Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминологическая виктимология




Тема 7

№9

№8

№7

№6

№5

№4

№3

№2

№1

Составьте схему внутреннего строения механизма преступного поведения.

Проанализируйте дискуссии в криминологической литературе о строении модели механизма преступного поведения.

 

Охарактеризуйте криминогенный потенциал основных факторов социальной микросреды.

 

Поясните особенности формирования мотивации совершения преступления.

 

Дайте классификацию ситуаций совершения преступлений.

 

Какие новые ситуации совершения преступлений появились в конце XX- начале XI вв.?

 

Каким образом используются на практике научные знания о механизме индивидуального преступного поведения?

 

Ознакомьтесь с приведенными ниже справками по уголовным делам и вы­полните следующие задания:

1. Проанализируйте механизм преступного поведения. Укажите обстоятельства, непосредственно способство­вавшие совершению указанного преступления.

2. Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации
совершения преступления и личности виновного.

3. Оцените в совершенном преступлении роль личност­ных свойств виновного и ситуации.

4. Изобразите схематически обстоятельства, обусловившие
совершение преступления.

 

А. Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его маши­ну остановил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир
неоднократно просил Е. ехать быстрее, так как до отхода поезда
оставались считанные минуты, и обещал хорошо "отблагодарить" его.
При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко
затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне. Из-за гололеда ма­шину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где
и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжкий вред здоровью самого Т. и водителя
встречного автомобиля. Девочка не пострадала. Работниками ГАИ,
прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина
Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака
"Осторожно, дети!". Скорость движения его машины в момент
столкновения была 70 км/час, встречной машины - 50 км/час. При
медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая
степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не видел из-за тумана. В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначительного превышения скорости, то оно, по его мнению, не яв­ляется причиной случившегося.

По материалам личного дела было установлено, что Е. прора­ботал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премиро­вался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды привлекался к адми­нистративной ответственности. По свидетельству жены, он часто пьянствовал, так как имел "лишние" деньги. Заработную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления Е. в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

 

Б. Д. водитель 45 – ти лет, образование среднее, ранее не судимый. По работе характеризуется положительно, много читает. Посещает спортивные мероприятия. Увлекается разведением певчих птиц. По характеру вспыльчивый, малоразговорчивый, спиртные напитки употребляет редко.

В день совершения преступления у Д., имелись билеты на финальный футбольный матч, где играла команда, болельщиком которой он являлся. Около 12 часов дня Д. позвонили с работы с просьбой о замене неожиданно заболевшего водителя. Д. согласился, предупредив о своем намерении закончить работу в 17 часов, поскольку у него имеется билет футбол, и матч состоится в 19 часов 30 минут.

В 15 час. 40 мин. На маршруте случилась поломка в двигателе автобуса. Вызвав машину тех. помощи для буксировки неисправного автобуса, Д. ожидал ее прибытия до 20 часов. Вернувшись в гараж, Д. узнал о проигрыше его любимой команды, расстроился, высказал претензии относительно плохой организации работы автопарка.

Находясь в возбужденном состоянии, около 22 часов Д. возвращался домой и во дворе увидел на скамейке двух подростков в возрасте 16-17 лет, один из которых играл на гитаре, а другой пел. Подойдя к подросткам, Д. в грубой форме предложил им уйти в другое место, на что один из подростков сказал: «Иди и воспитывай своих детей». В ответ на это Д. поднял с земли палку и избил обоих подростков, причинив тяжкий вред здоровью одного из них.

В совершенном преступлении Д. раскаялся, до заключения под стражу оказывал материальную помощь матери потерпевшего.

 

Ознакомьтесь с ниже приведенными ниже приведенными справками по уголовным делам и вы­полните следующие задания:

1. Проанализируйте преступное поведение.

2. К какому типу относятся данные преступления?

3. Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность пре­ступника в каждом случае. Возможно ли было предотвратить это преступление?

А. Оксана живет в коммунальной квартире. Сосед любит выпить. Денег на выпив­ку, как обычно, не хватает. И вот он не нашел ничего лучшего, как забираться в ком­нату Оксаны и употреблять ее ликеры.

Говорила по-хорошему. Угрожала. Обращалась к участковому. Никаких резуль­татов. Осталось последнее средство. Оксана химик. На работе она достала яд и растворила его в бутылке с ликером. Моя комната - что хочу, то и храню в своем шкафу.

Сосед выпил этот ликер. Через три дня его хоронили. Неприятно, конечно, чув­ствовать, что имеешь некоторое отношение к смерти человека, зато теперь она жи­вет в отдельной квартире. Комната соседа досталась ей.

Через неделю ее вызвали на допрос. Она не скрывала, как все было. Каково же было удивление Оксаны, когда ее осудили за убийство. Это настоящая трагедия.

 

Б. Охота не удалась. Бродили по лесу целый день, а кабана так и не встретили. Решили заночевать в ельнике. Нарубили еловых лап, разожгли костер, выпили.

Егор заснул прямо в обнимку с ружьем. Игорь осторожно стал вынимать двустволку из его рук, чтобы уложить друга спать в шалаш.

Как ружье выстрелило, он до сих пор понять не может. Однако факт остается фактом - его лучшему другу Егору снесло полголовы.

 

В. Красовский очень любит заниматься садоводством. Он нежно ухаживает за яб­лонями и за грушами. Поливает и подкармливает их минеральными удобрениями. Борется с вредителями. И каждый раз, когда подходит время урожая, ему не доста­ется ничего. Кто и как обрывает, он не может уследить.

От отчаяния он решается на крайнее средство. Поверх забора он пускает ого­ленный провод и на ночь подает на него напряжение. На заборе он написал преду­преждение - проволока под током. «Понравятся ли вам такие яблочки -220 вольт?!» Утром у забора он нашел мертвого паренька из соседнего поселка.

 

 

Контрольные вопросы

1.Соотношение понятий «виктимология» и «криминальная виктимология».

2.Проблемы определения понятий «жертва преступления, «потенциальная жертва преступления».

3.Виктимность: понятие и виды.

4. Виктимизация и девиктимизация. Показатели массовой виктимности.

5. Роль жертвы в механизме преступного поведения.

6.Виктимологическая профилактика преступлений.

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.