Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность преступника




ТЕМА 5

№11

№10

№9

№8

№7

№6

№5

№4

№3

№2

№1

ТЕМА 4

№14

№13

№12

№11

№10

№9

№8

№7

№6

№5

№4

№3

№2

№1

Основные криминологические характеристики

ТЕМА 3

№10

№9

№8

№7

№6

№5

№ 4

№3

№2

№1

Каково научное и практическое значение исследования зачатков криминологических идей в древних цивилизациях?

 

К какому этапу принадлежат теологические воззрения на преступное поведение, в чем их суть?

 

Почему идеи об искоренении преступности Т.Мора относятся к разряду утопических?

 

Кому из философов древности принадлежат наиболее значимые криминологические идеи? Раскройте их содержание.

 

Каковы «плюсы» и «минусы» классического этапа развития криминологии?

 

Какое значение отводится принципу философии позитивизма в становлении криминологии как самостоятельной науки?

 

Когда возникла криминология как наука? Почему данный вопрос по –прежнему носит дискуссионный характер?

 

Обоснуйте научное и практическое значение исследований, проведенных в области антропологии, биологии; социологии, психологии.

Какой из рассмотренных криминологических направлений представляется Вам наиболее (наименее) убедительным и почему?

Подготовьте и проведите дискуссию по проблемам:

-роль научных традиций в развитии современной отечественной криминологической науки;

- новые направления отечественной криминологии и перспективы их развития;

- международная оценка криминологических достижений в мире.

 

Преступность:

Контрольные вопросы

1.Дайте определение преступности. Раскройте признаки преступности.

2. Что понимается под уровнем преступности и как он определяется? Какое значение имеют относительные и абсолютные величины в процессе расчета уровня преступности?

3. Что представляет собой латентная преступность? Перечислите методы измерения латентности, в чем их суть?

4. Что такое структура преступности, какова методика ее расчета.

5. Что представляет собой динамика преступности, какие факторы оказывают на нее воздействие? Какие методы исследования используются при изучении изменения темпов прироста?

6.Что понимается под географией преступности? Чем обусловливается территориальное распределение преступности?

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях

Какие дискуссии в криминологии, связанные с понятием «преступность» Вам известны, в чем их суть?

 

Назовите методы выявления латентной преступности применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфере экономической деятельности.

 

Каково содержание понятия «цена преступности»?

К какой разновидности показателей относится количество вступивших в законную силу обвинительных приговоров и осужденных по ним лицам? Как называется данный показатель?

 

Вычислите коэффициент интенсивности преступности для каждого города и определите, в каком из них он выше.

 

В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население – 410 тыс. человек.

В городе «В» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.

Вычислите, в каком городе выше интенсивность преступности?

В городе «Б» за год привлечено к уголовной ответственности 1600 преступников (из них 120 человек-лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). Население данного города составляет 430 тыс. человек, из них 110 тыс.- в возрасте до 14 лет.

В городе «С» за тот же период времени к уголовной ответственности было привлечено 1100 преступников (из них несовершеннолетних – 90 человек). Население города «С» составляет 320 тыс. человек, из них в возрасте до 14 лет-90 тыс. человек.

 

Какие показатели преступности можно определить, исходя из выше указанных характеристик преступности? Каким образом рассчитываются данные показатели?

В городе «К» за 6 месяцев текущего года зарегистрировано 19 891 преступлений, где проживает 760 тыс. человек (из них 25% - лица, не достигшие совершеннолетнего возраста). В том числе зарегистрировано:

а) 800 преступлений, совершенных несовершеннолетними;

б)2185 преступлений, совершенных ранее судимыми лицами;

в) 3370 преступлений, совершенных в общественных местах;

г) 2048 преступлений, совершенных на улице;

д) 6437 тяжких и особо тяжких преступлений.

 

 

Годы        
Количество зарегистрированных преступлений в РФ        

 

Вычислите темпы роста и темпы прироста преступности за каждый год.

Составьте топографическую карту, изучив состояние криминогенной обстановки какого – либо объекта (например, дорожного перекрестка).

 

Исследуйте корреляционные связи преступлений и иных правонарушений на примере нарушений правил дорожного движения и автотранспортных преступлений (на примере федеральных, региональных статистических данных).

Используя информацию веб - сайта МВД РФ http://www.mvdinform.ru за последние пять лет, постройте график изменений числа зарегистрированных преступлений в Российской федерации по соответствующим видам, группам и категориям преступлений; составьте диаграмму социальной структуры лиц, совершивших преступления. Укажите тенденции преступности.

Каково практическое значение изучения показателей преступности?

 

Назовите основные характеристики и тенденции региональной преступности, коррелирующие преступности на федеральном уровне. Установите региональные особенности преступности с помощью шкалирования и факторного анализа.

 

Проведите дискуссию в формате «круглого стола» по проблемам глобализации преступности. В связи с этим изучите исторические и методологические проблемы мониторинга преступности в мире, в том числе – тенденции надежности криминологических показателей. Проанализируйте мировые обзоры о тенденциях и закономерностях преступности за последние 20 – 25 лет.

 

Причины и условия преступности

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение причин и условий преступности в контексте философской и криминологической трактовок.

2. Раскройте содержание классификации причин и условий преступности.

3. Что понимается под детерминантами и детерминацией преступности?

4.Каковы особенности причинности как формы детерминации преступности?

5.Охарактеризуйте основные криминологические подходы к исследованию причин и условий преступности.

 

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях

Раскройте содержание дискуссионных вопросов о понятии причин и условий преступности в криминологии.

 

В чем заключаются «плюсы» и «минусы» современных теорий о причинах и условиях преступности?

Используя метод исторического сравнения, дайте характеристику доминирующей мотивации преступности:

а) зарубежных стран (на примере какого-либо одного или нескольких государств);

б) в современном российском обществе.

Сопоставьте полученные результаты исследований.

 

Какие характеристики региона учитываются при анализе причин и условий преступности?

 

Раскройте возможности методов социологических исследований для анализа причин и условий преступности.

 

Определите, какие из ниже перечисленных факторов оказывают воздействие на совершение преступлений, по следующим основаниям:

а) по уровню воздействия (как на преступность в целом так и на совершение конкретных преступлений);

б) по содержанию: факторы социально-психологического, социально-экономического, политического, организационного и другого характера.

Дифференцируйте указанные факторы на а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений).

1) отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной деятельности;

2) обострение межнациональных отношений;

3) усиление миграционных процессов;

4) негативное воздействие СМИ;

5) недостатки в организации и осуществление профилактической деятельности;

6) увеличение уровня потребления алкоголя, наркотиков, психотропных веществ;

7) недостатки организационно- управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизация государственного аппарата;

8) бытовые, семейные и трудовые конфликты;

9) усиление социальной напряженности;

10) усиление социального и иного неравенства между людьми;

11) изменение половозрастного состава населения;

12) нарушение принципов неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;

13) деформация правового сознания;

14) низкий уровень раскрываемости преступлений;

15) недостатки семейного и школьного воспитания;

16) нарушение правил торговли спиртными напитками;

17) расширение межгосударственных связей, деловых и туристических контактов;

18) изменение структуры и характера производства, безработица;

19) инфляция.

Охарактеризуйте основные черты криминогенности правовой психологии в современном российском обществе.

 

Какие ошибки и пробелы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного, налогового, бюджетного законодательства оказывают негативное воздействие на эффективность противодействия преступности?

 

Проанализируйте причины и условия преступности российской преступности в современных условиях.

 

Прочтите описание преступного поведения. Укажите факторы преступности, обусловившие противоправное поведение. Аргументируйте ответ, используя одну из теорий причин и условий преступности.

Бурные политические события 90-х годов XX в., ознаменовавшие распад СССР, изменение общественно-экономического строя, смену политического режима давали надежду на перемены к лучшему. Столько всего узнали о тех, кому верили и перед кем приклонялись. Пропало чувство зажатости - приятно было ощутить ветер новых перемен. Такие события Петрову тоже сначала нравились. Однако когда ему перестали платить зарплату на заводе, его настроение изменилось. Как-то не укладывалось в голове, что такое может быть. «Вот тебе и ветер перемен!» Было и удивление, и возмущение, и злоба. Некоторые предлагали пойти на демонстрацию, устроить марш протеста. Но лозунгами детей не накормишь. Надо было думать, где и как достать денег. В СМИ много говорили и писали о предпринимательстве, новых частных фирмах. Попытки Петрова и здесь не увенчались успехом. Поскольку, чтобы начать свое дело требовалось столько денег: и за аренду, и за сырье, и взятки, и рэкет. Петров устроился грузчиком на склад к «новому русскому». Проработал месяц, но денег так и не получил за выполненную работу. Хозяин что-то все объяснял трудностями в банковской сфере, задержками платежей.

Видеть голодных детей не было больше сил. Ночью Петров пришел на склад, где работал. Сторож узнал его. Петров поделился своими проблемами со сторожем. Он объяснил охраннику, что хочет взять за свою выполненную работу товар со склада. Сторож и сочувствовал Петрову, и боялся ответственности. Затем все-таки согласился. «Ладно, свяжи меня и положи в сторожке. Утром скажу, что неизвестные напали». Так Петров совершил свое первое преступление. Потом были кражи из контейнеров на железной дороге. У него появились связи в преступном мире. Теперь он знает, что и где украсть, кому и за сколько продать. Петров уже не уговаривает охранников. Он купил пистолет. Если кто-то попытается помешать - рука не дрогнет.

 

Проведите анкетирование 20 человек по вопросу о том, «что удерживает Вас от совершения уголовно наказуемых деяний». Предложите следующие варианты ответов:

а) страх перед наказанием;

б) стыд перед родными, близкими и друзьями;

в) совесть;

г) вера в справедливость закона;

д) иное.

Проведите опрос по методу случайной выборки с указанием пола, возраста и образования респондента.

Сопоставьте данные аналогичных опросов пяти - десяти – двадцати - тридцати – летней давности, пользуясь методом вторичного социологического исследования, определите изменения в правосознании граждан.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий «личность преступника», «преступная личность», «криминогенная личность», «субъект преступления», «обвиняемый», «подсудимый», «осужденный». Каким образом соотносятся данные понятия?

2. Каковы элементы структуры личности преступника? Опишите их свойства.

3. Что понимается под классификацией личности преступника? Приведите примеры.

4. Какова сущность понятий «генезис личности» и «криминализация личности»?

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.