Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование речевой функции





Слух (используем метод шепотной и разговорной речи, на расстоянии б м. произносим цифры сначала шепотом, потом голосом) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика движений органов артикуляции

_______________________________
Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков)
— логопед предлагает повторить за ним слова и предложения:
Слова: сумка, автобус, посуда, сетка, гусь, такси, замок, коза, зима, газета, цепь, птенец, шапка, душ, машина, жук, ножи, щетка, плащ, чемодан, мяч, бабочка, рыба, топор, барабан, река, дверь, батарея, лодка, футбол, молоток, лимон, медаль, телефон, картофель, свекла, кино, ботинки, губы, вагон, деньги, хобот, петух, йод, гайка, попугай. Предложения: Хомяк ходит по кухне. Юля и Илья гуляют по аллее. Синица заметила гусеницу. Саша спешит в школу. У тети Зои желтый зонт и золотая зажигалка. Отвечающий перед товарищами учащийся очень смущался. Ручей течет, течет, никак не вытечет. Балерина уронила лекарство около зеркала

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На этом же материале проверяется состояние фонематического слуха и слоговой структуры слова.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ и синтез звукового состава слова.
Испытуемому предлагается: выделить первый звук в слове; последний звук в слове; определить количество звуков в слове; из отдельных звуков составить целое слово; придумать слова на заданный Звук.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексический строй речи — количественная и качественная характеристики словаря. Испытуемому предлагается сюжетная картинка, по которой он сам должен описать предметы изображенные на ней, какие они их действия; далее логопед задает дополнительные вопросы по картинке (раскрывает все необходимые темы при обследовании: словарь существительных, глаголов, прилагательных, наречий и обобщающих слов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи).
Отмечается при составлении рассказа и пересказа испытуемым

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Особенности речевого поведения.


Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп речи (ускорен значительно, ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уловочно); замедлен значительно; неровный)

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Голос (громкий, тихий; модулированный, немодулированный; с носовым оттенком; хриплый)

____________________________________________________________________________________________________________________________________
дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмичное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное; напряженное)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выразительность речи

__________________________________________________________________Выраженность заикания в различных видах речи:
1) в сопряженной речи (при обследовании звукопроизношения)

__________________________________________________________________
2) в отраженной речи; __________________________________________________________________
3) в шепотной речи (повторение шепотом за логопедом слов); __________________________________________________________________
4) в автоматизированных рядах логопед просит испытуемого прочитать стихотворение); __________________________________________________________________
5) при чтении стихов; __________________________________________________________________
6) при чтении прозы; __________________________________________________________________
7) в вопросно-ответной речи; __________________________________________________________________
8) составление рассказа по картине; __________________________________________________________________
9) при пересказе прочитанного; __________________________________________________________________
10) самостоятельная речь. __________________________________________________________________

Письменная речь (логопед проводит небольшой диктант с испытуемым):
а) орфографические ошибки __________________________________________________________________
Ь) дисграфические ошибки __________________________________________________________________
с) лексика __________________________________________________________________
Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные

__________________________________________________________________

Локализация судорог:
о дыхательные: инспираторные, экспираторные;
о голосовые: вокальные; смыкательные голосовые; дрожаший гортанный спазм;
о артикуляционные: губные, язычные; судороги небной занавески, сложные лицевые судороги.
Сопутствующие движения:
а) произвольные (уловки)

__________________________________________________________________
Ь) непроизвольные

__________________________________________________________________
с) эмболофразия

__________________________________________________________________
Фиксация внимания на звуках (на речи)

__________________________________________________________________
Наличие трудных звуков (звукофобия)

__________________________________________________________________
Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие речевых уловок: (замены слов; перестановки слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения)

_________________________________________________________________Наличие насильственных содружественные движений и их характер

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Субъективные ощущения, испытываемые заикающимся в момент речевых затруднений:
напряжение в губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке; напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в области диафрагмы; общее мышечное напряжение; скованность; трудности дыхания ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация). ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания; сочетание речи с движением

__________________________________________________________________
Реакция па помощь собеседника: положительная; отрицательная, безразличная.

Отношение к речевому дефекту: адекватное, неадекватное, сверхценное.
Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания

__________________________________________________________________

Течение заикания: прогредиентное, регредиентное, стационарное, волнообразное.

Сопутствующие заиканию другие дефекты речи

_________________________________________________________________

Определение степени выраженности речевых судорог: легкая степень; средне легкая; заикание средней степени тяжести; среднетяжелая степень заикания; тяжелая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания. ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Заключение


Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психологопедагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.
В заключений логопед отражает:
о наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);
о особенности речевого и моторного онтогенеза;
о значение психогении в возникновении заикания;
о возраст появления заикания;
о тяжесть заикания;
о тип и локализация судорог;
о зависимость проявления судорог от эмоционального состояния;
о наличие страха речи;
о течение заикания;
о наличие других дефектов речи.
Таким образом, логопед имеет возможность определить характер и тяжесть заикания, сопутствующие заиканию нарушения, клиническую форму заикания и, главное, наметить индивидуальную программу логопедических занятий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.