Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, принципы и источники международного воздушного права




Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового статуса воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 1920-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческого характера. Государства заключали соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась правовая регламентация, и, наконец, международные нормы образовали самостоятельную отрасль МП — международное воздушное право. Его образуют нормы МП, регулирующие отношения по поводу статуса воздушного пространства, режима его использования и организации воздушных сообщений.Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и в частности в Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.), Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.), Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 7 октября 1952 г.), Конвенции об открытом море 1958 г., Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.) (Россия в этой Конвенции пока не участвует) и др. Кроме того, в этой сфере имеется большое количество двусторонних соглашений о международном воздушном сообщении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.Важную роль в международном воздушном праве играют акты международных конференций (например, Декларация глобальных принципов либерализации международного воздушного транспорта (Монреаль, 24—29 марта 2003 г.) и организаций (к примеру, Резолюции ИКАО А 21 -22 и А 22-28 об аренде, фрахтовании воздушных судов и обмене ими при выполнении международных полетов).Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.Правовой статус воздушного пространстваВ неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения МП, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом.По правовому положению различают два вида воздушного пространства: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами МП на высоте 100—110 км. Пространство, находящееся выше этой границы, считается космосом и имеет международный режим.Международное воздушное право регулирует полеты только воздушных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объектов регламентируются нормами космического права.

Открытое воздушное пространство — это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды). В открытом воздушном пространстве признаны следующие свободы: свобода беспрепятственно осуществлять полеты; право государства регистрации осуществлять юрисдикцию над воздушными судами; право захватывать воздушное пиратское судно и осуществлять "преследование по горячим следам". Эти свободы реализуются в дозволенных МП рамках. Так, в воздушном пространстве Антарктики запрещено использовать государственные летательные аппараты в военных целях. Особые правила установлены для пролета над международными каналами, проливами.

Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические корабли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспилотные аэростаты. Воздушные суда подразделяются на гражданские и государственные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.

Военный летательный аппарат — это летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние признаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других стран. Летательный аппарат находится под командованием офицера, состоящего на правительственной службе, имя которого внесено в список офицеров вооруженных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной военной дисциплине.Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к вооруженным, таможенным, полицейским силам государства.Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Не считается действительной регистрация воздушного судна более чем в одном государстве. Однако регистрация судна может переходить от одного государства к другому. Регистрация регистрации воздушных судов производится в соответствии с законами соответствующего государства. Каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, должно иметь соответствующие национальные и регистрационные знаки. Государства обязуются предоставлять по запросу другому государству и ИКАО информацию относительно регистрации и принадлежности любого конкретного воздушного судна, зарегистрированного в этом государстве.Каждое воздушное судно, занятое в международной навигации, должно иметь па борту следующие документы: свидетельство о его регистрации; удостоверение о его годности к полетам; соответствующие свидетельства на каждого члена экипажа; бортовой журнал; разрешение на бортовую радиостанцию; если оно перевозит пассажиров — список их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения; если оно перевозит груз — манифест и подробные декларации на груз. Пилот каждого воздушного судна и другие члены летного состава экипажа воздушного судна, занятого в международной навигации, обеспечиваются удостоверениями о квалификации и свидетельствами, которые выданы государством, где это воздушное судно зарегистрировано. На каждом воздушном судне, занятом в международной навигации, ведется бортовой журнал, в который заносятся данные о воздушном судне, его экипаже и каждом полете.Основными принципами международного воздушного праваПринцип государственного суверенитета над воздушным пространством.Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытом морем.Согласно Женевской конвенции об открытом море 1958 г., принцип свободы открытого моря наряду с другими свободами содержит и свободу полетов над ними. Это означает, что воздушные суда всех государств, как прибрежных, так и не прибрежных, вправе свободно летать в воздушном пространстве над открытым морем. При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства.Принцип соблюдения безопасности международных полетов (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971 г.)В международном воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:
1. Право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;2. Право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (т.е. без права высаживать или брать на борт пассажиров, грузы и почту);
3. Право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузов и почту, взятые на борту флага судна;4. Право увозить с иностранной территории пассажиров, грузов и почту, следующих в страну флага судна;5. Право провозить на иностранную территорию пассажиров, грузов и почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.