Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие 1. Понятие личности в психологии. Структура личности. Направленность и мотивация личности.




МОДУЛЬ III. КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1. Понятие личности в психологической науке.

2. Структура личности (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).

3. Понятие и основные формы направленности личности.

4. Потребности и мотивы в структуре направленности личности.

Основные понятия:

1 вопрос: биосоциальная проблематика как общее основание для соотнесения современных теорий личности; дихотомические шкалы-категории для оценки и описания теорий личности: среда-наследственность; внутреннее-внешнее; сознание-бессознательное; индивидуализм-коллективизм; свобода-необходимость; три группы общепризнанных определений личности в отечественной психологии: апеллирование к определению сущности человека; личность как социальный уровень существования человека (Б.Г. Ананьев); деятельностный подход определения личности (А.Н. Леонтьев); подход к личности Б.Г. Ананьева, подструктуры человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность; личность как «сверхчувственное образование» в деятельностном подходе; общее понятие личности в психологической науке; потенциалы личности: гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный, художественный; ответственность как основной критерий зрелости личности, свобода личности; функции личности по отношению к обществу;

2 вопрос: структура личности по К.К. Платонову; подструктуры личности: подструктура направленности, подструктура опыта, подструктура форм отражения, подструктура биологических, конституциональных свойств; соотношение биологического и социального в подструктурах личности; структура личности по С.Л. Рубинштейну; подструктуры личности: направленность, знания, умения, навыки, индивидуально-типологические особенности; структура личности по Л.Д. Столяренко; подструктуры личности: личные ценности (личные смыслы), цели, потребности, средства деятельности, система деятельности, образ мира и образ себя; структура личности по Л.М. Разориной; подструктуры личности: личные ценности (или личные смыслы), цели, потребности, средства деятельности, система деятельности, образ мира, образ себя; проблема устойчивости личности; устойчивое и изменчивое поведение личности;

3 вопрос: направленность личности, формы направленности личности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждения;

4 вопрос: потребность, основные характеристики человеческих потребностей: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения, предметное содержание; виды потребностей: первичные, культурные, материальные, духовные и др.; понятие мотива, внутренняя структура мотива: возникновение потребности, осознание мотива, реализация мотива в реальных поступках; мотивация, психические явления, обозначаемые термином «мотивация»: совокупность побуждений, вызывающих активность индивида, процесс образования, формирования мотивов; виды мотивов: осознанные, неосознанные, мотив достижения, мотив избегания неудачи и др.; теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (А.Н. Леонтьев); сдвиг мотива на цель как механизм образования мотива.

Литература для подготовки

Обязательная:

Общая психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / Л.В. Маликов, В.В. Неволина, Н.В. Степанова; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. – Оренбург, 2013. // http://lib.orgma.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=115

Дополнительная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. – СПб.: Питер, 2010. – 583 с. – С. 470-534.

2. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Когито-Центр, 2013.- 688 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15273. - ЭБС «IPRbooks».

3. Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 2. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 664 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15275. -ЭБС «IPRbooks».

4. Общая психология. Тексты. Том 2. Субъект деятельности. Книга 3. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ сост. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Когито-Центр, 2013. - 584 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15276. -ЭБС «IPRbooks».

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013. – 464 с. – С. 141-301; 377-391

Литература для углубленного изучения:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с. –
С. 232-280.

2. Иванников В.А. Понятие личности в психологии // Вопросы психологии. – 2012. – №5. – С. 125-132.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011 – 512 с.

4. Корниенко Д.С. Психогенетическое исследование свойств личности в теории интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. – 2010. – №4. – С. 94-102.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с. – С. 159-230.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Академия, 2010. – 511 с. – С. 409-460; 490-505.

7. Леонтьев Д.А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. – 2013. – №3. – С. 67-79.

8. Мироненко И.А. О классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологических теорий // Вопросы психологии. – 2006. – №4. – С. 95-105.

9. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 116-125.

10. Разорина Л.М. К определению содержания понятия «личность» в советской психологии // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 79-87.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 713 с. –
С. 518-534; 634-644.

Задания для самостоятельной работы к занятию №1

Задание 1. Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведённом образце.

Образец: ЧЕЛОВЕК: ДЕЯТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.

Личность: _____ (организм, индивидуальность, сознательное существо, субъект общественных отношений, объект исследования в психологии)

Образец: ЖИВОТНОЕ: ОСОБЬ.

Человек: _____ (биосоциальность, субъект, индивид, личность, индивидуальность)

Образец: ЧЕЛОВЕК: НЕПОВТОРИМОСТЬ.

Личность: ____ (темперамент, активность, индивидуальность, способность)

 

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях.

2.1 Личность – это человек в совокупности его________ качеств, формирующихся в различных видах ________ ________ и отношений.

2.2 Личность – это не только продукт, но и __________ общественных отношений.

2.3 Особенности индивидаобразуют ________ обусловленную подструктуру ________.

 

Задание 3. Какие из перечисленных характеристик относятся к человеку как к личности, а какие – как к индивиду?

Целеустремлённость, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, приятный голос, общественная активность, средний рост, вспыльчивость, трудолюбие, плохая пространственная координация, голубые глаза, идейная убеждённость, внимательность, честность, вера, благородство, лень, авторитет, темперамент, инстинкты, убеждения, знания, задатки, идеалы, возраст, гуманность.

 

Задание 4. В психологической литературе существуют следующие определения личности:

а) «Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность» (Р.С. Немов).

б) «Личностью, т.е. социальным существом, включённым в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития, мы можем назвать взрослого, нормального человека, но не новорожденного и умалишённого» (А.В. Петровский).

в) «Личность – термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности; 2) устойчивую систему индивидуально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания» (Психологический словарь. – М., 1983. – с. 178).

г) «Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённостью в общественные отношения» (Краткий психологический словарь. – М., 1985. – с. 165).

??? Можно ли подвести под определение личности в вариантах а) и г) любого индивида? Почему?

 

Задание для самопознания и саморазвития «Я познаю себя»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.