Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус Международного района морского дна




Согласно статье 136 Конвенции ООН по морскому праву международный район морского дна (далее—«Район») и его ресурсы являются общим наследием человечества[1] Государства не вправе претендоватьна суверенитет и суверенные права и осуществлять их в отношении какой-либо части Района или егоресурсов.

Конвенция предусматривает создание Международного органа по морскому дну (МОМД), который действуетот имени всего человечества. Согласно Конвенции деятельность в Районе осуществляется на благо всегочеловечества, а МОМД обеспечивает справедливое распределение финансовых и иных экономическихвыгод с помощью соответствующих механизмов (ст. 140 Конвенции)[2].

Конвенция предусматривает, что разведка и разработка ресурсов Района возможна как отдельнымигосударствами, так и Предприятием, осуществляющим эту деятельность по поручению Международногооргана по морскому дну.

Кроме отдельных государств, действующих в ассоциации с МОМД, право осуществлять разведку иразработку полезных ископаемых на морском дне предоставляется и государственным предприятиямучастников Конвенции, а также физическим и юридическим лицам под их юрисдицией и контролем, закоторых поручились участники Конвенции. Согласно предусмотренному Конвенцией механизму, разведка иразработка минеральных ресурсов Района осуществляется на основании утвержденного Органом планаработ (контракта)[3]. Параллельно предполагается осуществление аналогичной деятельности иПредприятием после его создания.

Одним из условий осуществления разведки и разработки ресурсов морского дна Конвенция ставит передачусоответствующих технологий развивающимся странам.

В Конвенции также предусматривались обязанности МОМД принимать правила и меры относительнопредотвращения загрязнения окружающей среды и обязанность государств не создавать препятствиймеждународному судоходству при размещении установок и сооружений для разведки и разработкиресурсов морского дна (ст. 147)[4].

Конвенция декларировала принцип использования международного района морского дна и проведениянаучных исследований на нем исключительно в мирных целях (ст.141 и 143 Конвенции)

В 1994 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было утверждено Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву, составляющее единое целое с Конвенцией и изменяющее положения некоторых статей Части XI в отношениях между его участниками[6]. Не отступая от принципа, согласно которому ресурсы Района являются общим наследием человечества, Соглашение предусматривало при этом, что освоение ресурсов Района осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами (Раздел 6 Приложения к Соглашению).

Соглашение определяет деятельность МОМД и его структур на первом этапе и, в частности, ставит задачи рассмотрения заявок на утверждение планов работы по разведке ресурсов морского дна и мониторинг выполнения планов, утверждённых в форме контрактов; разработки правил и процедур, необходимых для проведения деятельности в Районе и т.д (Раздел 1 Приложения). В 2000 году МОМД были разработаны и утверждены Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций [7], а в 2010 году — Правила поиска и разведки полиметаллических сульфидов[8].

Раздел 7 Приложения предусматривает в перспективе распределение Органом помощи развивающимся странам, экономика которых пострадала от добычи ресурсов морского дна. Помощь будет складываться из платежей контракторов МОМДМорское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует Международный район морского дна (далее — Район). Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресурсов Района урегулирован Конвенцией по морскому праву 1982 г., которая устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении Района и его ресурсов (ст. 137). Район был объявлен "общим наследием человечества". Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами МП и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на основании Конвенции. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа — Предприятием, так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат. Ассамблеей Международного органа по морскому дну в 1998 г. был принят Протокол о привилегиях и иммунитетах Международного органа по морскому дну.В соответствии с Конвенцией по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву, который состоит из 21 судьи, избираемых государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участниками Конвенции, субъектами контрактов по разработке морского дна, Органом по морскому дну и государством-участником, юридическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответственность за ущерб этим субъектам.Международные проливы и международные каналы

Международные проливы играют важную роль в мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив — это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:

- проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;

- проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода, как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;

- проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода;

- проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно: безопасности судоходства; предотвращения загрязнения с судов; недопущения рыболовства; погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п. Пример Режим Черноморских проливов (Дарданеллы, в Мраморном море и в Босфоре) регламентируется Конвенцией о режиме проливов (Монтре, 20 июля 1936 г.) (известна также как Конвенция Монтре), согласно которой в мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в проливах, днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей; под условием соблюдения постановления суда, входящие в проливы из Эгейского моря или из Черного моря, должны останавливаться у санитарной станции для санитарного осмотра. Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, пользуются правом свободы прохода и плавания в проливах. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в проливах, при условии, что эти суда никаким образом не оказывают содействия противнику. Эти суда должны будут входить в проливы днем; проход должен будет осуществляться по пути, который в каждом отдельном случае будет указываться турецкими властями. Проход через проливы военных кораблей урегулирован различным образом и зависит от наличия состояния войны и вида кораблей (линкоры, миноносцы, подводные лодки, вспомогательные суда и т.п.). Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с МП и национальным законодательством.Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства.Принципами правового режима международных каналов являются: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы МП и национального законодательства государства — владельца канала.Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами: каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств; администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно капитаном (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов за прохождение канала, устанавливаются правила прохождения канала.В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами. Пример Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу (Константинополь, 29 октября 1888 г.) объявила, что Суэцкий канал "как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага". К Каналу не применяется право блокады. "Никакие действия, допускаемые войною, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по Каналу, не будут допускаемы в Канате и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов... В военное время воюющие державы не будут ни высаживать, ни принимать на суда в Канале и его входных портах войск, снарядов и военных принадлежностей ".Правовой режим Панамского канала определяется целым комплексом документов, в числе которых: Договор о Панамском канале 1977 г.. Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г., Протокол к Договору о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г. (Российская Федерация участвует в Протоколе). Указанными соглашениями было объявлено о нейтралитете Канала для обеспечения того, чтобы как в мирное время, так и во времена войны он оставался безопасным и открытым для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства без дискриминации. Это отоваривается требованиями: о выплате сборов и других видов платы за транзит через Канал и вспомогательное обслуживание; выполнением определенных норм и правил; запрете враждебных актов со стороны транзитных судов. Военные и вспомогательные суда всех государств имеют право на транзит через Канал, не подвергаясь в качестве условия для транзита инспекции, обыску или наблюдению. Однако к таким судам может быть предъявлено требование подтвердить, что они выполняют все применимые медицинские, санитарные и карантинные правила.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.