Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 2. Способности, темперамент и характер в структуре индивидуально-психологических особенностей личности




1. Способности личности: понятие, виды и уровни развития.

2. Понятие, физиологические основы и свойства темперамента.

3. Типы темперамента, их влияние на поведение и деятельность человека.

4. Понятие характера. Черты характера.

5. Акцентуации характера.

Основные понятия:

1 вопрос: понятие индивидуально-психологических различий (особенностей) личности, индивидуальные особенности человека и индивидуальный стиль деятельности; понятие способностей в психологии; основные подходы к изучению способностей: способности как совокупность всевозможных психических процессов и состояний, способности как совокупность общих и специальных ЗУН, способности как то, что не сводится к ЗУН, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике; составляющие способностей по Б.М. Теплову: природный потенциал человека, приобретенные ЗУН, «отношенческая» личностная составляющая; проблема физиологических основ способностей; способности и задатки; понятие задатков; спецификация задатков, задатки, не имеющие выраженной направленности, и задатки как предрасположенность к более узкой, специальной направленности способностей; основные условия и этапы развития способностей; проблема классификации способностей в психологии; природные и специфически человеческие способности; виды человеческих способностей: общие и специальные, теоретические и практически, учебные и творческие; типы общих способностей: конвергентные, дивергентные, обучаемость; сочетание общий и специальных, теоретических и практических способностей; уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность; проблема выявления одаренности человека; особенности гениального человека, гениальность в культурно-историческом контексте;

2 вопрос: понятие темперамента, основные проблемы в изучении темперамента; подход к изучению темперамента Б.М. Теплова; основные компоненты темперамента по Б.М. Теплову: активность и эмоциональность; подход к изучению темперамента В.Д. Небылицина; основные компоненты темперамента: общая психическая активность, моторика и эмоциональность; подход к изучению темперамента В.М. Русалова; критерии темперамента: независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения); динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой); универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; раннее проявление в детстве; устойчивость в течение длительного периода жизни человека; высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.); наследуемость; направления, определяющие структуру темперамента по В.М. Русалову: формирование динамико-энергетических характеристик, формирование общих способов эмоционального реагирования, формирование особенностей предпочтения; адаптивная роль темперамента; физиологические основы темперамента; представления о темпераменте И.П. Павлова; понятие типа нервной системы; свойства нервной системы: сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность; основные типы нервной системы по И.П. Павлову: сильный уравновешенный подвижный, сильный неуравновешенный, сильный уравновешенный инертный, слабый; понятие генотипа и фенотипа; лабильность и динамичность нервных процессов; психологические свойства темперамента: эмоциональная возбудимость, или сензитивность; возбудимость внимания; сила эмоций в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов; тревожность; реактивность непроизвольных движений, или реактивность; активность волевой целенаправленной деятельности; пластичность – ригидность; резистентность; субъективация; фундаментальные свойства темперамента по В.М. Русалову: эргичность, пластичность, скорость, чувствительность;

3 вопрос: проблема типологии темперамента в психологической науке; типы темперамента по Э. Кречмеру: астенический, пикнический, атлетический; типы темперамента по У. Шелдону: эктоморфы, эндоморфы, мезоморфы; классические типы темперамента (Аристотель, И.П. Павлов): сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик; варианты формально-динамических свойств (типов темперамента) по В.М. Русалову: холерик; флегматик; сангвиник; меланхолик; смешанный низкоэмоциональный тип; смешанный высокоэмоциональный тип; смешанный высокоактивный тип; смешанный низкоактивный тип; неопределенный тип;

4 вопрос: понятие характера в психологии; подходы к изучению темперамента: конституциональный, психоаналитический, идеологический; основные тенденции в понимании характера в отечественной психологии: сведение характера к индивидуальному психическому складу, характер как система двух составляющих: направленности в виде отношения человека и способа действия; проблема взаимоотношения темперамента и характера: отождествление темперамента и характера, противопоставление темперамента и характера, темперамент как элемент характера, темперамент как природная основа характера; понятие черты характера; классификации черт характера; черты характера в связи с психическими процессами: познавательные, эмоциональные, волевые; черты характера в связи с направленностью личности: по отношению к окружающему миру, по отношению к деятельности, по отношению к другим людям, по отношению к самому себе; формирование характера, условия формирования и воспитания характера;

5 вопрос: понятие акцентуации характера; акцентуация и психопатия; типы акцентуаций по К.Леонгарду; гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интеровертированный; акцентуация характера, типы акцентуаций по А.Е. Личко: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, комфортный.

 

 

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 535-552; 553-566; 567-582.

2. Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 1. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 608 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15274. - ЭБС «IPRbooks».

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 302-377.

Литература для углубленного изучения:

1. Бороздина Л.В. Проблема характера в психологии // Вопросы психологии. – 2012. – №1. – С. 36-42.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.

3. Ковас Ю.В. и др. Проблема стабильности и изменчивости общих способностей в психогенетике // Вопросы психологии. – 2011. – №6. – С. 67-77.

4. Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. – 2007. – №3. – С. 59-68.

5. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 720 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. –
С. 535-550; 613-633.

7. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, СПб: Питер, 2004. – 413 с. – С. 54-58; 165-171.

Задания для самостоятельной работы к занятию №2

Задание 1. Выберите одно из предложенных высказываний и выполните письменное задание по следующей схеме:

1. Почему это высказывание верно?

2. Примеры из жизни, раскрывающие содержание данного высказывания.

3. Примеры из различных произведений искусства (скульптура, литература, живопись, архитектура, кинофильмы, спектакли и т.д.).

4. Цитаты (пословицы, поговорки), подтверждающие и опровергающие данное высказывание.

5. Выводы.

Высказывания

1. Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев (Д.И. Менделеев).

2. Гений: способность делать что-либо правильно впервые (Э.Г. Хаббард).

3. Талант есть способность обрести собственную судьбу (Т. Манн).

4. Гений: любой человек, годовщина рождения которого широко празднуется примерно сто лет спустя после его распятия, сожжения, побития камнями или умерщвления каким-либо иным способом (Э.Г. Хаббард).

 

Задание 2. Укажите, из каких перечисленных ниже компонентов складываются способности к каждому представленному виду деятельности.

Виды деятельности: математическая деятельность; деятельность музыканта; техническое творчество; изобразительная деятельность; чтение художественных текстов.

Компоненты способностей: 1. умение чувствовать эмоциональную выразительность музыкальных звуков («ладовое чувство»); 2. легкость комбинирования пространственных образов, пространственное воображение; 3. хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов; 4. целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями; 5. полнота, яркость представлений наглядных образов; 6. слуховое представление сочетаний музыкальных звуков; 7. умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей объектов; 8. многообразный подход к решению вопроса; 9. умение оценивать соотношение пропорций и размеров; 10. легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию; 11. способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки; 12. острота наблюдательности за работой и устройством механизмов; 13. легкое переключение от одной умственной операции к другой; 14. точность восприятия цветовых оттенков; 15. чуткость к языковым особенностям; 16. тонкое различение звуков по высоте; 17. последовательность, обоснованность, логичность рассуждений; 18. точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений; 19. эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку; 20. абстрактность рассуждений; 21. изобретательность, находчивость в решении вопроса; 22. умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов; 23. легкость и быстрота анализа и синтеза образного материала.

 

Задание 3. Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности?

Любопытный джентльмен хотел выяснить – кто был величайшим полководцем всех времён и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознёсся на небо. У райских врат любопытный джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу.

- Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником.

- Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошёл бы всех.

 

Задание 4. И.Кант в своей «Антропологии» (1789) дал чисто психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.

1. _____ часто корыстен, но пасует перед препятствиями: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.

2. _____ необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.

3. _____ любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

4. _____ не способен долго расстраиваться, печали его не глубоки.

5. У _____ низкая работоспособность, он предпочитает лёгкие, игровые занятия.

6. _____ долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют её качественно и ответственно.

7. _____ темперамент узнаётся по горячности, вспыльчивости и честолюбию.

8. _____ темперамент, по И. Канту, свойственен «людям весёлого нрава».

9. _____ трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

10. ____ темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.

11. ____ темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

12. Эмоции ____ быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но не продолжительная.

 

Задание 5. Проанализируйте свои черты характера по одной из представленных в психологической литературе классификаций. Составьте (разработайте) программу самовоспитания своего характера, исходя из проведенного анализа.

 

Задание 6. Определите акцентуацию характера (по А.Е. Личко).

6.1 Испытуемый А: «У меня всегда хорошее настроение, про меня можно смело сказать, что мой характер приветливый и открытый. Думаю, что добр. Во всяком случае, охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я не молчун, с удовольствием принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, но поскольку много раздаю обещаний, то, естественно, далеко не всегда могу сдержать. Терпеть не могу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости и терпения. На работе у меня так много всяких дел, что не успеваю сделать вовремя. Замечал, что окружающие меня охотно слушают, потом повторяют мои наиболее остроумные высказывания, мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю заниматься их претворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я – галантный ухажер. Сколько я встречал людей, все же могу сказать, что мало кого из них поставил выше себя. Не люблю, когда мне противоречат, это начинает меня раздражать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня была репутация шалуна, учителя меня считали заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без основания. Кто видел мою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда говорили, чтобы я шел в актеры. Житейские невзгоды переношу легко, деньгам счет не веду. Легко даю их в долг, также легко сам залезаю в долги».

6.2 Испытуемый Б.: «Пожалуй, основным в моем характере является беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я чувствую себя очень хорошо, все у меня получается, работа спорится, хорошо сплю. У меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними кино, на танцы. Если же случаются со мной какие-либо неприятности, то в этот период переношу их легко. Однако совершенно непонятным для меня образом настроение портится, чувствую себя в этот период больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что-то случится. От встречающихся трудностей, неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо ем. Мне не хочется встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать в постели и забыть обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошего настроения и плохого чаще происходят либо весной, либо осенью».

6.3 Испытуемый Д.: «Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я – человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо, не могу дать отпор, постоять за себя. Людское общество меня утомляет, заставляет искать одиночества. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Не переношу вида крови, меня тошнит от вида нечистот. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов: уж лучше я уступлю. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Нередко мне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучает ощущение того, что я не такой как все, крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных и решительных, уверенных в себе. При появлении большом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня не спокойный, тревожный, полный кошмарных сновидений».

6.4 Испытуемый Р.: «Для меня нет других интересов, кроме интересов работы и моих собственных. Меня считают вспыльчивым, хотя я долго сдерживаюсь, но когда вспылю, то впадаю в неудержимую ярость. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упускаю случая рассчитаться за неё. Давно убедился, что если не придираться, то никто не будет работать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, распущенность, что я вынужден добиваться установления порядка. Поэтому я чрезвычайно требователен к другим. Требую скрупулезного соблюдения установленного порядка, не прощаю ни одного проступка. Поскольку мне присущи пунктуальность и аккуратность в исполнении работы, то я от других требую того же. Считаю своим долгом давать советы, не терплю к себе начальственного отношения. Если говорю, объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно, подробно, медленно, чтобы как можно убедительнее высказаться. Терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают досказать, торопят. Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. На работе меня хвалят и ставят в пример за тщательность и аккуратность. Гибкость в общении с людьми мне не свойственна, привык идти напролом, говорить то, что думаю, хотя сознаю, что из-за этого могут быть неприятности».

6.5 Испытуемый С.: «Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Люблю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление у других, люблю, когда мной восхищаются. Уж лучше пусть ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Считаю, что у меня есть артистические способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются все мои мечты, я достигаю такого положения, что мне все завидуют и мною восхищаются. Я сразу чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мной охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жалели. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. В любви наибольшее удовольствие доставляет флирт. Одеваться люблю так, чтобы мною любовались окружающие».

6.6 Испытуемый У.: «По характеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компании не могу найти себе место. В обществе людей чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, но иногда, неизвестно почему, могу поделиться своими переживаниями, раскрыться непонятно почему понравившемуся мне случайному человеку. Мне бывает трудно понять близких, их горе или радости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомых приходилось слышать в свой адрес, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчас некоторые мои поступки выглядят странными, вызывают удивление окружающих. У меня есть на все свой взгляд, и то, что ему не соответствует, я отбрасываю. Люблю настоять на своем, не люблю чужих советов, поступаю по-своему. Меня нередко считают несправедливым, говорят, что я «не знаю середины». Мой внутренний мир, переживания, идеи непонятны для окружающих. Я часто вызываю недоумения и улыбки у людей, но это не трогает меня. Использую свою систему образов, слова, которые другими людьми почти не применяются».

 

Задание 7. Проверьте, всё ли правильно в приведённом отрывке. Нет ли в тексте ошибок?

Если попытаться кратко выразить суть различий между характером, темпераментом и личностью, то можно сказать, что свойства темперамента отражают то, почему человек действует определённым образом, черты характера – что именно он делает, а качества личности – то, как он это делает.

 

Задание для самопознания и саморазвития «Я познаю себя»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.