Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиология мышечной работы




Занятие № 5.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Занятие № 4.

ТЕМА: ЗАКОНЫ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ (2)

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: основные законы влияния постоянного тока на возбудимые ткани.

Студент должен уметь: объяснить механизм влияния постоянного электрического тока на мембрану клетки и возбудимые ткани;

нарисовать и объяснить график зависимости «сила-длительность»;

нарисовать и объяснить разновидности кривых аккомодации тканей.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Что такое катэлектротон?

2. Что такое анэлектротон?

3. Что такое реобаза?

4. Что такое полезное время раздражителя?

5. Что такое хронаксия?

6. Применение хронаксиметрии.

7. Что отражает кривая Гоорвега – Вейса (кривая «сила – длительность»)?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Полярные законы.

2. Электротон. Катодическая депрессия Вериго.

3. Закон «сила – длительность».

4. Зависимость порога возбуждения от крутизны нарастания силы стимула (аккомодация).

 

 

Видеодемонстрация опытов

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Использование постоянного тока в физиотерапии.

2. Особенности хронаксии возбудимых тканей в пожилом и старческом возрасте.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Чему будет равна лабильность тканей, если фаза абсолютной рефрактерности равна 10 мсек.

2. Почему клетка не отвечает на раздражители очень малой длительности и сколь угодно большой величины?

3. Почему клетка не возбуждается при воздействии очень слабых раздражителей, сколько бы времени они не действовали?

4. Нерв между раздражающими электродами перерезан. При действии тока мышца данного препарат сократилась лишь в момент замыкания цепи. Какой электрод расположен ближе к мышце?

5. Порог раздражения мышцы составляет 0,1 мА. Почему и при каких условиях мышца не будет сокращаться при раздражении ее током 0,2 мА.

6. Нормальные величины хронаксии 1,6 мсек для мышцы тела и 3,2 мсек для трехглавой мышцы плеча. У испытуемого эти показатели составляют соответственно 2 и 4 мсек. О чем это может свидетельствовать?

7. Будет ли отличаться хронаксия мышц сгибателей правой и левой кисти?

 

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи № 64-79

 

ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЫШЕЧНОГО ВОЛОКНА. ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО СИНАПСА.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: механизм сокращения мышцы;

фазы одиночного мышечного сокращения;

роль ионов Са и АТФ в возникновении гладкого и зубчатого тетануса, контрактуры; механизм явления, описываемого как оптимум и пессимум Введенского;

строение нервно-мышечного синапса;

происхождение ПКП (потенциала концевой пластинки);

причины возникновения утомления в нервно-мышечном препарате;

механизм, пути блокирования и точки приложения блокады нервно-мышечной передачи; механизм действия деполяризующих и недеполяризующих миорелаксантов;

определение нейро-моторной единицы;

виды сокращения мышц;

определение силы и работы мышц;

закон средних нагрузок;

причины утомления мышц.

Студент должен уметь: нарисовать строение миофибрилл;

изобразить графически гладкий и зубчатый тетанус.

схематически изобразить нервно-мышечный синапс;

проанализировать в опыте (эксперименте) возникновение утомления в разных частях нервно-мышечного синапса;

объяснить разницу в действии деполяризующих и недеполяризующих релаксантов; схематически изобразить нейро-моторную единицу;

определить максимальную работу, выполняемую какой-либо мышцей до наступления ее утомления.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

1. Какие белки входят в состав мышц?

2. Какая теория объясняет механизм мышечного сокращения?

3. Какова роль Са в сокращении мышц?

4. От чего зависит сила одиночного мышечного сокращения;

5. Какова роль АТФ и АТФаз в сокращении мышц?

6. Что такое гладкий и зубчатый тетанус?

7. Что такое оптимум и пессимум Введенского?

8. Что такое нервно-мышечный синапс?

9. Какова функциональная роль нервно-мышечного синапса?

10. Какие медиаторы выделяются в синаптическую щель?

11. Как влияет медиатор на постсинаптическую мембрану?

12. Как действует холинэстераза на передачу возбуждения в синапсе?

13. В каком из звеньев нервно-мышечного препарата прежде всего возникает утомление?

14. Назовите виды мышц по их строению.

15. Что такое анатомическое и физиологическое сечение мышцы?

16. Что такое изометрическое сокращение мышц?

17. Что такое изотоническое сокращение мышц?

18. Что такое сила мышцы и работа мышцы?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Структура поперечно-полосатой мышцы.

2. Механизм сокращения мышцы.

3. Зависимость возбуждения мышцы от частоты раздражения: кривая одиночного сокращения, гладкий и зубчатый тетанус, оптимум и пессимум Введенского.

4. Гладкие мышцы, их свойства, механизм сокращения.

5. Устройство нервно-мышечного синапса.

6. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

7. Механизмы блокирования нервно-мышечной передачи.

8. Виды и режимы сокращения скелетных мышц.

9. Сила и работа мышц. Эргография. Закон средних нагрузок.

10. Утомление. Его причины и проявления.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Видеодемонстрация опытов.

Опыт № 1. Зависимость утомления мышц от кровоснабжения.

Цель опыта: наблюдать изменение скорости утомления мышцы в условиях нарушения ее кровоснабжения.

 

Порядок проведения работы.

Надеть на локоть правой руки испытуемого манжету тонометра. Испытуемый, положив ладонь на стол, надевает на указательный палец веревочную петлю, перекинутую через блок. К другому концу петли прикреплена гирька весом 50 г. Не накачивая манжету, испытуемый пальцем, с помощью веревочной петли поднимает и опускает гирьку до тех пор, пока у него не разовьется утомление. После отдыха то же самое упражнение повторить с накачанной манжетой. Сравнить количество подъемов гирьки в обоих экспериментах. Объяснить полученный результат.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Энергетические и тепловые процессы, происходящие в мышце при сокращении.

2. Кальций и процессы фосфорилирования.

3. Изменение структуры и функции мышц в пожилом и старческом возрасте.

4. Зависимость силы сокращения мышцы от числа работающих нейро-моторных единиц.

5. Способы стимуляции и тренировки нервно-мышечных синапсов.

6. Холинорецепторы.

7. Особенности нервно-мышечной передачи в пожилом и старческом возрасте.

8. Влияние физической нагрузки на силу и работоспособность мышц.

9. Способы определения физической подготовленности организма.

10. Сила и работа мышц в пожилом и старческом возрасте.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Что произойдет с мышцей при раздражении, если ее смачивать раствором с увеличенной концентрацией Са? К?

2. Длительность одиночного сокращения мышцы примерно равна 0,15 сек. Какой частоты импульсации будет достаточно для формирования тонического сокращения этой мышцы?

3. В мышце длительность фазы абсолютной рефрактерности равна 3 мсек, относительной рефрактерности – 7 мсек. С какой примерно частотой необходимо раздражать эту мышцу для получения оптимальной реакции и пессимальной реакции?

4. Как и почему изменится высота сокращений мышцы крысы при увеличении частоты ее непрямого раздражения от 50 до 300 Гц (лабильность мышечного волокна - 300-400 Гц)?

5. Каким должен быть интервал между двумя раздражающими прямоугольными импульсами тока, чтобы произошла:

а) частичная суммация сокращений; б) полная суммация, если длительность периода укорочения равна 0,05 сек, а длительность расслабления – 0,075 сек?

6. В лаборатории применяются два метода исследования: миографии и электромиографии. Какой из них необходимо использовать, если требуется регистрировать сократительную деятельность мышц?

7. Длительность периода укорочения мышцы равна 0,02 сек. С какой частотой ее необходимо раздражать для получения гладкого тетануса?

8. Время укорочения мышцы 0,05 сек. Какая частота раздражения вызовет зубчатый тетанус?

9. У одного испытуемого сгибатель кисти дает гладкий тетанус при раздражении мышцы в ритме 40 имп/сек, а у второго для формирования гладкого тетануса достаточно 23 раздражений в секунду. У какого испытуемого мышца находится в лучшем физиологическом состоянии?

10. В физиотерапии применяются токи большой частоты (УВЧ – ультравысокой частоты). Чем объяснить, что ток УВЧ не вызывает сокращения скелетной мускулатуры?

11. С какими физиологическими особенностями связана большая или меньшая утомляемость нерва, мышцы и нервно-мышечного синапса?

12. Известно высказывание И.М. Сеченова: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы, я же помещаю его…исключительно в центральную нервную систему». Что имел в виду Сеченов и почему?

13. Во время хирургической операции, проводимой с применением миорелаксантов, пациента перевели на искусственное управляемое дыхание. Для чего это делают? Что произойдет, если этого не сделать?

14. В древние времена южноамериканские индейцы смачивали наконечники стрел ядом кураре. Получив даже легкое ранение, человек или животное погибали. Почему?

15. Имеется три вида мышц: прямые, косые и перистые. Как будет соотноситься между собой сила этих мышц, если известно, что косые мышцы идут под углом 30°, перистые - 45°, и их анатомические сечения одинаковы?

16. Почему сердечная и дыхательные мышцы практически не утомляются?

17. Площадь физиологического поперечного сечения мышцы – 25 см2. Рассчитайте удельную силу мышцы, если она в состоянии поднять 200 кг.

18. Какие существуют зависимости между силой раздражения и величиной мышечного сокращения?

19. Мышцу нагружают различными грузами. При какой нагрузке работа будет наибольшей и почему? При каких нагрузках работа будет минимальна и почему?

 

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи № 80-117

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.