 в семье сапожника-грека. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. В 1868-1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Был членом «Товарищества передвижников».

Ранние пейзажи Куинджи («НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ», 1873) следуют канонам романтического пейзажа, в них уже проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.

Поразительные эффекты освещения («УКРАИНСКАЯ НОЧЬ», 1876, ГТГ; «ПОСЛЕ ДОЖДЯ», 1879, ГТГ; «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА», 1879, ГТГ; «ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ», 1880, ГРМ; «РАДУГА», 1900-1905, ГРМ; «НОЧНОЕ», 1905-1908, ГРМ) придают романтический характер пейзажам Куинджи, но и сообщающими им некоторую театральность, сделанность, придуманность.

«Лунная ночь на Днепре» из-за своих световых эффектов имела сенсационный успех на индивидуальной выставке художника в 1880 году и принесли Куинджи широкую известность.

Со временем, однако, многие из полотен художника потеряли первоначальный вид: краски потускнели, цвет их изменился.

Декоративные искания Куинджи, эффекты освещения, контрасты цвета будут использованы позже художниками XX века. Куинджи оставил после себя целую школу, возглавив в середине 1990х годов в реформированной Академии пейзажную мастерскую, из которой вышли Н.К. Рерих, А.А. Рылов и другие. В 1909 пожертвовал немалые средства на основание художественного общества, которому позднее было присвоено его имя. Умер Куинджи в Петербурге 11 (24) июля 1910.

 

Распространение реалистических тенденций в русском искусстве второй половины XIX века, активная деятельность Товарищества передвижных художественных выставок способствует проникновению демократизма и в жанр пейзажа. Не величественная итальянская природа с античными руинами Сильвестра Щедрина, Максима Воробьева или Михаила Лебедева, не романтическая марина Ивана Айвазовского, а внешне мало эффектный среднерусский пейзаж или суровая северная природа становятся теперь главной темой живописцев.

Процесс этот аналогичен тому, что сделали барбизонцы во Франции. Уже на первой передвижной выставке зрители увидели пейзаж Саврасова «Грачи прилетели». Простой мотив трактован с пронзительной любовью к родной земле, много в нем искреннего чувства, тонко переданы скромные краски пейзажа, с вниманием к жизни природы показаны приметы времени и места.

Уместно будет вспомнить воспоминание о Саврасова его современников, входящего в класс и зовущего поскорее на этюды, потому что «фиалки распустились» и нельзя пропустить это чудо.

Передвижники-пейзажисты открыли и научили видеть красоту внешне совсем простого русского ландшафта. Одним из родоначальников русского реалистического пейзажа был АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРА́СОВ (1830–1897), который, кроме того, будучи одним из самых популярных педагогов Московского училища, воспитал целое поколение прекрасных пейзажистов.

Родился в Москве 12 (24) мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. С 1844 по 1854 - учился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1862 и 1867 побывал в Европе; особое впечатления на него произвели горные виды Швейцарии. В 1870-1875 совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников». Жил в Москве.

Раннее творчество Саврасова («ВИД НА КРЕМЛЬ ОТ КРЫМСКОГО МОСТА В НЕНАСТНУЮ ПОГОДУ», 1851; «Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854) пребывает целиком в рамках романтизма.

Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям. Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы («ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ В СОКОЛЬНИКАХ», 1869; «ЛУННАЯ НОЧЬ. БОЛОТО», 1870).

Постепенно творчество Саврасова перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

На Волге в 1871 мастер создает ряд лучших своих работ: «ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ ПОД НИЖНИМ НОВГОРОДОМ», в том числе и знаменитую картину «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ», ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.

«Настроение» - как особое созерцательное пространство, в котором строится диалог картины со зрителем. Особое символико-поэтическое настроение животворит зрелые произведения мастера: «ДВОРИК», «ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ» (1873), «РАДУГА» (1875), «РОЖЬ» (1881). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина «ПРОСЕЛОК» (1873). Символичны ностальгические видения в картине «МОГИЛА НА ВОЛГЕ» (1874).

Помимо картин авторитету Саврасова способствует и его плодотворная педагогическая деятельность: в 1857 он вел пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; среди его учеников были К.А.Коровин и И.И.Левитан.

Однако в поздний период мастер уходит с большой художественной сцены: страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе "Грачей".

Умер Саврасов в Москве 26 сентября (8 октября) 1897.

 

Продолжает традиции лирического пейзажа Саврасова, молодой его современник, к сожалению, очень рань умерший, ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1850–1873).

Материальное положение семьи Ф. Васильева было таково, что будущий живописец вынужден был самостоятельно зарабатывать с двенадцати лет. Поэтому свое художественное образование он начал в 1865 году, поступив в Вечернюю рисовальную школу при Обществе поощрения художников, которую окончил через два года. К этому времени его стремительно развивающийся талант становится очевидным для многих художников. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств. Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И.Н. Крамского), совместная работа на природе с великим И.И. Шишкиным делают Федора Васильева известным художником уже в 1868 году: «Деревенская улица», «После грозы», «ВОЗВРАЩЕНИЕ СТАДА». Картина «ПОСЛЕ ДОЖДЯ. ПРОСЕЛОК» (1869, ГТГ) лиризмом своим очень близка Саврасову.

Четырехмесячная поездка вместе с молодыми И. Репиным и Е. Макаровым по великой реке рождает волжскую тему в его творчестве: «ВИД НА ВОЛГЕ. БАРКИ» (1870), «ВОЛЖСКИЕ ЛАГУНЫ» (1870) и др.

В 1871 году Ф. Васильев пишет картину, привлекшую широкое внимание общественности, — «ОТТЕПЕЛЬ» (1871, ГТГ), копию которой, несмотря на ее пессимистическую тональность, художнику заказали для императорской семьи.

Другое замечательное полотно художника «МОКРЫЙ ЛУГ» (1872, ГТГ) написано в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (туберкулеза). При этом столь родной для художника пейзаж среднерусской полосы выполнен по зарисовкам.

«Оттепель» и «Мокрый луг» полны глубокого настроения и передают мельчайшие изменения в природе: «жизнь неба», предметов, окутанных мглою, как в «Оттепели», или в пелене дождя, как в «Мокром луге», – сохраняя при этом обобщенность, цельность картины, всегда проникнутой большим поэтическим чувством. Передавая эту смену состояний в природе, Васильев использовал тончайшие цветовые отношения.

Художник успел написать также ряд крымских пейзажей («В КРЫМСКИХ ГОРАХ», 1873). Однако отпущено было слишком мало: в 1873 году двадцатитрехлетний Федор Васильев умирает, оставив после себя замечательные образцы русской пейзажной живописи.

 

Если пейзажи Саврасова, Васильева пейзажи лирический, камерный, то пейзажи ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИНА (1832–1898), по выражению Стасова, – это природа богатырского народа.

И.И. Шишкин – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И.В.Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. В 1852 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1856–1860 учился в петербургской Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р.Коллера в Цюрихе; испытал влияние романтических пейзажей А.Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).

Выученик Академии, Шишкин сохранил тяготение к монументальным размерам, к приоритету светотени и рисунка над цветом, он стремился к созданию общего впечатления могущества, силы, величия русской природы. Его природа статична, передана иногда протокольно сухо. Но он ищет в ней не переменчивого, что привлекало, например, импрессионистов, а извечного, нечто незыблемое, постоянное. Таковы особенности художественного мировоззрения Шишкина.

Для ранней живописи художника («ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ», 1858) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений.

Позднее пространство картины, зоны неба и земли составляют у него убедительное светотональное единство. Вступив в пору творческой зрелости в 1870-е годы, Шишкин воссоздавал приметы конкретного мотива, ботанически точные детали почвы и растительности, в то же время достигая монументальной эпичности общего эффекта. Он обычно избегает переходных состояний природы, фиксируя ее в состоянии высшего летнего расцвета, и с особой любовью пишет наиболее мощные и стойкие породы деревьев типа дубов и сосен – в их стадии зрелости, старости и смерти в буреломе («РУБКА ЛЕСА», 1867; «ПОЛДЕНЬ. В ОКРЕСТНОСТЯХ МОСКВЫ», 1869; «СОСНОВЫЙ БОР. МАЧТОВЫЙ ЛЕС В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ», 1872; «ДОЖДЬ В ДУБОВОМ ЛЕСУ», 1891; «НА СЕВЕРЕ ДИКОМ», 1891).

Его произведений – «РОЖЬ» (1878), «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ…» (1883), «ЛЕСНЫЕ ДАЛИ» (1884), «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889) –закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.

Мастер рисунка, плодотворно работал также в области офорта, активизировав интерес к этому виду искусства в России (в 1894 вышел альбом «60 офортов И.И.Шишкина»).

Умер Шишкин в Петербурге 8 (20) марта 1898.

 

Многие художники, не будучи пейзажистами, оставили, однако, свой след в пейзажной живописи второй половины столетия. Среди них ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ (1844–1927).

Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881–1882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877–1878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом «Товарищества передвижников».

Поленов много занимался бытовым и историческим жанром. В знаменитом «евангельском цикле» («ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА», 1886–1887; «НА ТИВЕРИАДСКОМ ОЗЕРЕ», 1888; «СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ», 1896; «МЕЧТЫ» 1994) художник в духе Л.Н.Толстого стремился противопоставить церковному канону «правду среды и быта», «Христа-человека».

Поленов – настоящий реформатор русской живописи, продолжающий вслед за Александром Ивановым развивать ее на пути пленэризма. Еще в пенсионерские годы во Франции Поленов много писал на пленэре (нормандские этюды), испытав влияние современной французской живописи, в особенности пейзажистов-барбизонцев.

По возвращении на родину он создает картину «МОСКОВСКИЙ ДВОРИК» (1878, ГТГ), настоящий гимн «патриархальной Москве, увиденной глазами петербуржца»: типично московская шатровая колокольня и церковь, уютный московский особняк с ампирным портиком, играющие дети, телега с лошадью – мирный московский быт передал Поленов в тончайшей воздушности пленэрной живописи.

Среди других работ – «БАБУШКИН САД» (1878), «ЗАРОСШИЙ ПРУД» (1879). В большинстве случае это не чисто природные, и историко-природные, по-своему поэтико-археологические образы.

Продолжателем традиций Саврасова и Васильева в русском пейзаже конца XIX в. был ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН (1860–1900), «огромный, самобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как его называл Чехов.

Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов; окончил училище в 1885. Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-1890). Был членом "Товарищества передвижников".

Его "пейзажи настроения" обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А.Шопенгауэр).

Уже его первое, по сути, ученическое произведение «ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ» (1879, ГТГ), где женскую фигуру писал его товарищ по Училищу живописи, ваяния и зодчества Н. Чехов, брат великого писателя, было замечено критикой и куплено Третьяковым.

Расцвет творчества Левитана падает на рубеж 1880–90-х годов. Именно тогда он создает свои знаменитые пейзажи «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА» (1885–1889, ГТГ), «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН», «У ОМУТА» (оба 1892, ГТГ), «МАРТ» (1895, ГТГ), «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (1895, ГТГ). Во «ВЛАДИМИРКЕ», написанной не только под впечатлениями непосредственными, от натуры, но и под влиянием народных песен и исторических сведений об этом тракте, по которому вели каторжников, Левитан средствами пейзажной живописи выразил свои гражданские чувства. Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Его вибрирующий мазок, пронизанный светом и воздухом, создает чаще образы не лета и зимы, а осени и весны – тех периодов в жизни природы, когда нюансы настроения и красок особенно богаты. То, что в западноевропейской (французской по преимуществу) живописи сделал Коро как создатель пейзажа настроения, в русской живописи принадлежит Левитану. Он прежде всего лирик, его пейзаж глубоко лиричен, даже элегичен. Иногда он бывает ликующим, как в «Марте», но чаще грустным, почти меланхолическим. Не случайно так любил изображать Левитан осень, осенние размытые дороги.

Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения "волжского периода" ("Вечер на Волге", 1888; "Вечер. Золотой Плес", 1889; "После дождя. Плес", 1889; а также тематически примыкающая к ним картина "Свежий ветер. Волга", 1891-1895). Он создает шедевры "церковного пейзажа", где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного («НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ», 1894, ГТГ). "Я весь в этой картине", - эти слова Левитана о последнем произведении могут быть отнесены ко всем его лучшим вещам. Его философские раздумья полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования, которое является мигом перед лицом вечности.

Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895; "Золотая осень", 1895; "Весна - большая вода", 1897); с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Варьируя тему стогов сена в лунную ночь, он пишет небольшое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А.П.Чехова в Ялте (1900); с писателем его связывали многолетние дружеские, хотя и достаточно сложные отношения).

Последняя, неоконченная из-за смерти художника работа «ОЗЕРО. РУСЬ» (1899–1900, ГРМ) является - вопреки смертельной болезни - едва ли не самым радостным его произведением, полна солнца, света, воздуха, ветра. Это собирательный образ русской природы, родины. Недаром произведение имеет подзаголовок «Русь».

Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он проявил себя и как высокоодаренный педагог.

Умер Левитан в Москве 22 июля (4 августа) 1900. В Плесе существует дом-музей Левитана.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.