Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискуссия. Какая идеология нужна России?




План семинара

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Тема 2

Цель семинарского занятия: раскрыть содержание политического со­знания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеоло­гии; дать характеристику основных идеологий современности.

Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, на­ционализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феми­низм.

1. Политическое сознание.

2. Политическая идеология: структура, функции, уровни.

3. Основные идеологии современности.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) идеология;

б) консерватизм;

в) политическое созна­ние;

г) коммунизм;

д) национализм;

е) расизм;

ж) эгалитаризм;

з) социал-демократизм;

и) анархизм;

к) либерализм.

1. разновидность политической идеологии, от­стаивающей исключительность и гегемо­нию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию;

2. общественно-политическая теория, обосно­вывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества;

3. идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости;

4. политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности;

5. социально-политическое течение, провоз­глашающее своей целью уничтожение го­сударства и замену любых форм принуди­тельной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан;

6. идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству;

7. система философских, политических, пра­вовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем;

8. разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенст­ва, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида;

9. одна из категорий, обозначающая осозна­ние сферы политики социальными субъек­тами (индивидами, группами, общностями и др.);

10. разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета кон­кретного этноса, его права на самоопреде­ление в форму политических требований к власти.

2. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине?

а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, суб­лимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл);

б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви);

в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);

г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);

д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз).

3. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приве­денных ниже высказываний:

а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;

б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;

г) «Способность человека к справедливости делает возможной демо­кратию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходи­мой»;

д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое поня­тие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезнен­но сменить»;

и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколе­ний, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;

к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение кол­лектива»;

л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;

м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;

о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни поря­док, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

4. Сторонников какой идеологии называют «левыми»?

а) консерватизма;

б) радикализма;

в) либерализма;

г) социализма.

5. К. Эпштейн выделяет среди последователей консерватизма...

а) сторонников сложившегося в обществе порядка вещей;

б) «реформаторов», выступающих за осторожные перемены в обще­стве;

в) «реакционеров», требующих возврата к определенной политической ситуации прошлого.

В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации?

6. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Рос­сийской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

7. Проследите эволюцию социалистической (коммунистичес­кой) идеологии в политическом сознании российского народа. Какие формы принимает эта идеология в современных условиях?

8. Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику кор­зине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет кор­зинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару».

Сопоставьте социально-политические воззрения коммунис­тов и социал-демократов.

9. В культурно-познавательном и философском отношении кон­серватизм — это сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей человечества от гибели во времени. Россия, будучи органической частью мировой цивилизации, вместе с тем обладает конкретным и историческим опытом, особенностями социального и политического укладов. В чем заключается «особость» России, ее традиций, ценностей и менталитета? Что из на­званного, на ваш взгляд, следует сохранить, а от чего отказаться в интересах поступательного развития общества?

10. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет, характеризуя одно из политических течений современности, писал, что это «...тот политический правовой принцип, согласно которому обществен­ная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограни­чивает и старается даже в ущерб своим интересам предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем, кто думает и чувствует иначе, чем она сама, т.е. иначе, чем большинство», что она «...проявляет небывалое великодушие: свои права, права большинства...добровольно делит с меньшинством», оно «про­возглашает свое решение жить одной семьей с врагами, даже со слабыми врагами. Прямо невероятно, что человечество могло со­здать такой чудесный аппарат, такую парадоксальную, замысло­ватую неестественную систему». Как называется эта система, этот «чудесный аппарат», что это за идейно-политическое тече­ние современности, о котором столь восхищенно отзывается фи­лософ?

11. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверж­дал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идео­логии и пропаганды?

12. Представителю какого из идейно-политических течений в России могла бы принадлежать следующая цитата: «Мы спешим прибавить, что энергично отклоняем всякую попытку организа­ции, которая была бы чужда самой полной свободе, как индиви­дов, так и ассоциаций, и требовала бы установления регламенти­рующей власти какого бы то ни было характера. Во имя свободы, которую мы признаем за единственную основу, единственный законный творческий принцип всякой организации, как экономи­ческой, так и политической, мы всегда будем протестовать про­тив всего, что хоть сколько-нибудь похоже на государственный социализм и коммунизм»? Аргументируйте свой ответ.

13. Американский институт анализа пропаганды, обобщая прак­тику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обла­дающие, по мнению специалистов, внушительной эффективнос­тью:

1. «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет;

2. «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спорт­сменов и прочих знаменитостей;

3. «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и ав­торитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.

4. «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов ин­форматора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.;

5. «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;

6. «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирова­ние привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содер­жанием которых последний обычно не задумывается;

7. «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реак­ции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия.

14. В политологической литературе «фашизм» трактуется как...

а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы;

б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализ­ма и империализма;

в) один из ответов на проблемы ин­дустриализации;

г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление;

д) форма тоталитаризма.

Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеоло­гии?

15. По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех».

Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу ут­верждает, что движущей силой развития общества всегда высту­пает мировоззрение.

Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».

 

Идеология: «Национальная»? «Общенациональная»? «Госу­дарственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеоло­гии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демокра­тии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополи­тические измерения проблемы и др.)

Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личност­ному раскрепощению? Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценнос­ти коллективизма? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным? Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?

 

ЛИТЕРАТУРА

Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.

Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свободная мысль. 1992. № 15.

Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы // Вести. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994. № 1.

Ильин В.В. Национально-государственная идеология — энтелехия отечест­венных реформ // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994.№ 1.

Панарин А.С. Россия в поисках идеи: варианты цивилизационного выбора // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 5.

Мисюров Д.А. Какая идеология нужна России // Вестн. МГУ. Сер. 12. Соци­ально-политические исследования. 1996. № 2

Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и по­литический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1.

Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая си­туация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. № 4.

Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический фе­номен // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.