Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный бюджет, его структура и роль в экономическом росте производства




Социально-экономическое содержание, сущность и функции финансов в системе воспроизводства

Тема 9. Финансовая политика общества.

Верно – неверно

1. Продажа государственных облигаций коммерческими банками увеличивает предложение денег.

2. Коммерческие банки создают деньги при погашении ссуд.

3. Резервы коммерческих банков в Центральном банке - это активы Центрального банка.

4. Для коммерческих банков денежные вклады - это определенные обязательства банка.

5. Предложение денег банком сокращается, когда заемщики возвращают банку ссуды.

6. Банковские резервы сокращаются, когда Центральный банк покупает государственные ценные бумаги.

9.1 Социально-экономическое содержание, сущность и функции финансов в системе воспроизводства.
9.2 Государственный бюджет, его структура и роль в экономическом росте производства.
9.3 Сбалансированность бюджета и управление государственным долгом.

 

Цели:

Ознакомившись с этой темой, вы сможете дать ответ на вопрос:

· что такое финансовые отношения и какова их структура;

· сущность, содержание и функции экономической категории финансов;

· социально-экономическое содержание финансов;

· понятие государственного бюджета, его основные формы;

· причины возникновения бюджетного дефицита и государственного долга, методы управления ими.

 

Обычно, желая подчеркнуть особое значение, финансово-денежные, финансово-кредитные отношения называют кровеносной и нервной системой экономики. Действительно, вряд ли можно найти какую-либо другую экономическую категорию, которая играла бы столь важную роль в экономике в целом, как финансово-кредитные отношения.

Структура данного учебного пособия приспособлена для дистанционного обучения студентов-заочников и отдельные части анализируемой финансово-денежной системы (материалы) разбросаны по другим темам, что вполне объективно. Проблемы сущности и функции денег, монетарная и фискальная политика, политика налогообложения, движение ссудного капитала и ссудного процента рассмотрены или будут рассматриваться позже. Очевидно, что все эти категории входят в данную большую проблемную тему и задача читателя-студента, с помощью данного пособия самостоятельно научиться обобщать, анализировать, устанавливать взаимосвязь между ними, найти и дать правильные ответы.

Достижение общего равновесия всегда связано с использованием макроэкономических инструментов – финансов и финансовой политики. Процесс воспроизводства (тем более расширенное) невозможен без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и т.д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. Правительство использует финансы в качестве индикатора роста национальной экономики, материального благосостояния и устранения негативных моментов в экономическом росте. Оно стимулирует снижение издержек производства, формирует производственную структуру, межотраслевые и региональные пропорции и повышает их конкурентоспособность на мировом рынке.

Следовательно, финансы ­– это система отношений по поводу формирования, распределения и использования денежных средств (ресурсов) через особые фонды и учреждения (см. схему 9.1). Финансовые связи проявляются через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивает более широкую маневренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

Схема 9.1

Финансовую систему можно представить на схеме 9.2.

Схема 9.2.

 

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоком финансовых ресурсов, которые связывают всех субъектов финансовых отношений, что видно из схемы, где за каждой стрелкой можно представить разнообразные финансовые связи, потоки и отношения.

Существуют децентрализованные и централизованные финансы хозяйствующих субъектов - это совокупность финансовых связей между юридическими лицами (предприятиями), юридическим лицом и государством, юридическими лицами и физическими лицами (населением).

Доходная часть финансов населения образует доходы семей, виды расходов и сбережений населения, которые хранятся в банках и образуют внутренние инвестиции.

Централизованные финансы государства – это государственный бюджет доходов и расходов. Полнота, структура и наполняемость доходной части бюджета – это показатель экономических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство формирует межотраслевые, территориальные и социальные пропорции, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, осуществляет комплекс программ НТП и т.д.

Увеличивая объемы инвестиций, государство повышает спрос на факторы производства, инновационную технику и рабочую силу, что ускоряет экономическую динамику, занятость, условия жизни, решает социальные программы (помощь ветеранам, инвалидам, переселенцам, бедной части населения и т.д.).

Государственные финансы обеспечивают обороноспособность и защиту страны, способствуют развитию многих отраслей промышленности (точного машиностроения, оптики, космических средств связи и слежения и др.).

К концу ХХ столетия, в большинстве стран стали использоваться государственные финансы для достижения стабильного роста - повышения конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП, преодоления региональной неравномерности в распределении и использовании ресурсного и трудового потенциала.

Совокупность государственных мер по развитию экономических и социальных условий, по использованию централизованных денежных ресурсов образует финансовую политику государства. Характерным для финансовой политики многих стран на современном этапе рыночных отношений стало материальное обеспечение национальных концепций по социализации жизни; использование достижений НТП, повышение производительности труда, рост качества жизни людей, поддержка предпринимателя – главной фигуры рыночной экономики.

В условиях рыночных отношений финансовый контроль над формированием и использованием стоимостных и финансовых показателей бюджета повысил активность общественных организаций, как при рассмотрении проектов бюджета, так и отчетов об его исполнении.

Доходная часть финансов – бюджет, обеспечиваются финансовыми, налоговыми, таможенными органами, государственными и частными организациями аудита, которые организуют работу по взыманию налогов и следят за правильной и своевременной их уплатой.

Таким образом, финансы – обобщенная экономическая категория, которая характеризует процесс денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе. Сущность финансов, законы их развития и роль определяются экономическим строем общества. Финансы опосредствуют процесс общественного товарного производства. Финансовые отношения возникают и функционируют во второй стадии воспроизводственного процесса – распределения стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте (см. схему 9.2).

Специфической особенностью финансов является то, что материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы – это специфическая форма движения денежных ресурсов (средств). Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы используются в фондовой или нефондовой форме. Первая (фондовая) форма характерна для государства и хозяйствующих субъектов, а вторая (нефондовая) – все для всех.

Использование фондовых форм позволяет теснее увязать любые потребности с экономическими возможностями общества; концентрировать ресурсы на основных направлениях развития общественного производства; увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Все эти важнейшие свойства финансов проявляются через их функции, такие как аккумулирующая, регулирующая, распределительная и контролирующая (см. схему 9.3).

Схема 9.3.

 

Итак, финансы - это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия или финансовой политикой. Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование, для выполнения государством его функций. Финансовая политика направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, как материальной базы любых преобразований.

В период экономических, социальных, политических потрясений внутренняя и внешняя финансовая политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.

Роль государственных финансов в современных условиях заключается в воздействии на процесс общественного воспроизводства, поддержание темпов экономического роста, развитие ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорение НТП через бюджет.

Основная часть государственных бюджетных доходов и расходов проходит через государственный бюджет. Государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный (доход) фонд, находящийся в распоряжении правительства. Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода (НД). Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему, которая формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых и административных особенностей.

Структура бюджетной системы в странах с унитарным устройством имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет, а с федеральным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеет промежуточные звенья – бюджеты штатов, губерний, земель, субъектов федерации.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределения налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Местный бюджет – бюджеты штатов, губерний, земель, субъектов федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП, экономической самостоятельности с развитием рыночных отношений, повышается и укрепляется влияние местных органов власти. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеральных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.

Бюджеты центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам, так и расходам. Они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромиссов. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предприниматели, профсоюзы и т.д.

К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства целевого назначения, хотя по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Это пенсионные фонды, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их по мере усложнения экономических и социальных связей растет, так в бюджете США их более 800 фондов. В переходной экономике Казахстана их число и значение также растет (см. схему 9.4).

Схема 9.4.

 

 

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета – распределительная и контрольная.

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств через различные каналы поступления, т.е. формирование и использование их для финансирования хозяйств, специальной политики, развитие науки, культуры, образования, обороны страны и государственного управления.

Контрольная функция – это обеспечение правильности формирования денежных средств государства и использование их по целевому назначению. Осуществляют ее налоговые инспекции, налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом государственном образовании бюджета выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.

Государственный бюджет, можно сказать, есть компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и зарплаты, по поводу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами по вопросам распределения налогов, бюджетных дотаций и т.д. Каждый такой компромисс сопровождается политической, предвыборной борьбой в стенах парламента, на страницах печати.

Структуру бюджетных расходов и доходов, а также отдельных его статей в рыночной экономике можно представить в следующем виде.

 

Расходная часть:

- Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40‑50 %;

- Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ – 10‑12 %;

- Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических, внутренних, служебных и займы иностранным государствам – 10‑12 %;

- Административно-управленческие расходы, содержание правительственных органов, юстиции и прочие – 5‑10 %;

- Платежи по государственному долгу – 7‑8 %.

 

Доходная часть:

- Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины) – 75‑85 %;

- Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли – 5‑8 %;

- Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионные, страхование от безработицы – 10‑12 %.

 

Расходная часть бюджета, направляемая на целевое развитие и регулирование экономики, называется бюджетным финансированием. Бюджетные расходы выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования, на принципе безвозратности. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению здоровья.

Особое значение имеет аграрное производство, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен в различных странах (государственные премии фермерам за сокращение производства некоторых сельхозпродуктов).

В переходной экономике Казахстана аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту.

Бюджетные расходы также идут на вооружение, содержание внешнеполитических связей, аппарата управления, на покрытие внутреннего и внешнего государственного долга, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранных инвестиций.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) с помощью бюджетных расходов зависит: во-первых, от относительных размеров расходуемой суммы (их доля в ВНП); во-вторых, от структуры этих расходов; в–третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

В целом следует отметить, что расходы бюджета играют в ГРЭ несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие его инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного капитала.

Доходы государственного бюджета на 85 % формируются за счет налоговых поступлений, прибылей казенной промышленности, поступлении от приватизации собственности и т.д.

Налоги, образуя основную часть дохода государственного и местного бюджета, требуют особого внимания любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики, так как общая масса налоговых ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.