Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная культура




 

Слово cultura ведёт своё происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать, возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном русском языке понятие «культура» употребляется в основном и широком и узком значениях.

В узком смысле. Культура – это область творческой деятельности, которая связана с искусством.

В широком смысле. Культура – это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путём обучения и подражания.

Культура – творческая деятельность по преобразованию природы, общества и человека и результаты его деятельности.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называли культуру средством закабаления людей. Например, Ф. Ницше считал, что культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека, а человек по своей природе – существо антикультурное. Другие же философы наоборот считали, что культура это средство облагораживания человека, превращение его в цивилизованного члена общества. (И.Г.Гердер и др.) Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

· духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции (накопления), хранения и передачи накопленного человеком опыта;

· культура является особой формой человеческого бытия, которая имеет свои пространственные границы;

· культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционную культуру подразделяют на материальную и духовную.

Материальная культура – техника, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.

Подвиды материальной культуры:

· природные объекты, которые подвергались некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);

· искусственно-природные объекты, то есть такие объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);

· синтетически-природные объекты, то есть такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

· социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

· социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать форму, которая материальна и содержание которое идеально. Форма характеризует то, в чём воплощены феномены данного вида культуры, а содержание – то, что они значат для личности и общества.

На основании степени творчески преобразующей деятельности создавшего человека культуру, её подразделяют на следующие подвиды:

· произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

· театральное искусство (театральные образы);

· произведения изобразительного искусства (живопись, графика);

· музыкальное искусство (музыкальные образы);

· различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и другие знания, научные концепции и гипотезы и т.д.);

· общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. в противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает всё большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Клименко, А.В. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,, стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.82-88;

2. Курбатов В.И. Обществознание. Учебник / В. И Курбатов. – Ростов н/Д: 2005. – 512 с. (СПО)., стр.

3. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор – академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.

 

 

Лекция №13

 

НАУКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Сегодня, в век научно-технического прогресса наука приобретает всё большое значение в жизни общества. Всё больше проводится научных исследований с целью получения новых знаний об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.

Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Греки первыми поняли, что окружающий мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающих его только при помощи методов чувственного познания. Они первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира, к познанию его законов.

Абстракция (от лат. abstractio-отвлечение) - это форма познания, основанная на мыслительном выделении определённых свойств и связей предмета или события и отвлечении от других его свойств и связей.

В эпоху Средневековья наука попала в зависимость от религии и её развитие существенно замедлилось. В эпоху Возрождения (XIV-XV вв.) в результате открытий, сделанных Н.Коперником, Г.Галилеем, Дж.Бруно, наука начинает оказывать всё более значительное влияние на жизнь общества. С XVII века в Европе идёт процесс оформления науки как социального института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы. В XIX веке появляется само слово «учёный». В конце XIX начале XX веков возникают и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно сэтого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом – духовным производством.

Основные социальные функции науки:

· познавательно-объяснительная - познание и объяснение устройства мира и законов его развития;

· мировоззренческая - помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение;

· прогностическая – позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

Основные модели развития науки:

· модель постепенного развития науки;

Сущность – истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна лишь сводиться к внимательному изучению работ своих предшественников.

· модель развития науки через научные революции

Сущность – наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать актуальные мировоззренческие и практические задачи.

Парадигмы бывают:

· общенаучные – признаваемые всем научным сообществом независимо от отрасли знании;

· частных наук - составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания.

На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решить накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.