Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы международных связей в древней Греции




Международные отношения и дипломатия древней Греции

 

 

В своем историческом развитии древняя Греция, или Эллада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укладов. В ранний период эллинской истории (XII—VIII вв. до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовладельческого государства еще сохранялся родовой строй. Для последующего времени греческой истории (VIII—IV вв. до нашей эры) характерным типом политического образования являлись города-государства, по-гречески «полисы». Между этими самостоятельными мирками возникали самые разнообразные формы международных связей.

Древнейшей формой мирных международных связей и международного права в Греции была «проксения», т. е. гостеприимство.

Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Житель какого-нибудь города (проксен) оказывал услуги и принимал как частных граждан, так и послов из другого города и брал на себя защиту интересов данного города и нравственное обязательство быть посредником между ним и властями своего родного полиса. В свою очередь, в том полисе, с каким он был связан, он пользовался известными преимуществами по сравнению с другими иностранцами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену.

Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнегреческого мира.

Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества – Зевса-Ксения (гостеприимца).

Столь же древним международным институтом были и «амфиктионии». Так назывались религиозные союзы, возникавшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества. Как показывает само наименование, в эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы – вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений. Первоначальной целью амфиктионии были общие жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита храма и его сокровищ, накоплявшихся от частных и общественных приношений, а также наказание святотатцев – нарушителей священных обычаев.

Собиравшиеся на празднества, в случае надобности совещались по общественным делам, представлявшим интерес для всех членов данной амфиктионии. Во время празднеств запрещалось вести войну. Провозглашался «божий мир» (иеромения). Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера.

Амфиктионии в древней Греции существовало несколько. Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильокая, амфиктиония. Она образовалась из двух амфиктионий: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры. В Дельфийско-Фермопильскую амфиктионии входило 12 племен. Каждое из них имело по два голоса.

Верховным органом амфиктионии было общее собрание. Оно созывалось два раза в год, весной и осенью, и проходило сначала в Фермопилах, а потом в Дельфах. Решения общего собрания были обязательны для всех амфиктионов. Уполномоченными лицами собрания, фактически руководившими всеми делами, были иеромнемоны, назначаемые государствами по числу голосов амфиктионии, т. е. в количестве 24. Одной из главнейших обязанностей иеромнемонов было соблюдение «божьего мира» и устройство религиозных празднеств.

В конце IV в. до нашей эры появляется еще одна новая группа уполномоченных – «пилагоров», которые являлись политическими представителями союзных государств. Через посредство пилагоров и иеромнемонов входившие в состав амфиктионии города давали друг другу клятвы и принимали на себя известные обязательства по отношению к амфиктионам. Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла значительную политическую силу, которая оказывала большое влияние на международную политику Греции. Основной целью Дельфийско-Фермопильской амфиктионии была охрана Дельфийского храма Аполлона, его сокровищ и земельных владений. Амфиктиония проводила и общегреческие мероприятия, заботилась, например, о памятнике, который был воздвигнут на могиле павших во время греко-персидской войны при Фермопилах в борьбе за общегреческое дело. Вместе с тем амфиктиония пыталась установить известные межгреческие, т. е. своего рода международные, правила, которые должны были соблюдаться всеми участниками амфиктионии. Так, одна принимаемая амфиктионами присяга гласила: «Не разрушать никакого города, принадлежащего амфиктионии; не отводить воды ни во время мира, ни во время войны; общими силами выступать против всякого нарушителя присяги, разорять его город; наказывать всеми средствами, имеющимися в распоряжении, всякого, дерзнувшего нарушить достояние бога рукой или ногой».

В тех случаях, когда какой-нибудь город нарушал обязательства, он подлежал суду амфиктионов, которые могли объявлять «священную войну». Согласно традициям амфиктиония не должна была вмешиваться во внутренние дела союзных государств. Однако фактически она находилась под влиянием того или иного из более сильных греческих государств, стремившихся привлечь на свою сторону Дельфийского оракула, который имел большое значение в международной жизни греческого мира и своими «предсказаниями» воздействовал на общественное мнение и жизнь греческих городов.

Все политические договоры, заключавшиеся между греческими племенами и полисами, прямо или косвенно: утверждались дельфийскими жрецами. По спорным вопросам международного права тяжущиеся стороны обращались в Дельфы. Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии. Дельфы располагали огромными капиталами, образовавшимися из взносов городов, от доходов от массы паломников, храмовых ярмарок и ростовщических операций.

Особой остроты борьба между различными греческими городами за влияние в амфиктионии достигает в середине IV в., когда на протяжении короткого времени велись две «священные войны», спровоцированные городом Фивы против общин Фокиды.

Иным видом международных связей в Греции служили договоры о военно-политическом союзе – «симмахии». Из них самыми значительными были Лакедемонская и Афинская (Делосская) симмахии.

Лакедемонская симмахия возникла в VI столетии до нашей
эры как союз городов и общин Пелопоннеса. Во главе: ее стояла Спарта. Высшим союзным органом было общее собрание (силлогос), созываемое городом-гегемоном (Спартой) один раз в год. Города, вне зависимости от величины и значения, имели в нем по одному голосу. Дела решались по большинству голосов, после долгих прений и всяческих, дипломатических комбинаций.

Другим крупным союзом эллинских городов была Афинская, или Делосская, симмахия, возглавлявшаяся Афинами. Она была образована во время греко-персидских войн для борьбы с персами и отличалась от Лакедемонской двумя чертами: во-первых, союзники платили особый взнос (форос) в общественную казну на Делосе; во-вторых, они больше зависели от своего гегемона – Афин. С течением времени Делосская симмахия превратилась в Афинскую державу (архэ).

Отношения между обеими симмахиями были враждебными. В конце концов, во второй половине V в. это привело к Пелопоннесской войне, в которую оказалась втянутой почти вся Греция.

Афинская симмахия была уничтожена после поражения Афин в Пелопоннесской войне (404 г. до нашей эры). Однако несколько позднее, в 378 г., афиняне вновь объединили вокруг себя островные полисы, создав Второй Афинский морской союз. Согласно договору, текст которого сохранился, на этот раз афиняне обязались не вмешиваться во внутренние дела союзных общин и решать все важнейшие вопросы совместно с советом. Впрочем, вскоре они вновь стали нарушать договор, и это привело к распаду союза (355 г. до нашей эры).

В IV в. сложились союз беотийских городов, возглавляемый городом Фивы, и союз сельских общин Этолии, а в начале III в. до нашей эры возник союз ахейских городов. В отличие от предшествующих симмахий, Этолийский и Ахейский союзы возглавлялись не какой-либо одной общиной. Входившие в них селения и полисы выбирали общесоюзные правительства. Члены союзных советов выбирали стратегов (главнокомандующих), их помощников – гиппархов (начальников конницы) и союзных писцов (по-гречески – граматеос). Стратег был главой союза в мирное и военное время, объявлял войну и заключал мир; граматеос (писец) руководил перепиской с соседними государствами.

Важнейшие дела стратеги и их помощники согласовывали в Ахейском союзе с советом представителей городов, а в Этолийском – с собранием граждан союзных общин. Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных, или послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос),а в классической – старейшинами (пресбейс).

В греческих государствах, например в Афинах, Спарте, Коринфе и др., послы избирались Народным собранием из лиц почтенного возраста, не моложе 50 лет. Отсюда и происходит термин «старейшины». Обыкновенно послы выбирались из состоятельных граждан, пользовавшихся авторитетом, имевших проксенов в других городах, степенных, рассудительных и красноречивых. Чаще всего посольские поручения давались высшим должностным лицам городов (царям или эфорам в Спарте, пританам или навархам в Родосе, стратегам от Ахейского и Этолийского союзов и т. д.). Иногда же дипломатические обязанности исполняли частные лица или те, кто прежде занимал выборные должности и сохранил влиятельное положение.

Известны случаи, когда послами назначали ораторов и актеров. Актером был, например, знаменитый оратор Эсхин, принимавший участие в афинском посольстве к македонскому царю Филиппу II. Избрание ораторов и актеров для выполнения высокой и почетной миссии посла находит свое объяснение в большом значении, какое придавалось в античных обществах красноречию и декламации. Искусство оратора и даже актера придавало большой вес и убедительность словам делегата, выступавшего на многолюдном собрании, на площади или в театре.

Число членов посольства бывало различным: оно определялось в зависимости от условий данного момента. Все послы считались равноправными. Лишь позже вошло в обычай выбирать главного посла – «архистарейшину», председателя посольской коллегии. На содержание послов за время их полномочий отпускались некоторые денежные суммы, «дорожные деньги». Послам назначался определенный штат прислуги. При отправлении им давались рекомендательные письма (симбола) к проксенам города, куда выезжало посольство. Цель посольства определялась инструкциями, которые вручались послам. Инструкции оформлялись установленным образом: они представляли собой грамоту, состоявшую из двух сложенных вместе навощенных дощечек (δίπλώμάτά). Отсюда и происходит сам термин «дипломатия».

Инструкции служили основным руководством для послов. В них указывалась цель посольства; однако в пределах данных инструкций послы пользовались известной свободой и могли проявлять собственную инициативу.

Послы, прибывшие на место своего назначения, одни или вместе с проксеном направлялись к должностному лицу города, ведавшему дипломатическими делами. Они предъявляли ему свои грамоты и получали от него соответствующие указания и советы.

В ближайшие после регистрации дни (в Афинах обычно через пять дней) послы выступали в совете или Народном собрании с объяснением цели своего прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же дело передавалось на рассмотрение специальной комиссии.

Как правило, к иностранным послам относились с почтением, обеспечивали им хороший прием, делали подарки, приглашали на театральные представления, игры и празднества. По возвращении в родной город члены посольства отдавали отчет в Народном собрании о результатах своей миссии. В случае одобрения результатов их деятельности им выдавались почетные награды. В Афинах самой высокой из них был лавровый венок с приглашением на обед в притании, особом здании близ Акрополя, в котором обедали почетные гости государства. Каждому гражданину предоставлялось право при отчете посла высказывать свое мнение и даже выступать против посла с обвинениями.

Одной из главных обязанностей послов в Греции, как и вообще в античных государствах, было заключение союзов с другими государствами и подписание договоров. На договор в Древнем мире смотрели, как на нечто магическое. Нарушение договора, по убеждению людей древности, влекло за собой божественную кару. Поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров, в Греции были обставлены строгими формальностями. Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели сверхъестественную силу, якобы освящавшую подписанный договор. Клятвы давались обеими сторонами в присутствии магистратов того города, где подписывался договор. К клятве присоединялось еще проклятие, падавшее на голову возможного нарушителя договора.

Возникавшие на почве нарушения договора споры и столкновения передавались па рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на виновников нарушения денежные пени, которые вносились в казну какого-либо божества – Аполлона Дельфийского, Зевса Олимпийского и др. Из сохранившихся надписей известны взыскания, равнявшиеся десяти и более талантам, что в то время составляло очень крупную сумму. В случае упорного нежелания подчиняться требованиям третейского суда против непокорных городов принимались принудительные меры, вплоть до объявления «священной войны».

После принятия соглашения каждой стороне вменялось в обязанность вырезать текст договора и клятвы на каменном столбе – стеле и хранить в одном из главных храмов (в Афинах – в храме Афины Паллады на Акрополе). Копии наиболее важных договоров хранилась в национальных святилищах – Дельфах, Олимпии и Делосе. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан договорный текст, разбивалась, и тем самым договор расторгался.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.