Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, источники и принципы международного экономического права




В современном МП действуют нормы, посвященные вопросам экономического сотрудничества. Объем регламентации и качественное своеобразие предмета регулирования свидетельствуют о том, что в МП сформировалась отрасль — международное экономическое право.Не вдаваясь в дискуссию о понятии и содержании международного экономического права (М. М. Богуславский, Г. М. Вельяминов. И. Н. Герчикова и др.), заметим следующее.По нашему мнению, международное экономическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами МП по поводу движения финансов, товаров, услуг, а также соответствующие отношения, возникающие внутри субъектов МП.

Международные отношения в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Нормы международного экономического права, в частности, регулируют:

1) деятельность международных организаций в сфере экономики (учредительные документы АСЕАН, Устав Международного бюро по контейнерам, Соглашение о создании ВТО 1994 г., Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического Союза 1994 г. и др.);

2) финансово-кредитные отношения:а) торгово-экономическое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве (1993 г.), Соглашение между правительствами России и Бахрейна о торговле, экономическом сотрудничестве (1999 г.) и др.);б) международные расчеты и кредиты (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Никарагуа об урегулировании задолженности Республики Никарагуа перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам (2004 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кубы о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита (2009 г.) и др.);

3) вопросы валютного регулирования и контроля (Соглашение между Правительством РФ и Северным инвестиционным банком о финансовом сотрудничестве (1997 г.), Соглашение между правительствами стран СНГ о единых принципах осуществления валютного контроля таможенными службами государств — участников СНГ (1995 г.));

4) налоговые отношения (Соглашение между СССР и Швейцарией по налоговым вопросам (1986 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Греции о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и другими связанными с ними экономическими преступлениями (2000 г.) и др.);5) таможенные отношения (Таможенная конвенция о карнете А. Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А. Т.А.) (Брюссель, 6 декабря 1966 г.), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МД11) (Женева, 14 ноября 1975 г.) и др.);

6) научно-техническое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации (1994 г.), Соглашение между Правительством РФ и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий (2000 г.) и др.);

7) инвестиции (Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.), Договор СССР и ФРГ о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (1989 г.) и др.);

8) международные перевозки (Соглашение о международном пассажирском сообщении (1951 г.), Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ) (Женева, 10 октября 1989 г.));

9) международная торговля товарами, услугами, правами на объекты интеллектуальной собственности (Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14 нюня 1974 г.), Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств — участников таможенного союза товаров и услуг из третьих стран (2000 г.) и др.).Источниками международного экономического права являются, прежде всего, международные договоры. Однако большую роль в международном экономическом праве играют международные обычаи. Так, в качестве обычных норм "живут" положения Хартии экономических прав и обязанностей государств (12 декабря 1974 г.), утвержденные резолюцией ГЛ ООН. Обычаем является принцип предоставления специальных прав и преимуществ государствам, не имеющим выхода к морю, принцип наибольшего благоприятствования в торговле.Практически все группы отношений, являющихся предметом регулирования международного экономического права, регламентируют также акты, принятые органами международных организаций. В качестве примера можно назвать: регламенты и директивы институтов ЕС (Директива Европейского парламента и Совета ЕС о международных кредитовых переводах 1997 г. и др.), акты ЮНКТАД (Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию (1964 г.)), органов СНГ (Решение Совета глав правительств СНГ о сотрудничестве и координации деятельности государств — участников Содружества Независимых Государств в области организации интегрированного валютного рынка (2003 г.)), документы Совета по железнодорожному транспорту (Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (5 апреля 1996 г.)) и т.д.Определенное значение для международного экономического права имеют решения международных судебных органов — Суда ЕС (см. гл. 18), Экономического суда СНГ (гл. 17).Нормы международного экономического нрава имеются в международных документах общего характера (договорах о дружбе и сотрудничестве, мореплавании, сотрудничестве в исследовании космического пространства и т.п.).Нормы международного экономического права подчиняются основным принципам МП. Они устанавливают общие правила взаимоотношений государств на международной арене. Можно выделять "экономическую составляющую" основных принципов МП. Так, принцип невмешательства во внутренние дела содержит запрет экономической блокады других государств, дискриминационные меры по отношению к иностранным товарам и технологиям. Недопустимы протекционизм, демпинг и неправомерные экспортные субсидии.Что касается специальных принципов международного экономического права, то Декларация об установлении нового международного экономического порядка (1 мая 1974 г.) заложила основу их классификации. В отечественной науке МП существуют несколько подходов к их определению. Не ставя перед собой цель исследовать все аспекты данной проблематики, можно выделять следующие принципы международного экономического права:

1) принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью. Каждая страна имеет право принять ту экономическую и социальную систему, которую она считает наиболее подходящей для ее собственного развития, и не должна подвергаться какой бы то ни было дискриминации.Государства свободно владеют, пользуются и распоряжаются природными богатствами, находящимися под их юрисдикцией. Они регулируют без вмешательства извне деятельность иностранных предприятий и устанавливают режим иностранных инвестиций. Для охраны этих ресурсов каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними и над их эксплуатацией средствами, отвечающими его положению, включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Регулирование и надзор за деятельностью межнациональных корпораций путем принятия мер в интересах национальных экономик стран, в которых действуют такие межнациональные корпорации, на основе полного суверенитета этих стран. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права;

2) принцип равенства и недискриминации в экономической сфере. Этот принцип означает право государства на предоставление ему в экономических отношениях равных с другими странами условий. Полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах всех стран, с учетом необходимости обеспечить ускоренное развитие всех развивающихся стран, уделяя в то же время особое внимание принятию особых мер в интересах наименее развитых, не имеющих выхода к морю и островных развивающихся стран, а также развивающихся стран, наиболее серьезно затрагиваемых экономическими кризисами и стихийными бедствиями, не упуская из виду интересы других развивающихся стран. Вводимые ограничения (если они не являются санкциями), должны относится ко всем государствам. При этом не считается дискриминацией предоставление преференций развивающимся странам. Кроме того, допустимы особые условия для стран, входящих в экономические союзы, для осуществления приграничной торговли и т.д.;

3) принцип сотрудничества в сфере экономики вытекает из общей нормы МП о сотрудничестве. Государства должны сотрудничать в решении мировых экономических проблем. Они самостоятельно выбирают контрагентов в торговых отношениях, участвуют в межгосударственных экономических организациях и союзах, обеспечивают благоприятные условия для передачи финансовых средств развивающимся странам. Сотрудничество всех государств — членов международного сообщества должно основываться на справедливости, посредством чего могут быть ликвидированы преобладающие в мире диспропорции и обеспечено процветание для всех. Предусматривается оказание всем международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий. Обеспечивается предоставление развивающимся странам доступа к достижениям современной науки и техники и содействие передаче технологии и созданию местной технологии в интересах развивающихся стран в тех формах и согласно тем процедурам, которые соответствуют их экономике. Основное направление сотрудничества — либерализация международной торговой, финансово-кредитной, таможенной политики. Кроме того, наблюдается тенденция к унификации международной торговли;

4) принцип взаимной выгоды заключается в том, что государства имеют право на справедливое распределение преимуществ и материальных расходов. Должно быть обеспечено справедливое и равноправное соотношение между ценами на сырье, сырьевые товары, готовые изделия и полуфабрикаты, экспортируемые развивающимися странами, и ценами на сырье, сырьевые товары, промышленные товары, средства производства и оборудование, импортируемые ими, с целью обеспечения и расширения мировой экономики.Кроме того, можно выделить специальные принципы сотрудничества государств в различных сферах экономической деятельности (в таможенном деле, в налоговых отношениях, в сфере инвестиций и т.д.), в экономических союзах и организациях.

Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные организации, как универсальные (ООП, специализированные учреждения ООП, ВТО), так и региональные (ЕС, Европейская конференция министров транспорта, Черноморское экономическое сотрудничество) и двусторонние организации (смешанные комиссии, союзы и пр.). Важную роль в международной торговле играют специализированные организации по торговле отдельными видами товаров.

Можно также различать международные организации общего характера, преследующие, помимо экономических, политические, оборонительные и другие цели (ЕС, СНГ и т.п.), и специализированные экономические организации, регулирующие отдельные аспекты межгосударственного сотрудничества (Европейский патентный союз, международные организации по каучуку, кофе и т.д.).

Многие международные экономические учреждения уже рассматривались ранее (гл. 13—18 учебника). Исследуем некоторые организации.

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД была создана на основе Резолюции ГА ООП 1964 г. в качестве органа ГА. В ЮНКТАД состоят государства, которые являются членами ООН, специализированных учреждений ООП или МАГАТЭ.

ЮНКТАД созывается обычно не реже, чем раз в четыре года. В качестве своих основных функций Конференция:

а) поощряет международную торговлю, в частности между странами, находящимися на различных уровнях развития, между развивающимися странами, а также между странами, имеющими различные социальные и экономические системы, с учетом деятельности, проводимой существующими международными организациями;

б) устанавливает принципы и политику, касающиеся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

в) разрабатывает предложения для проведения в жизнь указанных принципов и политики и принимает в пределах своей компетенции другие меры, которые могут иметь отношение к достижению этой цели, с учетом различий в экономических системах и различных уровней развития;

г) содействует координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития и в этой связи сотрудничает с ГА и ЭКОСОС в отношении выполнения их обязанностей по координации, предусмотренных Уставом ООН;

д) принимает в случае необходимости меры в сотрудничестве с компетентными органами ООН для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

е) служит центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли.

Постоянный орган ЮНКТАД — Совет по торговле и развитию — учреждается как часть аппарата ООН в области экономики. Между сессиями Конференции Совет осуществляет функции, которые входят в компетенцию Конференции. В частности, Совет следит за осуществлением рекомендаций, деклараций, резолюций и других решений Конференции, принимает для этого соответствующие меры в пределах своей компетенции и обеспечивает непрерывность работы Конференции.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем Конференции, который назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается в должности ГА.

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК)

ОПЕК создана в 1960 г. и действует на основании Устава 1965 г. Членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортирующие сырую нефть. Сегодня в ОПЕК 12 государств, Россия не участвует.Перед ОПЕК поставлена задача координации и унификации нефтяной политики стран-участниц и определения наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты интересов участвующих государств. ОПЕК определяет пути и способы обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с тем, чтобы не допустить их колебаний, имеющих неблагоприятные последствия. ОПЕК призвана обеспечить устойчивость доходов стран — экспортеров нефти, эффективную и регулярную поставку нефти странам-потребителям и справедливые доходы от инвестиций в нефтяную промышленность.Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.Исполнительный орган ОПЕК — Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Он подготавливает вопросы для рассмотрения на Конференции, по поручению Конференции готовит доклады и рекомендации, разрабатывает годовой бюджет, руководит работой Секретариата. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.Экономическая комиссия ОПЕК разрабатывает меры по обеспечению стабильности нефтяных рынков, координации политики в области цен и энергетики.Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией па три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.

Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.

Местопребывание ОПЕК — Вена (Австрия).

Кроме того, в мире существует множество специализированных организаций по торговле отдельными видами товаров (сахаром, текстилем, древесиной и т.д.).В качестве примера можно рассмотреть Международную организацию по какао. Организация учреждена Международным соглашением по какао 1972 г. (Россия участвует) и осуществляет контроль за его применением.Различают две категории участников Организации: а) экспортирующие участники и б) импортирующие участники.Организация осуществляет свои функции через: Международный совет по какао и Исполнительный комитет; Исполнительного директора и другой персонал.Высшим органом Организации является Международный совет по какао, состоящий из всех участников Организации. Совет квалифицированным большинством голосов принимает такие правила и положения, которые необходимы для выполнения положений Соглашения и совместимы с ними, включая свои правила процедуры и правила процедуры своих комитетов, а также финансовые положения и положения о персонале Организации. Совет может предусмотреть в своих правилах процедуры, порядок решения конкретных вопросов без созыва заседаний.Исполнительный комитет состоит из 10 экспортирующих участников и 10 импортирующих участников. Они избираются в Совете соответственно экспортирующими и импортирующими участниками. Исполнительный комитет постоянно следит за состоянием рынка и рекомендует Совету те меры, которые он считает целесообразными.Совет после консультации с Исполкомом назначает Исполнительного директора. Условия назначения Исполнительного директора определяются Советом с учетом условий, действующих в отношении соответствующих должностных лиц аналогичных межправительственных организаций.Исполнительный директор является главным административным должностным лицом Организации и несет ответственность перед Советом за исполнение и применение Соглашения в соответствии с решениями Совета. Местопребыванием Организации является Лондон.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.