Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное сотрудничество и международные стандарты в области прав человека




Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООП, был детализирован в виде конкретных международно-правовых норм. В их числе: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 г.), Женевские конвенции о защите жертв войны (12 августа 1949 г.) (об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшений участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны), Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 20 декабря 1952 г.), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (21 декабря 1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.), Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.) и др.Объем урегулированных международными нормами отношений и качество их регламентации свидетельствуют о том, что в современном МП сформировалась новая отрасль, отражающая результаты сотрудничества государств в гуманитарной сфере, — международное гуманитарное право. Нормы этой отрасли зафиксированы в различных источниках МП, отличающихся по своей юридической силе, сфере действия, составу участников, характеру регулирования прав и свобод человека и т.д.В отечественной и зарубежной литературе по вопросу о содержании международного гуманитарного права ("прав человека", "международной защиты прав человека", "международного права прав человека" и т.п.) и месте этой отрасли в системе международного права имеются две основные точки зрения. Согласно одной из них отрасль "права человека" регламентирует международное сотрудничество в области прав человека в мирное время, а нормы, регулирующие защиту прав человека в условиях вооруженных конфликтов, образуют подотрасль другой отрасли — "права вооруженных конфликтов" ("законов и обычаев войны"). Другие ученые рассматривают гуманитарное право в более широком контексте, включая в него вопросы обеспечения и защиты прав человека как в военное, так и в мирное время. Эта точка зрения представляется более обоснованной и вот почему. Предмет регулирования у "гуманитарного права в мирное время" и "гуманитарного права в период вооруженных конфликтов" в общем един — осуществление, обеспечение и защита прав человека. Вооруженный конфликт приводит в действие, "включает" целую систему международных норм о защите человеческой личности в период вооруженных конфликтов. В это время появляются новые группы участников правоотношений — комбатанты, гражданское население, раненые и больные и другие лица, права которых подлежат особой защите. Таким образом, отдельные категории индивидов наделяются специальными правами и защитой, предусмотренными нормами МП.Следовательно, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.).Нормы МГП — преимущественно договорные нормы. Однако определенную роль играет международно-правовой обычай. Довольно значительна роль обычая в гуманитарном праве в период вооруженных конфликтов, которое часто еще называют "законами и обычаями войны".Помимо договоров и обычаев нормы гуманитарного права зафиксированы и в некоторых документах международных конференций и совещаний (Итоговый документ Венской встречи 1989 г., Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и др.), и международных организаций (Регламент Совета ЕС, определяющий третьи страны, граждане которых должны обладать визами при пересечении внешних границ государств-членов, 1999 г.).Таким образом, международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека, как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение нрав и свобод человека.Под населением понимается совокупность лиц, проживающих на территории какого-либо государства. Население государства состоит из граждан данного государства, а также проживающих в стране иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов) и лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов).Правовое положение населения государства регламентируется, прежде всего, нормами национального права страны, в которой оно проживает. Однако значительную роль в регулировании прав и свобод индивида играет и МП. Нормы МП, в частности, во многом определяют правовое положение иностранцев, регулируют правоотношения с иностранным элементом и т.п. В одних случаях нормы МП устанавливают стандарты правового статуса индивида, в других — являются непосредственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей человека. Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом конкретном государстве зависит от принятой концепции соотношения международного и внутригосударственного права.Политические, социальные, экономические, культурные и иные права человека — не дар государства или какой-то группы лиц, а неотъемлемое качество каждого индивида, присущее от рождения, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений. Права и свободы человека составляют основу современной цивилизации.Международное сотрудничество в области прав человека развивается по двум основным направлениям: международная защита общих прав человека и защита отдельных групп индивидов.

Международное сотрудничество по защите прав человека — деятельность государств, целью которой является защита прав и основных свобод человека, направленная на создание международных стандартов в области прав человека для национального права. Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций.

ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Основными договорами являются:

"Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);

Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах;

Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах";

"Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации" (Заключена 21.12.1965);

"Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (Заключена 18.12.1979);

"Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" (1984);

"Конвенция о правах ребёнка" (1989);

"Конвенция о правах инвалидов" (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006).

К международным органам по защите прав человека относятся:

Договорные органы:

Европейский суд по правам человека

Комитет по правам человека ООН

Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Комитет против пыток

Тематические организации при международных организациях:

Совет по правам человека ООН (ранее Комиссия по правам человека ООН)

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека

Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ)

Комиссар Совета Европы по правам человека

Международное сотрудничество в области защиты прав человека приобретает в современном мире все большее значение. Уважение прав и свобод человека и гражданина стало одним из определяющих признаков правового государства и демократического политического строя.

Под международно-правовыми стандартами в сфере защиты прав человека принято понимать нормы современного международного права, предусматривающие такие общедемократические требования и обязанности государств по признанию, соблюдению и защите прав человека, которые они должны с учетом особенностей своего общественного строя, национального развития воплотить и конкретизировать в своих системах.Международно-правовые стандарты в области защиты прав человека закреплены в многочисленных международных нормативно-правовых актах. Однако, определяющее значение в системе международных актов, регулирующих международное сотрудничество в области защиты прав человека, имеет Устав ООН. Согласно ст. 1 Устава ООН, одной из основополагающих целей Организации объединенных наций является международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.Кроме того, Всеобщая Декларация прав человека определяет, что каждый человек и каждый орган общества должны стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов ООН, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.Указанные международные документы представляют собой уникальный комплекс международных и международно-правовых стандартов и норм или так называемый Международный билль о правах, нормы которого должны анализироваться и применяться в комплексе, служа ориентиром для национального законодательства в сфере обеспечения прав человека.Кроме того, в настоящее время в рамках ООН и ее специализированных учреждений выработано значительное число международно-правовых актов, касающихся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и др.За пределами системы ООН был подготовлен ряд международно-правовых актов в области прав человека. В их числе документы, разработанные под эгидой Гаагской конференции международного частного права и имеющие большое значение для защиты прав семей и детей, например Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей 1980 г. и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления 1993 г.Конституция РФ 1993 г. провозгласила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). В части 3 ст. 1 УПК РФ принципы, нормы и договоры признаны составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство. Однако ни в Конституции РФ, ни в УПК РФ четко не определено их место в правовой системе и уголовно-процессуальном законодательстве. В свете применения международных стандартов в Российской Федерации помимо международных актов, указанных выше, необходимо назвать следующие: Основные принципы независимости судебных органов 1985 г.; Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотреблений властью 1985 г.; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, 1990 г.; Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно управления системой уголовного правосудия 1995 г.; Европейская хартия о статусе судей 1998 г. и др. Все они являются международными правовыми стандартами, служащими моделью для национальной системы уголовного правосудия.Таким образом, нормы и принципы в области соблюдения и конституционно-правовой защиты основных прав человека не могут быть ниже уровня международных стандартов. Являющиеся обязательными для государства общепризнанные международно-правовые принципы и нормы, касающиеся возможного ограничения этим государством прав и свобод личности, распространяются и на те из них, которые могут вообще не содержаться в международно-правовых актах, а порождены непосредственно законодательной и иной деятельностью государства. И наоборот, нормы, предусматривающие возможность ограничения прав человека, могут отсутствовать в правовой системе государства, но регламентироваться международным правом.

Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих договоров. Они имеют некоторые общие черты.Комитеты по правам человека состоят из экспертов, действующих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами — участниками договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании.В компетенцию международных органов по защите прав человека входит рассмотрение трех групп полномочий:1) докладов государств — участников договора о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;2) сообщений государств — участников договора о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;3) индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты.Не все комитеты обладают полным набором полномочий. Так, правом рассматривать жалобы индивидов наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.Процедура рассмотрения индивидуальных петиций, в принципе, одинакова для большинства комитетов. Получив сообщение о нарушении каким-либо государством прав индивида, предусмотренных в международном договоре, комитет должен убедиться, что:а) этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;б) лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует, когда применение таких средств неоправданно затягивается).Комитет вправе признать неприемлемым любое сообщение, которое является анонимным, или несовместимо с положениями договора.Признав петицию приемлемой, комитет уведомляет соответствующее государство, которое в течение определенного срока представляет письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и любые принятые им меры. Комитет в закрытом заседании исследует сообщение лица, объяснения государства и сообщает свои соображения обеим сторонам.Решения комитетов по индивидуальным жалобам юридически необязательны, однако государства выполняют их добровольно, восстанавливают нарушенные права личности и приводят свое законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международно-правовыми нормами.Рассмотрим деятельность некоторых комитетов подробнее. Комитет по правам человека создан в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах и Факультативным протоколом к этому Пакту. Комитет состоит из 18 экспертов, кворум образует присутствие 12 членов Комитета, а постановления Комитета принимаются большинством голосов присутствующих членов.Согласно Факультативному протоколу государство — участник Пакта, которое становится и участником Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты.Получив сообщение, Комитет уведомляет соответствующее государство, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам учрежден в соответствии с решением ЭКОСОС 0011 в 1985 г. Комитет осуществляет наблюдение за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и состоит из 18 экспертов. Комитет против пыток учрежден в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и состоит из 10 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека и выступающих в личном качестве. Комитет правомочен получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положенийКонвенции или сообщения такого рода, поступающие от их имени. Комитет по правам ребенка учрежден в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Он состоит из 18 экспертов, действующих в личном качестве и обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области прав человека. Комитет рассматривает регулярно предоставляемые доклады государств — участников Конвенции о мерах по обеспечению прав детей и информирует об этом ЭКОСОС ООП. Комитет не рассматривает индивидуальные петиции.

Европейский суд по правам человека — это действующий на постоянной основе международный судебный орган, учрежденный с целью обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-членами Совета Европы, ратифицировавшими Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (для России Конвенция обязательна в силу Федерального закона от 30.03.98 "О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод"). Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

МП предусматривает особые меры защиты индивида в период вооруженных конфликтов. Женевские конвенцииО защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы 1 и II 1977 г. предоставляют защиту: военнопленным; раненым и больным в действующих армиях; раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; гражданскому населению.Жертвы войны подлежат международной защите и в том случае, если одна из воюющих держав не признает состояния войны.Лица, не принимающие непосредственного участия в вооруженном конфликте, включая лиц, сложивших оружие, и тех, кто перестал принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по другой причине, должны пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по признаку расы, религии, языка и т.д. В отношении их запрещаются: посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность (убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания); взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство; осуждение и наказание без предварительного судебного решения при соблюдении судебных гарантий.Раненых и больных должны подбирать и им должна быть оказана помощь.Санитарные учреждения и формирования ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению. Личный состав таких формирований может быть вооружен и пользоваться оружием для самообороны и защиты раненых. Санитарным учреждениям, попавшим в руки неприятеля, обеспечивается возможность выполнять свои функции до тех пор, пока заботу о раненых и больных не возьмут на себя соответствующие подразделения неприятеля. Транспортные средства санитарных формирований также не должны подвергаться нападению. Они должны иметь ясно видимый отличительный знак (красный крест па белом фоне, красный полумесяц, солнце на белом поле), а их личный состав — отличительные знаки и удостоверения.Защита гражданского населения во время войны регламентируется Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг., Женевской конвенцией о защите жертв войны 1949 г., Дополнительными протоколами I и II и другими документами. При этом под гражданским населением понимаются лица, которые находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. В отношении гражданского населения запрещаются: акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население; нападение на гражданское население в порядке репрессалий; использование гражданских лиц для защиты населенных пунктов или объектов от военных действий; использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны и т.п.

Понятие международных стандартов в области прав человека. Содержание принципа уважения прав человека составляет обязательство государств уважать и соблюдать эти права без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере их юрисдикции, то есть на которых распространяется их власть. Если исходить из дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права, то соответствующие права и свободы предоставляются государствами отдельным лицам и их группам (коллективам) посредством внутреннего права. Иными словами, прямо от международного сообщества индивиды и их группы никаких прав не получают.Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 году с принятием Устава ООН. В Уставе он не назван среди принципов международного права. Однако считается, что, поскольку в ст. 1 (п. 3) Устава указывается, что одной из целей ООН является осуществление международного сотрудничества "в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии", Устав косвенно закрепил этот принцип. Это подтверждается ст. 55 Устава, где говорится о том, что ООН содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии". В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года уже прямо говорится о принципе уважения прав человека.Для того чтобы содержание любого принципа международного права воплощалось в жизнь, необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. п.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса).В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. В ст. 4 Пакта указывается, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участники Пакта могут принимать при соблюдении определенных условий меры в отступление от своих обязательств по Пакту. Однако, согласно ст. 4, недопустимо отступление от стандартов, запрещающих дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также закрепляющих право на жизнь, недопустимость пыток, рабства и т. д.

22 Право внешних сношений: понятие, институты, источники

Дипломатическая деятельность государства — это официальная деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима международного правопорядка и законности.Государства осуществляют дипломатическую деятельность в различных правовых формах: международные переговоры, заключение международных договоров, дипломатическая переписка, представительство государств в международных организациях и участие в работе международных конференций.Дипломатическая деятельность государств регулируется нормами международного и национального права, в которых устанавливаются органы внешних сношений государств, регламентируются их полномочия, определяются формы дипломатической деятельности и другие вопросы.

Право внешних сношений — это отрасль МП, регулирующая отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами МП по поводу осуществления дипломатической деятельности.Источниками права внешних сношений являются Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.), Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (Вена, 14 марта 1975 г.), другие международные документы как универсального, так и локального характера.Дипломатия — искусство сношений между государствами и другими субъектами МП. Дипломатия в XIX в. принимала деятельное участие в прекращении торговли рабами, в обеспечении свободы плавания по морям и по главным европейским рекам, в охранении частной собственности во время морских войн. Она способствовала заключению Женевской конвенции об уходе за ранеными (1864 г.) и сделала попытку, на Брюссельской конференции 1874 г., уменьшить ужасы войны.

Право внешних сношений регулирует официальные межгосударственные отношения. Право внешних сношений - одна из наиболее старых отраслей международного права. Она является результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности. Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные части:

а) дипломатическое право; б) право специальных миссий; в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций; г) консульское право.Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляемые специальными органами, следует отличать от так называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации («народная дипломатия»). Во внешних сношениях государство выступает как целостное образование, как единый социальный организм, обладающий в силу своего суверенитета международно-правовой правосубъектностью, которая, как и сам суверенитет, не может расщепляться на отдельные части в виде правосубъектности на международной арене органов государства, выполняющих функции организации внешних сношений.Основными институтами права внешних сношений являются дипломатическое и консульское право. Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из:

  • активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;
  • пассивного права - это право государства принимать иностранные посольства.

Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

  • Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.;
  • Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;
  • Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

  • Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);
  • различных двусторонних консульских конвенциях между государствами.

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого. Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (например, в случае признания государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.