Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги, их типы, виды и функции




Главной статьей бюджетных доходов являются налоги. На их долю приходится до 90 % всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет на основе определенных законодательных актов. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и т.д.

Налоги, как результат длительного исторического развития, возникли, развивались и являются признаком высокой степени государственного и экономического развития. Налоги в своем многовековом развитии прошли много этапов и упоминаются даже в Библии и Коране. Так в Библии писано: «часть дохода прихожан, принадлежит Господу, это святыня Господня». Со времени культовых жертвоприношений до сегодняшнего дня налоги менялись качественно и количественно. Налоги, в современном смысле возникли с появлением государства, которые прошли множество этапов эволюции, стадий своего развития.

Итак, что же такое налоги? В законе «Об основах налоговой системы в РК», отмечается, что «под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня…». Налоги имеют принудительный характер, но взимаются только на установленных законодательством основаниях и осуществляются государством, специальными органами сбора налогов.

Налоги имеют следующие характерные признаки: обязательное отсутствие специальной возмездности (невозвратности); взимание на основе законодательных актов и всеобщности. Классификация налогов - это их группировка, метод взимания, характер ставок, налоговых льгот, бюджетные поступления и т.д. Например, налоги на приобретение, на владение, на расходование средств, на доходы и имущество, налоги на потребление и т.д.

В мире, наибольшее распространение получило деление (классификация) налогов на прямые и косвенные.

Прямые – это подоходный налог, включающий в себя налог на доход физических лиц, прибыль корпораций. Налоговая декларация – есть заявление налогоплательщика (производственные объединения, предприятия, собственники капитала) о размерах своего дохода. Подоходные налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им заработной платы. По мере увеличения номинальных доходов расширяется база подоходного налогообложения, возрастает число налогоплательщиков, увеличиваются общие размеры мобилизуемых государством финансовых ресурсов. Высшие ставки этого налога в развитых странах от 30 % до 70 % (Швеция).

Нормой налогообложения является налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок, так, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, то, это пропорциональные ставки, а если ставки возрастают с увеличением доходов, это уже прогрессивные ставки. Имеются также твердые ставки на единицу объекта (например, автомашину) независимо от ее стоимости.

Второй вид (косвенный) - налоги на товары и услуги: налог с оборота или налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товаров и услуг); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Все эти налоги называются косвенными налогами, которые включаются в цену товаров и услуг.

Фискальный монопольный налог (финансирование государственных расходов), представляет собой косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. Это могут быть табачные изделия, спиртные напитки, соль и т.д. Поступления от фискального монополистического налога идут в Госбюджет, частично в бюджет местных органов.

Налог на прибыль корпораций (корпоративный налог) – есть основной вид налоговых выплат фирмы. Суть его состоит в том, что облагается налогом та часть прибыли, которая должна распределяться между акционерами в виде дивидендов, а потом – полученные дивиденды физических лиц облагаются второй раз подоходным налогом. В результате этого одна и та же сумма дважды облагается налогом.

Всю систему двойного налогообложения в развитых странах можно сгруппировать следующим образом:

- классическая система - обложение налогом, прибыль корпорации, а затем личным подоходным налогом граждан (Бельгия, Люксембург, Норвегия, США, Швеция, Швейцария, Россия, Казахстан);

- система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль, либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония); либо частично освобождается от налогообложения на уровне акционеров, когда акционеры частично освобождаются от подоходного налога на дивиденды независимо от того, удержан ли корпоративный налог с распределенной прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией, частично зачитывается акционером, т.е. действует так называемый налоговый кредит (Великобритания, Ирландия, Франция);

- система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Новая Зеландия, Финляндия).

Социальные налоги (социальные взносы) - это взносы предприятий на социальное обеспечение, и налоги на заработную плату и рабочую силу. Это есть частные выплаты самих работающих и частично работодателями, государством. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

Поимущественные налоги - на имущество, дарение, наследство. Размеры налога определяются задачей перераспределения богатства.

Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и НДС. НДС, как налог с оборота, несет конечный потребитель. НДС взимается в России, РК, так же как во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (кроме Австралии, США, Швеции) в размере от 5 до 38 % стоимости товаров и услуг. В странах членах ЕС применяется стандартная ставка примерно 15 % с его колебанием вниз или вверх, а с отдельных товаров и услуг вообще не взимается.

Налоги делятся на местные и центральные. В местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость. Налоги на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между местным и центральным бюджетом по согласию в определенных пропорциях. Местные бюджеты в случае необходимости получают субсидии из центрального бюджета.

Надо отметить, что вокруг разделения налогов между правительством и региональным экономическим интересом идет постоянная политическая борьба в парламентах. У правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач, поэтому основная часть налогов идет в центральный бюджет, за исключением скандинавских стран и Швейцарии.

Налоги выполняют три важнейшие функции: 1) финансирование государственных расходов (фискальная функция); 2) поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); 3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги, в первую очередь, выполняли и будут выполнять фискальную функцию, т.е. обеспечение финансирования общественных государственных расходов. Поэтому налогообложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического развития товаропроизводителей и сферы обращения, иначе сужается база обложения и вместо планируемых доходов бюджет будет нести потери.

Как утверждал еще А. Смит, налогообложение должно иметь следующие принципы: всеобщность налогов и их пропорциональность доходу; определенность; простота и удобство; взимание налогов с меньшими издержками (небольшим числом сборщиков).

Налоги составляют основу государственных регуляторов экономики. Бюджетно-налоговая политика – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения с использованием так называемого «мультипликационного эффекта». Суть эффекта мультипликатора (множителя) в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов.

Допустим, что равновесный объем производства ВНП (у) зависит от объема потребления (с), инвестиций (j), государственных расходов (q), а также от налоговых отчислений (т). Следовательно, макроэкономическое тождество составляет:

у = с + j + q

Потребительская функция:

с = а + by,

где а – автономное потребление;
  b (МРС) – предельная склонность к потреблению.

Равновесный объем производства составит:

  j  
у = –––– (a + j + q)
  j – b  

где а + j + q - автономные расходы, независимо от величины дохода у,

  j  
тогда –––– -
  j – b  

мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень доходов в результате роста государственных и других автономных расходов на единицу.

С учетом налогообложения дохода у модель мультипликатора примет следующий вид:

J
––––––––––
j – b (j – z)

Подобно инвестициям и госрасходам, налоги также приводят к возникновению мультипликационного эффекта.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор госрасходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов к росту ВНП.

Следовательно, мультипликативный эффект от сложения налогов слабее, чем от увеличения госрасходов. Это объясняется следствием более сильного воздействия госрасходов на величину дохода и потребления. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.