Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сбалансированность госбюджета и управление государственным долгом




Обычно, идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами, которые могут быть использованы для досрочных возвратов государственного долга или переведены в доход бюджета следующего года. В достижении такой цели центральное место принадлежит государственному бюджету и внебюджетным фондам. Эффективным способом взаимодействия государственных и негосударственных финансов является способ оптимального роста национального финансового дохода. Под финансовым национальным доходом понимается макроэкономическое соотношение доходов и расходов в составе бюджетов всех участников национального хозяйства, обеспечивающее оптимум процессов сбережения, накопления и потребления.

Одной из важнейших задач макроэкономического анализа является оценка воздействия дефицита государственного бюджета на национальную экономику. Дефицит возникает тогда, когда государственный расход (G) превышает налоговые поступления (T):

G = Gp + Gt + i ГД > T

где Gp – государственные закупки;
  Gt – государственные трансфертные платежи;
  i ГД – процентные выплаты (i) по государственному долгу;
  T – налоговые поступления.

В практической деятельности, во всех странах мира, было стремление достижения ежегодного балансируемого бюджета, т.е. бюджета без дефицита и излишков. Однако, при более последовательном анализе оказалось, что ежегодно балансируемый бюджет не допускает проведения антициклической, стабилизирующей политики, более того, способствует усилению циклических колебаний. Действительно, в случае наступления спада и сокращения национального дохода естественно сократятся доходы и налоговые поступления. Бюджет станет дефицитным.

Балансировка бюджета в таких условиях будет требовать либо увеличения налоговых сборов, либо сокращения налоговых сборов, либо делать и то и другое. Эти меры носят сдерживающий характер и не стимулируют спрос, что может углубить кризис. Такой бюджет может вызвать усиление инфляции.

При возникновении бюджетных излишков попытки сбалансировать бюджет могут выразиться: а) в снижении ставок налогов; б) в увеличении государственных расходов; в) в сочетании этих двух мер. Ясно, что использование любого из них усилит инфляционное давление на экономику, находящуюся в пределе своих производственных возможностей.

Все это привело к тому, что многие государства с переходом от золотых к бумажным деньгам накопили опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег, особенно в период войны, экономического кризиса. Однако, это приводит к инфляции, теряется интерес к инвестициям, растут цены, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения стабильности экономики и избежания инфляции в систему рыночной экономики встроен социальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран, независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной власти.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они имеют крупные недостатки. Во-первых, иногда правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг, что нарушает рыночное отношение. Во-вторых, даже при создании стимулов для приобретения юридическими и физическими лицами ценных бумаг, мобилизуя государством свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами (особенно мелкими и средними), которые не являются надежными заемщиками, как государство.

Общая сумма доходов, в целом, должна обеспечить покрытие расходных статьей бюджета, иначе разница между ними образует бюджетный дефицит, который перерастет в государственный долг. Долг должен быть возвращен, и с процентами.

Правда сказано, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать госдолг.

Постоянно нуждаясь в средствах, правительство прибегает к новым займам, покрывая старые долги, они делают еще больше новые. Превышение долга государства над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Государственные долги подразделяются на внутренние и внешние, а также на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги, которые нужно, срочно уплатить с большими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой еще большого процента на проценты.

Государственные органы стараются консолидировать краткосрочные и среднесрочные задолженности в долгосрочные долги, ограничиваясь с ежегодной выплатой процентов, отложив на длительный срок выплату основной суммы. В ряде стран имеется специальное управление государственным долгом, которое осуществляет погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых займов.

Государственный долг непосредственно связан с государственным бюджетом, когда из-за финансового положения расходы превышают доходы и возникает бюджетный дефицит, или государственный долг – это сумма непогашенного государственного кредита, накопленная за все время существования страны.

Причины возникновения дефицита госбюджета объясняются, во-первых, необходимостью осуществления крупных государственных капвложений, структурным изменением экономики, во-вторых, следствием чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия), когда обычных средств недостаточно. Такие явления объяснимы, они – структурный результат здравой государственной политики, ГРЭ.

Третьей причиной дефицитности может быть циклическое падение производства, кризис экономики, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Это циклический дефицит и он нежелателен. Для преодоления бюджетного дефицита правительство сокращает бюджетные расходы, занимается эмиссией, ищет дополнительные источники доходов, или одалживает деньги (кредит) (см. схему 9.5).

Экономические последствия государственного долга проявляются так:

1. Срок оплаты долга наступает, сумма крупная. Это приводит к сокращению народного потребления.

2. Долг приводит к вытеснению частного капитала, что ограничивает дальнейший рост экономики.

3. Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга приводит к антистимулу экономической активности.

4. Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций, акций, займов.

Причинами роста внешней государственной задолженности являются:

1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок

 

Схема 9.5

Государственный долг

 

 

привело к увеличению коэффициентов обслуживания государственного долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВНП в странах потребителях экспорта из стран-должников привело к снижению экспорта и дохода от экспорта, являющимся основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.

2. Неудовлетворенное управление экономикой в странах-должниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается девальвацией валюты (спекуляцией валюты), что приводит к «бегству» капитала из страны, ухудшению состояния платежного баланса. В этих условиях внешние займы используются не на инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на финансирование неэффективных проектов и на спекулятивные проекты.

3. Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточными кредитами коммерческих банков, не обращая внимания на быстрорастущие масштабы долгов по причине:

¨ нефтяные шоки 1973‑74 гг. и 1979‑80 гг. создали условия для перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран-экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика. Эти страны стали выдавать кредиты в ликвидной форме, что послужило источником расширения ресурсов для международного кредитования;

¨ эти новые финансовые ресурсы были представлены в виде дополнительных кредитов странам-должникам под проценты без права контроля над собственностью, что привело к нарастанию их внешнего долга;

¨ крупные коммерческие банки активно искали возможности для таких операций в целях опережения конкурентов.

В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма представляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взымаемых ими платежей к погашению долгов, что способствовало значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников.

Однако, при постоянном повторении кризиса внешней задолженности появляются стимулы к отказу от платежей по долгу суверенными странами-должниками. Страны-должники по этому методу привлекают иностранные займы, пока сумма кредитов не будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит тогда, когда это выгодно стране-должнику, даже независимо от наличных ресурсов на выплаты долга.

Применение методов отказа от платежей по долгам зависит от введения залога, который может перейти в собственность кредитора при приостановке выплат по долгу.

Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой Банк (МБ) частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию стимулов для увеличения внутренних и внешних инвестиций.

Методы управления внешним государственным долгом:

1. Предоставление стране должнику выкупа своих долгов на вторичном рынке ценных бумаг за наличные средства со скидкой с номинальной цены. Иностранная валюта для такой операции может быть одолжена или представлена «в дар» данной стране.

2. Обмен долга на акционерный капитал (СВОП), ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможности перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при прямых инвестициях в этой стране и иностранный инвестор получает «свою» долю в капитале данной страны, с сокращением их задолженности.

3. Замена существующих долговых обязательств новыми (в национальной или иностранной валюте), со снижением ставки процента при сохранении номинальной стоимости облигаций.

Беднейшим странам-должникам представляется выбор одного из вариантов помощи со стороны кредиторов (членов банковских клубов):

¨ частичное аннулирование долга;

¨ дальнейшее продление сроков долговых обязательств;

¨ снижение ставок процента по обслуживанию долгов.

Эффективное управление государственным долгом как при индустриальной, так и при переходной экономике не осуществляется автоматически в бюджетно-налоговой политике правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами. Оно осуществляется на основе совокупности действия государственной политики по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также путем привлечения новых заемных средств. Основными путями выхода из государственного долга являются:

· использование бюджетных средств;

· выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с владельцами облигаций старого займа (рефинансирование);

· изменение условий займа, касающихся доходности (конверсия);

· изменение условий займа, касающихся его сроков (консолидация).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.