Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и режим морских пространств, находящихся под государственным суверенитетом




Территориальное море – морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод. Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства.

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от установленных исходных линий. В настоящее около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит. Если государство устанавливает ширину территориального моря шире 12 миль другие государства вправе не признавать данный факт.

Внутренние морские воды – воды, находящиеся от прямых исходных линий в сторону берега. К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное сушей одного государства; море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству; морские бухты, лиманы и заливы ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. Если вход шире 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводиться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается внутренним законодательством. Оно регулирует судоходство и рыболовство; промыслы или научные исследования. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства, если иное не установлено международным договором.

Прилежащая зона – это зона открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю. Прибрежное государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных и иных правил. Дополнительная морская зона за пределами территориального моря, декларируется внутренним актом государства. Прилежащие зоны сохраняют статус открытого моря, на которое суверенитет государства не распространяется. Цель установления прилежащей зоны – предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориального моря и наказание за нарушение, совершенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:

— водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

- акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

- воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод (см. 26.3);

— морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству, и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, — в соотношении к ширине входа в него, — что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются так называемые "исторические воды", перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем востоке (ширина входа более 100 миль); Гудзонов залив в Канаде (50 миль) и др.В Российской Федерации правовой статус внутренних вод регламентируется Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Перечень исторических вод России устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям". К внутренним морским водам России относятся моря: Карское,.Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.Иностранные суда во внутренних водах должны соблюдать законы прибрежного государства. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором, например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.Согласно законодательству РФ под "морским портом" понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.Правовой режим морских портов РФ регулируется вышеназванным Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ, а также Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и КТМ РФ.

Морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов РФ.

Административно-властные и иные полномочия в морских портах, установленные федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями. "Портовые власти" — соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них федеральными законами и постановлениями Правительства РФ полномочия. Администрации морских портов являются федеральными государственными учреждениями. Капитан морского порта возглавляет администрацию морского порта и является должностным лицом, осуществляющим функции по регистрации судов и выдаче соответствующих судовых документов, регистрации права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судов или строящихся судов и иных прав на них, выдаче соответствующих документов, обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.Морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта. Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в "Извещениях мореплавателям".Все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.В отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их морские порты в отношении аналогичных судов РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения.На иностранные суда и находящихся на их борту пассажиров и членов экипажей во время пребывания указанных судов в морских портах распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция Российской Федерации.Иностранные суда при заходе в морские порты РФ, во время пребывания в указанных портах и при выходе из них обязаны соблюдать:

а) законодательство, касающееся обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также охраны памятников истории и культуры;

б) пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) правила, установленные для морских портов;

г) правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории РФ;

д) другие правила, установленные законодательством и международными договорами.

Выход иностранного судна из морского порта производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию с должностными лицами федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностными лицами таможенных органов.

Иностранные военные корабли и другие государственные суда, могут заходить в морские порты РФ по предварительному разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не предусмотрен международными договорами. Порядок захода иностранных военных кораблей и других государственных судов в морские порты, а также порядок их пребывания в морских портах регулируются правилами, устанавливаемыми Правительством РФ и публикуемыми в "Извещениях мореплавателям".

Международные договоры устанавливают особые правила режима портов РФ. Так, в соответствии с Соглашением между Правительствами РФ и США по морскому транспорту (2001 г.) судам под флагом США разрешается заходить в порты РФ, открытые для захода других иностранных судов, при условии уведомления соответствующих властей за 24 часа до планируемого захода. Заход в порты Мурманск, Новороссийск, Владивосток и Петропавловск-Камчатский разрешается при условии уведомления соответствующих властей за 72 часа до планируемого захода.

Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29 апреля 1958 г.), ст. 2 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Территориальное море является частью территории соответствующего государства.

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющий наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

В Российской Федерации статус территориального моря определяется Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ.МП признает право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты). Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное морс. При этом под "проходом" понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или портового сооружения (ст. 18 Конвенции по морскому праву 1982 г.).

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

"Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства" (ст. 19 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; любые маневры или учения с оружием любого вида; любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства; погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки Конвенции; любую рыболовную деятельность; проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.Прибрежное государство может принимать в соответствии с нормами МП законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении всех нижеследующих вопросов или некоторых из них: безопасности судоходства и регулирования движения судов; защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок; защиты кабелей и трубопроводов; сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства; сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения; морских научных исследований и гидрографических съемок; предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.Иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, при осуществлении права мирного прохода через территориальное море должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными соглашениями.Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции по морскому праву 1982 г.).

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

— последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

— преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

— капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или

— такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Указанные положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное морс после выхода из внутренних вод.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

Согласно законодательству РФ "проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие".

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность России, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов МП, воплощенных в Уставе ООН;

б) любые маневры или учения с оружием любого вида;

в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности России;

г) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность России;

д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

ж) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами РФ и иными нормативными актами;

з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства и нормам МП;

и) любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

к) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

л) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;

м) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с законом, общепризнанными принципами и нормами МП и международными договорами. В интересах обеспечения безопасности Российского государства, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.