КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дискуссия. Какая идеология нужна России?
План семинара СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ Тема 2 Цель семинарского занятия: раскрыть содержание политического сознания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии; дать характеристику основных идеологий современности. Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, национализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феминизм. 1. Политическое сознание. 2. Политическая идеология: структура, функции, уровни. 3. Основные идеологии современности.
Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу: а) идеология; б) консерватизм; в) политическое сознание; г) коммунизм; д) национализм; е) расизм; ж) эгалитаризм; з) социал-демократизм; и) анархизм; к) либерализм. 1. разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию; 2. общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества; 3. идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости; 4. политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности; 5. социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан; 6. идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству;
7. система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем; 8. разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида; 9. одна из категорий, обозначающая осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.); 10. разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти. 2. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине? а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл); б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви); в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето); г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм); д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз). 3. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний: а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»; б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»; в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»; г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»; д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;
е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»; ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»; з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»; и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»; к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»; л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»; м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»; н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»; о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность». 4. Сторонников какой идеологии называют «левыми»? а) консерватизма; б) радикализма; в) либерализма; г) социализма. 5. К. Эпштейн выделяет среди последователей консерватизма... а) сторонников сложившегося в обществе порядка вещей; б) «реформаторов», выступающих за осторожные перемены в обществе; в) «реакционеров», требующих возврата к определенной политической ситуации прошлого. В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации? 6. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 7. Проследите эволюцию социалистической (коммунистической) идеологии в политическом сознании российского народа. Какие формы принимает эта идеология в современных условиях?
8. Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику корзине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет корзинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару». Сопоставьте социально-политические воззрения коммунистов и социал-демократов. 9. В культурно-познавательном и философском отношении консерватизм — это сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей человечества от гибели во времени. Россия, будучи органической частью мировой цивилизации, вместе с тем обладает конкретным и историческим опытом, особенностями социального и политического укладов. В чем заключается «особость» России, ее традиций, ценностей и менталитета? Что из названного, на ваш взгляд, следует сохранить, а от чего отказаться в интересах поступательного развития общества? 10. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет, характеризуя одно из политических течений современности, писал, что это «...тот политический правовой принцип, согласно которому общественная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограничивает и старается даже в ущерб своим интересам предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем, кто думает и чувствует иначе, чем она сама, т.е. иначе, чем большинство», что она «...проявляет небывалое великодушие: свои права, права большинства...добровольно делит с меньшинством», оно «провозглашает свое решение жить одной семьей с врагами, даже со слабыми врагами. Прямо невероятно, что человечество могло создать такой чудесный аппарат, такую парадоксальную, замысловатую неестественную систему». Как называется эта система, этот «чудесный аппарат», что это за идейно-политическое течение современности, о котором столь восхищенно отзывается философ? 11. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идеологии и пропаганды?
12. Представителю какого из идейно-политических течений в России могла бы принадлежать следующая цитата: «Мы спешим прибавить, что энергично отклоняем всякую попытку организации, которая была бы чужда самой полной свободе, как индивидов, так и ассоциаций, и требовала бы установления регламентирующей власти какого бы то ни было характера. Во имя свободы, которую мы признаем за единственную основу, единственный законный творческий принцип всякой организации, как экономической, так и политической, мы всегда будем протестовать против всего, что хоть сколько-нибудь похоже на государственный социализм и коммунизм»? Аргументируйте свой ответ. 13. Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью: 1. «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет; 2. «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей; 3. «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации. 4. «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.; 5. «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс; 6. «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается; 7. «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия. 14. В политологической литературе «фашизм» трактуется как... а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы; б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализма и империализма; в) один из ответов на проблемы индустриализации; г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление; д) форма тоталитаризма. Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеологии? 15. По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех». Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение. Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».
Идеология: «Национальная»? «Общенациональная»? «Государственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеологии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демократии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополитические измерения проблемы и др.) Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личностному раскрепощению? Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценности коллективизма? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным? Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?
ЛИТЕРАТУРА Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3. Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свободная мысль. 1992. № 15. Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы // Вести. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994. № 1. Ильин В.В. Национально-государственная идеология — энтелехия отечественных реформ // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1994.№ 1. Панарин А.С. Россия в поисках идеи: варианты цивилизационного выбора // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 5. Мисюров Д.А. Какая идеология нужна России // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1996. № 2 Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994. № 1. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. № 4. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |