Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные реки




Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Амазонка и др.). Такие реки получили название "международных".Хотя международные реки или их части входят в состав территории соответствующего государства и находятся под его суверенитетом, их правовой режим регулируется как национальным законодательством, так и международными договорами прибрежных государств. Договорами установлена свобода судоходства по международным рекам иностранных невоенных судов любых государств. Иностранные суда обязаны соблюдать установленные прибрежными государствами и международными соглашениями правила плавания. Плавание по международным рекам иностранных военных кораблей неприбрежных государств в большинстве случаев запрещено.Например, режим судоходства по Дунаю установлен Конвенцией о режиме судоходства на Дунае (Белград, 18 августа 1948 г.), а также двумя Протоколами 1998 г. Навигация на Дунае свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Придунайские государства обязываются содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства па фарватерах Дуная. Придунайские государства консультируются с Дунайской комиссией, которая действует в составе представителей придунайских стран (по одному от каждой). В соответствии с Правилами процедуры Дунайской комиссии (1971 г.) в компетенцию Комиссии входит: наблюдение за исполнением постановлений Конвенции; составление общего плана основных работ в интересах судоходства на базе предложений и проектов придунайских государств; консультация и рекомендации придунайским государствам; установление единой системы навигационной обстановки, а также основных положений о плавании по Дунаю.Режим Рейна определяется Конвенцией о судоходстве по Рейну (1868 г.). "Правила об общей аварии, действующие на Рейне (Рейнские правила)" приняты в 1979 г. Международным союзом рейнских судовых регистров.Особые правила действуют в отношении пограничных водоемов. Пограничными являются реки (например, Амур) или озера (Азовское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озерам) согласно нормам МП имеют только суда прибрежных государств. Плавание военных кораблей неприбрежных государств по пограничным рекам (озерам) запрещено.Так, Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами России и Украины. Урегулирование вопросов, относящихся к данной акватории, осуществляется по соглашению между Россией и Украиной. Российские и украинские военные корабли и торговые суда пользуются свободой судоходства в Азовском море и Керченском проливе. Военные корабли под флагом третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив только по приглашению России или Украины, согласованному с другим прибрежным государством. Российско-украинское сотрудничество, в том числе совместная деятельность в области судоходства, включая его регулирование и навигационно-гидрографическое обеспечение, рыболовства, защиты морской среды, экологической безопасности, а также поиска и спасания в Азовском море и Керченском проливе, обеспечиваются как реализацией имеющихся соглашений, так и заключением, в соответствующих случаях, новых договоренностей.В настоящее время решается вопрос о статусе Каспия. Как известно до конца 1991 г. вопросы судоходства и рыболовства на Каспии регулировались договорами между Ираном и ('ССР. После распада СССР возникла проблема раздела ресурсов моря. Как отмечает А. Т. Абакаров, "все прикаспийские государства борются за "справедливый" раздел, но каждый из них понимает "справедливость'' по-своему".

В начале 1997 г. Казахстан предложил разделить дно Каспия по срединной линии на экономические зоны, в пределах которых каждое прикаспийское государство будет иметь суверенные права на углеводородные ресурсы, а вопросы рыболовства, экологии, судоходства "разрешить сообща", оставив для этого водную толщу в общем пользовании. "Иными словами, Казахстан предоставил противоборствующим сторонам шанс выйти из создавшейся ситуации, сохранив лицо, — те, кто за раздел Каспия, получали сектора по дну, тс, кто против раздела, получали общую воду". Раздел дна моря предлагалось производить в соответствии с постановлением Министерства нефтяной промышленности СССР 1970 г., которое закрепляло сектора "советской части Каспийского моря" за министерствами геологии Азербайджана, РСФСР, Казахстана, Туркмении, распространив его и па Иран (А. Т. Абакаров). Россия и Азербайджан согласились с планом Казахстана. Иран и Туркменистан — нет.

Общие принципы разумного распределения трансграничных водных ресурсов, обязательства и процедуры взаимодействия по использованию, восстановлению и охране трансграничных водотоков определены в Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

В 1998 г. были подписаны российско-казахстанское соглашение по Каспию, в 2001 г. — казахстано-азербайджанское, в 2002 г. — российско-азербайджанское.

К примеру, по Соглашению между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря дно Каспийского моря и его недра разграничиваются между сторонами на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленное™ точек и модифицированной по договоренности сторон, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся на Каспии практики. Соглашением установлены географические координаты прохождения линии разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой в целях осуществления суверенных прав в отношении минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности, связанной с недропользованием на дне.Со временем Иран и Туркменистан в принципе согласились с планом секторального деления Каспия. Однако Иран отказывается признавать двусторонние соглашения 1998—2002 гг. Иран предлагает разделить дно и водную толщу моря на пять равных частей. Туркменистан согласен делиться с Ираном частью своего сектора, если Казахстан отрежет ему недостающий до 20% кусок от своего сектора.

Чтобы прийти к общему знаменателю прикаспийские государства периодически проводят встречи на высшем уровне. Так, по итогам Второго каспийского саммита, прошедшего 16 октября 2007 г. в Тегеране, была принята специальная Декларация. Она рассматривается в качестве "свода политических правил поведения, которых Стороны будут придерживаться во взаимоотношениях". Стороны, в частности, заявили, что "только прибрежные государства обладают суверенными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов. Правовой статус Каспия должен определяться Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря в качестве базового документа, принятие которого возможно только на основе общего согласия прибрежных государств". До определения нового статуса Каспийского моря в его акватории должны действовать согласованные на основе реализации их суверенных прав режимы судоходства, рыболовства и плавания судов исключительно под флагами прикаспийских стран.Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. создает правовую базу регионального сотрудничества на Каспии в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.Конвенция о правовом статусе Каспийского моря находится в процессе разработки.Пятый каспийский саммит состоится в 2015 году в Республике Казахстан. Конкретные сроки будут озвучены позже. На встрече стороны рассчитывают подписать конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.Международная река, пересекающая или разделяющая территории нескольких государств, создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Каждое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Все государства, в принципе, имеют равные права на использование вод международной реки.Международные реки подразделяются на открытые для международного судоходства и пограничные реки, которые разделяют территории нескольких государств.Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства. Однако прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Барселонская конвенция и Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 г. содержат положения относительно судоходства по международным рекам. На Хельсинкской конференции в 1966 г. некоторые статьи Барселонской конвенции были изменены. Так, «каждому прибрежному государству принадлежит право свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства могут предоставлять такое право и неприбрежным государствам».

В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств.В несудоходное использование международных рек входят строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав. Все вопросы несудоходного использования решаются на основе соглашения между прибрежными государствами.

Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 г. В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.

Правовой режим международных морских каналов

Международные морские каналы – это искусственно созданные морские пути. Они строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств, под их суверенитетом. Для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.Суэцкий канал был сооружен на территории Египта акционерным обществом, созданным французом Ф. Лессепсом. В Декларации от 25 апреля 1957 г. правительство Египта, подтвердив свое обязательство «обеспечить свободное и непрерывное судоходство для всех стран» по Суэцкому каналу, торжественно заявило о своей решимости «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888.».Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетским правительством была создана Администрация Суэцкого канала.Панамский канал, расположенный на узком перешейке между Северной и Южной Америкой, был объектом многолетнего американо-английского соперничества. Еще до сооружения канала в 1850 г. между США и Великобританией был подписан договор, по которому обе стороны обязались не подчинять канал в случае его сооружения своему исключительному влиянию и контролю.По соглашению, заключенному в 1903 г. с Республикой Панама, образовавшейся на части территории K°лумбии, США получили право на сооружение и эксплуатацию Канала. США декларировали постоянный нейтралитет Канала с обязательством держать его открытым для судов всех флагов в соответствии с англоамериканским соглашением 1901 г., предусматривавшим, по существу, применение к Каналу положений Конвенции о режиме судоходства на Суэцком канале 1888 г.В 1977 г. были подписаны и с 1 октября 1979 г. вступили в силу два новых договора, заключенных между Панамой и США: Договор о Панамском канале и Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала.

Кильский канал, соединяющий Балтийское море с Северным, был построен Германией и открыт для судоходства в 1896 г. До Первой мировой войны Германия относила Кильский канал к своим внутренним водам с распространением на него соответствующего режима. По Версальскому мирному договору был установлен международно-правовой режим Канала. Согласно ст. 380 Версальского договора Кильский канал объявлялся постоянно свободным и открытым ссоблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, находящихся в мире с Германией.

Международные реки — это реки, протекающие по тер­ритории двух (или более) государств и используемые в согла­сованных целях. Особое значение имеют реки, имеющие судо­ходное сообщение с морем и используемые для мореплавания различными, в том числе и неприбрежными, государствами. Эти географические и хозяйственные факторы предопределяют международно-правовой режим таких рек.Каждое государство осуществляет суверенитет над частью реки, находящейся в пределах его границ. Оно, вместе с тем, обязано использовать свой участок реки таким образом, чтобы не причинять ущерб другим прибрежным государствам. Госу­дарство не вправе в одностороннем порядке изменять течение реки, поскольку это может ограничить возможности других прибрежных государств либо повредить их природной среде.Взаимная заинтересованность государств в рациональном и контролируемом использовании международной реки обуслов­ливает заключение двусторонних и многосторонних договоров. В них определяются правила использования реки как водно­транспортного пути, а также для строительства плотин, гидро­электростанций, орошения, лесосплава, в иных хозяйственных целях.Свобода судоходства по основным рекам Западной Европы была признана Венским конгрессом в 1815 г., который одновре­менно оговорил право прибрежных государств согласованно устанавливать правила такого судоходства.Специальное регулирование было предусмотрено для Ду­ная, свобода судоходства по которому вначале (Парижский мир­ный договор 1856 г.) контролировалась преимущественно не­прибрежными государствами. Современный режим этой реки определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае, подписанной в 1948 г.В этой Конвенции воплощены типичные черты правового режима международной реки, навигация на которой объявля­ется "свободной для граждан, торговых судов и товаров на ос­нове равенства в отношении торговых и навигационных сборов и условий судоходства".Прибрежные государства вправе ограничить или запретить проход военных судов неприбрежных государств или иных су­дов, преследующих военные цели. В ст. 30 Конвенции о режиме судоходства на Дунае говорится: "Плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами".Свобода судоходства предполагает не только плавание по реке, но и заход в порты, производство в них торговых, погрузочных и разгрузочных работ, посадку и высадку пассажиров. Предполагается непременное соблюдение при этом действую­щих в прибрежных государствах законов и правил. Прибреж­ные государства должны поддерживать свои речные участки в судоходном состоянии для речных, а на соответствующих уча­стках и морских судов, производить необходимые работы для обеспечения наилучших условий судоходства.Международными договорами предусматривается создание специальных органов — международных речных комиссий, ко­торые обязаны содействовать решению различных вопросов совместного использования международных рек. Так, согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае, из представителей Придунайских государств была создана Дунайская комиссия, в компетенцию которой входят наблюдение за исполнением по­ложений Конвенции, составление общего плана основных работ в интересах судоходства, а в некоторых случаях производство таких работ, унификация правил речного надзора, издание спра­вочников, лоций, навигационных карт.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 87; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.