Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нации и межнациональные отношения




Социальная стратификация.

Социальная структура общества.

1. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Только там, где в составе населения средние имеют перевес над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость…»

2. Соотнесите понятия и их определения (ответы внесите в таблицу):

А. Социальная роль.

Б. Социальный статус.

В. Социальное положение.

Г. Социальные страты.

Д. Социальная структура.

Е. Социальная группа.

1) это положение, которое человек автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).

2) манера, или способ поведения, в связи со своим статусом.

3) совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов.

4) обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

5) Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.

6) социальные слои, различающиеся доступом к социальным благам, доходам, богатством, уровнем образования, престижем, властью, профессиями.

А Б В Г Д Е
           

3. Соотнесите понятия и их определения:

А. Социальный престиж.

Б. Стратификация.

1) Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих общностей и отношения между ними.

2) Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.

3) Обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

4) Социальные слои, различающиеся доступом к социальным благам, доходами, богатством, уровнем образования, престижем, властью, профессиями.

5) Социальное положение, позиция человека в обществе, совокупность его прав и обязанностей.

6) Выделение групп, занимающих различное положение в обществе.

7) Оценка, которую общество дает статусу или должности.

4. Вам предлагается художественный текст с описанием героя. Определите его социальное положение по следующим характеристикам:

– территориальный статус – горожанин, сельский житель, бомж, беженец;

– пол (муж., жен.);

– возраст (ребенок, взрослый, пожилой);

– раса;

– национальность;

– здоровье (инвалид, здоров);

– профессия;

– образование;

– политические взгляды (либерал, консерватор, радикал, демократ…);

– религиозные взгляды (атеист, верующий).

«Пост губернатора штата Иллинойс в это время занимал некий Суонсон, человек несколько необычной наружности, темноволосый, сухопарый, склонный к углубленным размышлениям и вследствие этого имевший за плечами пеструю и нелегкую жизнь. Родился он в Швеции, но еще ребенком был привезен в Америку, где ему пришлось пробивать себе дорогу в условиях крайней нищеты. Благодаря своему твердому, настойчивому и непреклонному нраву, он, занимая различные судебные и общественные должности, приобрел себе довольно много почитателей среди чикагских шведов, которые его почти боготворили. Мистер Суонсон был поочередно сборщиком налогов, городским инспектором, районным прокурором и в течение шести или семи лет – судьей выездного суда штата. На каждой из этих должностей он обнаруживал стремление быть честным и поступать так, как считал справедливым, чем чрезвычайно расположил к себе все бескорыстные умы. Он и в самом деле был честен, исполнен скорбного сочувствия к тяжкой участи бедняков и в бытность свою районным прокурором, а потом судьей штата вынес несколько решений, которые сделали его весьма непопулярным среди сильных мира сего. Иски по обвинению крупных компаний в мошенничестве или незаконном присвоении городского имущества в виде земельных участков, занятых под железнодорожными путями, пристанями и т. п., иски о возмещении городу убытков и прочие иски такого же рода судья Суонсон всегда решал в пользу города, и простой люд, читая в газетах сообщение о его деятельности и слушая его выступление по самым разнообразным поводам, проникался к нему симпатией. Он был мягкосердечен, доброжелателен, вспыльчив, обладал блестящим ораторским даром и производил впечатление человека весьма незаурядного. А в дополнение ко всем этим особенностям своей натуры губернатор Суонсон был горячим, но робким поклонником женского пола, что, как мы знаем, так часто присуще неказистым, застенчивым интеллигентным аскетам всего мира, расплодившимся на этой планете к великому стыду нашего лицемерного века, оболгавшего в угоду ханжеской догме свою самую яркую мечту, самую нежную печаль, самую большую радость. Все это, вместе взятое, восстановило против губернатора ультраконсервативные элементы общества, и он прослыл человеком опасным. Тем временем путем удачного помещения имевшихся у него средств и самой суровой бережливости ему удалось сколотить довольно порядочный капитал. Совсем недавно, впрочем, губернатор попал впросак: всеобщее увлечение небоскребами заставило его вложить почти все деньги в одно неудачно спроектированное и потому малодоходное здание, предназначавшееся для различных учреждений и контор. Этот коммерческий промах грозил ему разорением. Губернатор уже начал обивать пороги кредитных обществ.»

Т. Драйзер «Титан»

В о п р о с ы к д а н н о м у з а д а н и ю:

– Типичны ли данные характеристики для человека американского общества?

– А для российского общества этой же эпохи?

5. Соотнесите различные виды статусов с их характеристиками:

А. Главный статус.

Б. Личный статус.

В. Социальный статус.

Г. Прирожденный статус.

Д. Приписываемый статус.

Е. Достигаемый статус.

1) Это положение, которое человек приобретает с рождения или которое позже обязательно будет признано таковым обществом или группой. Этот статус является социально приобретенным (теща, свекровь, падчерица, пасынок).

2) Это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессия, класс, национальность, возраст, религия).

3) Это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору либо благодаря везению или удаче.

4) Это положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

5) Это положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения (пол, национальность, раса).

6) Наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе (домохозяйка, научный сотрудник, милиционер, учитель).

6. К какому одному статусу принадлежат следующие социальные позиции:

А. чемпион мира.

Б. безработный.

В. академик.

Г. украинец.

(укажите в бланке ответов вид статуса по каждой позиции.)

7. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности:

1) территориальные;

2) этнонациональные;

3) демографические;

4) профессиональные.

8. Социальное расслоение свойственно обществу:

1) только средневековому;

2) только патриархальному;

3) только индустриальному;

4) любому.

9. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, – это:

1) социальная роль;

2) семейное положение;

3) социальный статус;

4) социальная стратификация.

10. К основным признакам нации относится:

А. Общность исторического пути.

Б. Язык.

В. Историческая память.

Г. Культура.

Варианты ответов:

1) АБ;

2) БВ;

3) АБГ;

4) всё перечисленное.

11. Назовите науку:

1) о социальных отношениях;

2) изучает социальную структуру;

3) рассматривает социальное неравенство;

4) анализирует социальную адаптацию индивида.

Ответ: ____________________________________________________.

12. Для выделения высшего класса в современном западном обществе может быть использован критерий:

1) наиболее крупные размеры собственности и доходов;

2) больший объем политических прав;

3) профессиональная принадлежность;

4) расовая принадлежность.

13. Критерием выделения страт может быть:

1) уровень дохода;

2) отношение к религии;

3) отношение к политической идеологии;

4) уровень развития личных способностей.

14. Назовите фамилию социолога, стоявшего у истоков создания теории стратификации. Некоторые биографические данные:

1) родился в России;

2) создал кафедру социологии;

3) после октября 1917 года жил за границей;

4) разработал понятия «социальная мобильность» и «социальные лифты».

Ответ: ____________________________________________________.

15. Социальная стратификация – это:

1) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой;

2) совместная деятельность людей в различных группах;

3) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей;

4) система признаков социального расслоения, неравенства.

16. Приобретенным является статус:

1) сын;

2) русский;

3) флегматик;

4) учитель.

17. Наиболее развитая историко-культурная общность – это:

1) народность;

2) нация;

3) гражданское общество;

4) общественный класс.

18. Геноцид – это:

1) дискриминация отдельных групп населения по половозрастному признаку;

2) лишение людей избирательного права;

3) уничтожение групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам;

4) ограничение в получении образования по национальному признаку.

19. О каком понятии идет речь:

Совокупность действий, которые должен выполнять человек в обществе:

1) усвоение и выполнение социальных функций;

2) поведение, которое ожидается от индивида (ученика, работника, отца и т. д.);

3) взаимодействие человека и общества;

4) требования общества к личности.

О т в е т: __________________________________________________.

20. О каком типе этноса идет речь:

Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

1) общность исторического пути;

2) единство языка и культуры;

3) хозяйственная сплоченность;

4) единый экономический механизм.

О т в е т: __________________________________________________.

21. Основанное на родственных связях объединение людей, осуществляющих совместную хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих единые обычаи и традиции. Совокупность нескольких подобных объединений людей составляет первую историческую форму этноса:

1) народность;

2) нация;

3) род;

4) племя.

22. Приведите в соответствие типы социальных общностей с их характеристиками:

А. Касты.

Б. Сословия.

В. Классы.

Г. Толпа.

Д. Маргиналы.

Е. Страты.

1) Это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаях и законах правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

2) Замкнутые общественные группы, связанные происхождением и правовым положением своих членов, передаваемым по наследству. Подобное положение может иметь религиозное обоснование.

3) Это большие группы людей, различающиеся своим положением в системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, по способу получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

4) Социальные группы людей, выделяемые по единому, общему статусному признаку (имущество, профессия, образование и др.).

5) Неустойчивая социальная общность, объединенная сиюминутными настроениями и разрушительными установками.

6) Группы, состоящие из лиц, находящихся в процессе перехода из одного социального слоя в другой.

О т в е т: __________________________________________________.

23. О каком понятии идет речь:

Это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

О т в е т: __________________________________________________.

24. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками:

А. Экономическое неравенство.

Б. Идеологическая несовместимость.

В. Политическое противостояние.

Г. Межнациональные распри.

Д. Межконфессиональные конфликты.

1) Ущемление прав какой-то нации, рост национализма или шовинизма.

2) Столкновение различных взглядов, идей.

3) Неравное обладание собственностью, доходами, благами.

4) Борьба за власть.

5) Столкновение носителей различных религий.

25. О каком виде конфликта идет речь:

1) Силовой, как правило, вооруженный конфликт между государствами и народами.

2) Акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю.

О т в е т: __________________________________________________.

26. О каком понятии идет речь:

Мировоззренческое направление и соответствующее ему движение, отвергающее любую войну как средство разрешения спорных вопросов.

О т в е т: __________________________________________________.

27. О каком понятии идет речь:

Общий термин для обозначения злодеяний, совершенных Гитлером и партией нацистов в Европе в течение Второй мировой войны, и в особенности систематического истребления до шести миллионов евреев в массовых газовых камерах и концентрационных лагерях.

О т в е т: __________________________________________________.

28. Познакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы.

По нашему мнению, необходимо внести определенные изменения в самые принципы проведения международной политики, последовательно подчинив все конкретные цели и местные задачи основной задаче активного предупреждения обострения международной обстановки, активно проводить и углублять до уровня сотрудничества политику мирного сосуществования, планировать политику таким образом, чтобы её ближайшие и отдаленные последствия не обостряли международную обстановку, не вызывали бы ни у одной стороны таких трудностей, которые могут вызвать усиление сил реакции, милитаризма, национализма, фашизма, реваншизма…

Международная политика двух ведущих мировых сверхсил (США и СССР) должна основываться на повсеместном применении единых общих принципов, которые в первом приближении мы бы сформулировали следующим образом:

1) Все народы имеют право решать свою судьбу свободным волеизъявлением. Это право гарантируется международным контролем над соблюдением всеми правительствами Декларации прав человека. Международный контроль предполагает как применение экономических санкций, так и использование вооруженных сил ООН для защиты «прав человека».

2) Все военные и военно-экономические формы экспорта контрреволюции и революции являются незаконными и приравниваются к агрессии.

3) Все страны стремятся к взаимопомощи в экономических, культурных и общеорганизационных проблемах в целях безболезненного устранения внутренних и международных трудностей, для предупреждения обострения международной напряженности и усилении сил реакции.

4) Международная политика не преследует целей использования местных конкретных условий для расширения зоны влияния и для создания трудностей другой стране. Цель международной политики – обеспечить повсеместное выполнение Декларации прав человека, предупредить обострение международной обстановки, усиление тенденции милитаризма и национализма.

А. Д. Сахаров «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968 г.).

В о п р о с ы:

1) Какова, с точки зрения Сахарова, основная задача международной политики?

2) В чем заключаются общие принципы международных отношений? Как вы их понимаете? Актуальны ли эти положения сегодня?

3) Какие новые принципы вы могли бы добавить к сформулированным в документе?

29. Познакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы.

Несовпадение этнических и территориальных границ, ухудшение экономического положения, социальные противоречия, национализм и шовинизм, возведенные в ранг официальной политики, сохраняющиеся национальные и религиозные различия, груз прошлых национальных обид являются питательной почвой многочисленных межнациональных конфликтов.

При этом можно выделить две тенденции в их разрешении:

1. Первая, проявляющаяся преимущественно в развитых странах Запада, хотя и бывает сопряжена со вспышками насилия на этнической почве, проявлением расовой нетерпимости, все же в целом характеризуется ориентированностью на компромисс, диалог.

Большая часть требований связана со стремлением улучшить положение отдельных групп этнических меньшинств в рамках существующих образований и политической системы или же изменить эти рамки на базе консенсуса и компромисса. Так, в 70–80 гг. XX века большинство индустриальных стран Запада столкнулось со значительным обострением этнорасовых проблем. В таких полиэтнических странах, как Бельгия, Канада, Испания, Франция, Великобритания, на почве неравномерности социально-экономического и политического развития национальных регионов усилилось стремление меньшинств к достижению или углублению различных форм автономии. (Так, баски в Испании выступают за создание собственного независимого государства, ирландцы-католики требуют воссоединения Северной Ирландии (Ольстера) сосновным ядром нации, вновь нарастает тяготение к поиску новых форм национального самовыражения в Шотландии, Уэльсе, Квебеке и т. д.)

Внимание общественности в возрастающей степени стали привлекать и вопросы положения коренного населения ряда государств, оказавшихся на обочине современного развития цивилизации (индейцы и народы севера США и Канады, аборигены Австралии). И хотя в США, Великобритании и ряде других стран Запада приняты законы, осуществление которых позволило довольно существенно повысить уровень жизни ряда этнорасовых меньшинств, ограничить дискриминационную (т. е. ущемляющую права по национальному или расовому признакам) практику при трудоустройстве, выборе места жительства, в сфере образования и создать ситуацию «равных возможностей», следует констатировать, что результатом такой политики явилось значительное повышение социально-политического статуса афроамериканцев. Так, 1/3 черных семей имеют прочный доход среднего класса, увеличилось число представителей этой расы на выборных должностях, заметно возросло их положение в других областях общественной жизни.

Значительно были расширены права франкоязычного меньшинства в Квебеке (Канада), региональная автономизация начала проводиться в Испании. После длительного противоборства двух общин Бельгии (валлонов и фламандцев) в начале 1989 г. страна перешла от унитарной к федеральной форме правления. Примером успешного решения национально-региональных проблем может служить опыт малых стран (Швеция, Финляндия, Люксембург, Швейцария), правительства которых придают важное значение сохранению специфики регионов, проявляют особую заботу по защите самобытности этнических групп, проживающих на их территории. Высокий уровень политической культуры, большой исторический опыт по преодолению национальных трений и конфликтов, отсутствие существенных различий в социально-экономическом развитии регионов – все это способствует достижению своеобразного консенсуса между различными национально-территориальными общностями.

2. Вторая тенденция дает о себе знать в афро-азиатском регионе и на территории бывшего СССР, отчасти в Восточной Европе, хотя и допускает компромиссное политическое решение, в большей мере связана с насилием, конфликтами.

Требования носят намного более радикальный характер, вплоть до формирования новых национальных государств. (Большинство государств «третьего мира» не смогли уйти от действия разобщающих факторов как субъективного, так и объективного порядка. Споры из-за границ создали ряд постоянных очагов напряженности: Индия – Пакистан, Марокко – Мавритания – Алжир из-за проблем бывшей Испанской Сахары, Иран – Ирак, Палестино-Израильский конфликт и другие.)

Идеология и практика политики в СССР в течение нескольких десятилетий фактически подготавливала взрыв этнических чувств и регионального сепаратизма (стремление к отделению, обособлению). Утверждалось, что СССР – добровольное объединение «свободных республик», на словах признавалось право выхода республик из Союза, но на деле он управлялся как жесткое централизованное, унитарное государство, которым руководили союзные органы власти под эгидой ЦК КПСС из Москвы. Границы республик перекраивались волевым решением, создавались и упразднялись автономии, естественный процесс миграций «дирижировался» путем насильственных депортаций или же призывов-приказов «осваивать» те или иные земли в союзных интересах. Насильственными депортациями было охвачено 7 млн 109 тыс. человек (немцы, крымские татары, карачаевцы, осетины, балкарцы, черкесы, чеченцы, ингуши, калмыки, кабардинцы, турки-месхетинцы, поляки, эстонцы, латыши, литовцы, карелы, финны), из них каждый третий погиб.

В условиях перестройки, когда происходило реформирование политической системы, в частности, путем ее децентрализации, перераспределения компетенции центральных и местных органов власти, особенно в сочетании с развитием рыночной экономики, взрыв «нового национализма» был неизбежен.

Союзный «центр» сам поставил вопрос о пересмотре союзного договора, что повлекло за собой дебаты об обстоятельствах вхождения в состав СССР Литвы, Латвии и Эстонии.

Серьезной проблемой, в основе которой лежал этнический конфликт, стал Нагорный Карабах. Вопрос о его принадлежности к Азербайджану был решен в 1921 году Бюро ЦК РКП (б) по Закавказью без учета того факта, что большинство населения этой области считало себя армянами. В 1988 году Совет ИКАО (Нагорно-Карабахской автономной области) обратился к Верховному Совету Армении с просьбой о вхождении ИКАО в состав этой республики. Азербайджан выступил категорически против. Конфликт между обеими республиками из-за Нагорного Карабаха вылился в крупномасштабную войну, «Центр» же показал свою несостоятельность в решении национального вопроса.

Развал СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. Все бывшие автономные республики РСФСР заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. В ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Якутия) националистические силы взяли курс на отделение от России.

К кровавой резне привел северо-осетино-ингушский конфликт. Ингуши пытались вернуть себе территории, отобранные у них еще в годы Великой Отечественной войны и не возращенные до сих пор.

Но самым серьезным проявлением обострения межнациональных отношений на территории России был и остается Чеченский кризис. Еще в 1991 году республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Федеральные власти не признали самопровозглашенное государство, но долгое время не принимали никаких мер для нормализации ситуации. В декабре 1994 года в Чечню были введены российские войска с целью «восстановления конституционного порядка». Отряды сепаратистов встретили федералов яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым.

Довольно остро стоит национальный вопрос и в странах так называемого «ближнего зарубежья». Оставшееся на территории бывших союзных республик, а ныне независимых государств, русскоговорящее население (более 25 млн чел.) оказалось на положении национального меньшинства. В Прибалтийских государствах (особенно в Латвии и Эстонии) принимаются дискриминационные законы о гражданстве, о государственном языке, направленные против некоренного населения.

Большую проблему составляют многочисленные беженцы из Средней Азии, Закавказья, Казахстана, вернувшиеся на Родину из районов военных конфликтов и национальной нетерпимости.

В о п р о с ы:

1) Какие причины порождают конфликты?

2) Что понимается под национальным вопросом?

2) Каковы способы разрешения межнациональных конфликтов?

30. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу одного (на выбор) из приведенных ниже высказываний и поднятой в нем проблемы.Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

А. «Когда идешь в чужую страну, надень такую шапку, которую там носят» (армянская пословица).

Б. «Гордиться принадлежностью к какой-либо нации – все равно, что гордиться тем, что родился во вторник» (современный фольклор).

В. «Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями» (Вольтер).

31. О каком понятии идет речь:

Это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа:

1) безработица;

2) нищета;

3) сиротство;

4) бедность.

32. Верны ли следующие утверждения (да/нет)?

А. Богатые занимают самые привилегированные должности и самые престижные профессии.

Б. Бедные имеют более высокий уровень образования и больший объем власти.

В. Если доходы очень высоки, то, накапливаясь, превращаются в богатство (дом, автомобиль, яхта, ценные бумаги, сокровища и др.).

Г. Богатых, кто накапливал свое состояние десятилетиями, передавая его из поколения в поколение, иначе называют «новые богатые».

Д. Отличительная черта «старых богатых» – роскошь и расточительный образ жизни.

Е. Приличествующий уровень жизни – это уровень жизни, при котором имеющееся количество материальных благ позволяет человеку вести достаточно комфортный, достойный образ жизни, не чувствовать себя ущемленным, удовлетворяя все разумные потребности.

Ж. Под абсолютной бедностью понимают невозможность поддерживать приличествующий уровень жизни или некоторый стандарт жизни, принятый в обществе.

З. Под относительной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость.

И. Прожиточный минимум этонабор товаров и услуг, выраженный в ценах реальных покупок, который позволяет человеку удовлетворить минимально допустимые с научной точки зрения потребности.

Ключи:

2 – А – 2; Б – 1; В – 4; Г – 6; Д – 3; Е – 5;

3 – А – 7; Б – 6;

5 – А – 6; Б – 4; В – 2; Г – 5; Д – 1; Е – 3.

6. Чемпион мира – достигаемый, безработный – социальный, академик – главный, украинец – прирожденный;

7 – 3; 8 – 4; 9 – 3; 10 – 4;

11 – социология;

12 – 1; 13 – 1;

14 – Сорокин.

15 – 4; 16 – 4; 17 – 2; 18 – 3;

19 – социальная роль;

20 – нация;

21 – 4;

22 – А – 2; Б – 1; В – 3; Г – 5; Д – 6; Е – 4;

23 – конфликт;

24 – А – 3; Б – 2; В – 4; Г – 1; Д – 5;

25 – война;

26 – пацифизм;

27 – холокост;

31 – 4;

32 – А – да, Б – нет, В – да, Г – нет, Д – да, Е – да, Ж – нет, З – нет, И – да.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.