Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, источники и принципы международного экологического права




В рациональном использовании природной среды заинтересовано все мировое сообщество, но охрана окружающей среды исключительно усилиями отдельных государств не эффективна, положительные результаты могут быть достигнуты лишь при сочетании национальных мер с международными.В настоящее время в сфере охраны природной среды действуют многочисленные международные организации (ИМО, ВОЗ, Всемирный фонд диких животных и т.д.) и программы (ЮНЕЙ, Программа наблюдений за распространением загрязнителей при Европейской экономической комиссии ООН и др.), состоялись представительные международные конференции с участием глав большинства государств и правительств — Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), Конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Заключено множество международных соглашений (как универсальных, так и двусторонних), регламентирующих различные аспекты сотрудничества в данной области отношений.Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативной регламентации позволяют сделать вывод, что в современном МП произошло формирование новой отрасли — право охраны окружающей среды. Источниками данной отрасли являются: Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г., Конвенция об охране мигрирующих видов животных (1979 г.), Конвенция по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе (1984 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эсно, 25 февраля 1991 г.), Конвенция об охране биологического разнообразия (1992 г.) и др.Можно выделить следующие принципы права охраны окружающей среды: а) принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами; б) предотвращение загрязнения природной среды; в) объявление природной среды в пределах международных территорий общим достоянием человечества; г) свобода исследования природной среды; д) сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.Основные направления международного сотрудничества в области экологии — собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования.

Объектами международно-правовой охраны являются: атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство; Мировой океан; животный и растительный мир; природные системы и ландшафты. В особую подотрасль выделяется охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами.

Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия па природную среду (10 декабря 1976 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.), Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.).Участники Конвенции 1976 г. (Россия участвует) обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству. При этом перечень запрещенных действий не исчерпывается указанными в Конвенции, поскольку в любое время могут быть созданы новые средства воздействия. Конвенция устанавливает пределы дозволенных действий государств в сфере управления природными явлениями и является бессрочной.В соответствии с Конвенцией 1979 г. (Россия участвует) государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главным образом, серы и ее соединений). Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. На основе Конвенции в структуре Европейской экономической комиссии (ЕЭК) создан специальный орган, обеспечивающий координацию национальных мер по выполнению конвенционных положений.Впоследствии к Конвенции были приняты Протоколы о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков (Россия участвует), согласно которому выбросы серы к 1993 г. сокращались на 30%, а в 1994 г. — относительно дальнейшего сокращения выбросов серы (Россия не участвует). Согласно Протоколу об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков (1988 г.) к Конвенции 1979 г. (Россия участвует) государства сократили годовые выбросы окислов азота. В 1998 г. были приняты Протоколы по тяжелым металлам и по стойким органическим загрязнителям (Россия не участвует) к Конвенции 1979 г., которые вступили в силу. Однако к концу века развитие в этой сфере затормозилось. Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном (1999 г.) к Конвенции 1979 г. в силу так и не вступил.Выбросы во всемирном масштабе некоторых озоноразрушающих веществ могут в значительной степени истощить или иным образом изменить озоновый слой, что чревато неблагоприятными последствиями для здоровья людей и окружающей среды. Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. (Россия участвует) является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного воздействия на климатическую систему. Участники Конвенции принимали меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.В 1997 г. был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Протокол был ратифицирован Россией в 2004 г. и вступил в силу. Согласно Киотскому протоколу государства осуществляют и разрабатывают в соответствии со своими национальными условиями такие политику и меры, как:

а) повышение эффективности использовании энергии в соответствующих секторах национальной экономики;

б) охрана и повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов с учетом своих обязательств по соответствующим международным природоохранным соглашениям;

в) поощрение устойчивых форм сельского хозяйства в свете соображений, связанных с изменением климата;

г) проведение исследовательских работ, содействие внедрению, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных экологически безопасных технологий;

д) постепенное сокращение или устранение рыночных диспропорций, фискальных стимулов, освобождений от налогов и пошлин, и субсидий, противоречащих цели Конвенции, во всех секторах — источниках выбросов парниковых газов, и применение рыночных инструментов;

е) поощрение надлежащих реформ в соответствующих секторах в целях содействия осуществлению политики и мер, ограничивающих или сокращающих выбросы парниковых газов;

ж) меры но ограничению и (или) сокращению выбросов парниковых газов на транспорте;

з) ограничение и (или) сокращение выбросов метана.

К Киотскому Протоколу имеется два Приложения. "Приложение А" содержит перечень парниковых газов и секторов (категории) источников загрязнения. "Приложение В" определяет количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов.Киотским Протоколом определен "механизм чистого развития". Цель этого механизма состоит в том, чтобы помогать государствам, не включенным в приложение 1 к Конвенции ООН 1992 г., в обеспечении устойчивого развития и помогать сторонам, включенным в приложение I, в обеспечении соблюдения их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов. В механизме чистого развития и в приобретении сертифицированных сокращений выбросов могут участвовать частные и (или) государственные субъекты.В настоящее время цели Протокола, в принципе, достигнуты. Однако попытка разработать новый документ в этой сфере не удалась. Совещание в Копенгагене 2009 г. окончилось безрезультатно.Важным составляющим системы международной защиты природы является охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 22 марта 1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.), дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Россия участвует в обеих конвенциях.Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; их производство должно быть прекращено. Государства информируют учрежденный в соответствии с Конвенцией и Протоколом Секретариат о производстве, потреблении и использовании озоноразрушающих веществ. Участниками Конвенции разрабатываются национальные системы сбора, храпения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ.Третьим объектом защиты является космическое пространство. Договор по космосу 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г. и другие обязывают государства при изучении и использовании космического пространства и небесных тел избегать их загрязнения. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены "общим наследием человечества".

В соответствии со ст. 38 Статута Международного суда ООН источниками международного права охраны окружающей среды являются:

– международные конвенции, как общие, так и специальные, как многосторонние, так и двусторонние, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

– международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

– общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

– вспомогательное право, т. е. решения судов и работы наиболее известных и квалифицированных юристов различных стран;

– носящие рекомендательный характер и не имеющие обязывающей юридической силы решения международных конференций и организаций («мягкое право»).

Договорное право (международные договоры) в области охраны окружающей среды и природопользования регулирует самые разнообразные области, развито в высокой степени, содержит ясно выраженные и четко сформулированные правила экологически значимого поведения, определенно признанные государствами – участниками договора.

Источники международного экологического права разделяются:

– на общие (Устав ООН), конвенции общего характера, регулирующие наряду с иными вопросами и охрану окружающей среды (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.);

– специальные, посвященные непосредственно установлению обязывающих правил охраны климата, флоры, фауны, озонового слоя, атмосферного воздуха и т. д.

Международное обычное право не носит подчиненного договорному праву характера, несмотря на преобладание последних (по количеству и кругу решаемых вопросов). Особенностью данного вида права является егоабсолютная универсальность, поскольку оно связывает все государства, в том числе не являющиеся сторонами универсальных, региональных, двусторонних договоров, и даже те, которые не являются членами ООН.Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, представляют собой совокупность норм международного права, имеющих основополагающее значение. Среди принципов, применение которых апробировано мировым сообществом, принцип свободного распоряжения народов своими естественными ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права с введением одновременного запрета на лишение народа принадлежащих ему средств существования, принцип свободы передвижения и выбора места проживания в пределах каждого государства.«Мягкое право» охватывает разнообразные по содержанию и носящие чаще универсальный характер принципы и нормы, которые содержатся (провозглашаются) в решениях, резолюциях, рекомендациях и т. п. различных международных органов и организаций. Эти документы формально не имеют обязательной юридической силы, но фактически предопределяют поведение субъектов международного права в области экологии.Судебная практика (решения международных судов, арбитражей) – вспомогательный источник международного права в области охраны окружающей природной среды и природопользования. К вспомогательному правуотносятся правила, принципы, стандарты, программы, доклады и т. д., принимаемые ООН и основными ее организациями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.