Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей




Потребность - это состояние человека, складывающее­ся на основе противоречия между имеющимся и необхо­димым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению дан­ного противоречия.

Сервисная деятельность оказывается одним из способов разре­шения этого противоречия.

Сама постановка вопроса о существовании "разумных" и "неразумных" потребностей (псевдопотребностей) наталкивается на проблему, имеющую глубокое философско-мировоззренческое со­держание: каков критерий разумных потребностей? Можно ли вообще делить потребности человека на разумные и неразумные (т. е. по существу "хорошие" и "плохие")?

Если отвлечься от теоретических рассуждений и просто взгля­нуть на современный мир, мы увидим, что у людей самые разные представления о разумных потребностях. Для ученого покажется наиболее важной потребность в творческом научном исследова­нии, а потребность в роскоши он сочтет нелепой. Для артиста характерна потребность в известности и широкой популярности.

Меломан испытывает потребность в постоянном звучании музыки, а для истощенного человека на первый план становится потребность в пище. В зависимости от своих потребностей каждый из этих людей захочет воспользоваться услугами того или иного вида сервиса.

Потребности человека - не просто резуль­тат его каприза. В них можно выделить два больших пласта.

Существуют так называемые первичные, насущные, или витальные (от лат. vita - жизнь), потребности, без удов­летворения которых человек вообще не может существовать. Это потребности в пище, жилье и одежде. Услуги, направленные на удовлетворение таких потребностей, были и будут востребованы всегда. Однако способы удовлетворения насущных потребностей постоянно меняются, порождая новые, вторичные, или производ­ные, потребности. Поэтому усложняется и обслуживающая их сер­висная деятельность. Очевидно, например, что потребности в пище у первобытного человека удовлетворялись совсем не так, как у посе­тителя современного ресторана. Потребность в информации и примитивные средства ее удовлетворения в Римской империи несравнимы с информационными потребностями пользователя Интернет и техническими средствами, которыми он располагает.

Экономисты формулируют особый закон - закон возвышенияпотребностей: удовлетворение одних потребностей ведет к фор­мированию других, более сложных. По аналогии с этим законом можно сформулировать закономерность развития сервисной дея­тельности: оказание одних услуг ведет к возникновению потреб­ности в других, все более сложных видах услуг.

Во-вторых, представление о разумных потребностях опирается не только на объективные свойства человеческого организма, но и на систему ценностей, мировоззренческие представления, гос­подствующие в обществе в целом или в отдельной социальной группе. Поэтому люди, имеющие сходные первичные, биологи­ческие потребности, могут обладать совершенно разными потреб­ностями социального характера.

Социальные потребности не передаются по наследству биоло­гическим путем, а заново формируются у каждого человека в про­цессе воспитания, приобщения к культуре своего времени. Эти приобретенные в ходе индивидуального развития потребности зависят от социальной среды и принятой в ней системы ценнос­тей. Так, у современного европейца имеется потребность в наборе жизненных благ, который не привлекает, например, буддийского монаха, стремящегося к молитве и медитации. Европейская сис­тема жизненных ценностей во многом опирается на традиции христианства. В христианскую мораль вошли десять заповедей из Ветхого завета ("почитай отца своего и мать свою", "не убий", "не укради" и т. д.) и идеи, высказанные Христом. В эпоху Возрождения в Европе продолжалось осмысление этой системы ценностей. Сформировалась идеология гуманизма - мировоззрение, ставящее выше всего человеческую личность и требующее от общества со­здания условий для ее свободного развития.

В современной европейской цивилизации гуманистические цен­ности преобладают. Поэтому большинство людей считают, что разумными являются потребности, удовлетворение которых спо­собствует развитию личности, реализации заложенных в каждом человеке задатков и способностей, а также прогрессивному разви­тию всего человеческого сообщества.

Общество относит к неразум­ным, деструктивным те потребности, удовлетворение которых разрушает человеческую личность и социальную систему, напри­мер потребность в алкоголе, наркотиках, совершении преступных и аморальных действий, в самоутверждении посредством участия в террористической деятельности и т.п.

В соответствии с этой системой ценностей в европейской культуре приживаются и полу­чают одобрение те виды сервиса, которые позволяют обогащать и развивать человеческую личность: решать проблемы быта, полу­чать образование, успешно заниматься профессиональной деятель­ностью, хорошо отдыхать, получать при необходимости медицин­скую помощь.

Эти направления развития сервиса поддерживает как общественное мнение, так и любое цивилизованное государ­ство. Услуги, ценность которых ставится под сомнение, например реклама табачных изделий или порнографии, вызывают осуждение, на них накладываются ограничения или они запрещены законом.

Существуют, таким образом, социально одобряемые, поддер­живаемые обществом и государством виды сервисной деятельнос­ти, удовлетворяющие потребности, которые общество признает разумными. Услуги, направленные на удовлетворение социально неодобряемых потребностей, либо не поддерживаются большинством в обществе, либо вообще считаются преступлением. Те, кто их оказывает, преследуются по закону. К таким услугам в евро­пейских странах относят, например, распространение наркоти­ков, обучение всевозможной преступной или аморальной деятель­ности, ряд услуг сексуального характера.

Культуры других, неевропейских народов могут иметь несколько отличающиеся системы ценностей и иные представления о том, какие потребности "разумны", а какие нет. От этого зависят и их взгляды на ценность того или иного вида услуг.

В обществе всегда существует глубокая связь между развитием сервисной деятельности, принятой системой ценностей (законы, традиции, мораль) и системой государственной власти.

Рассмотрев взаимосвязь между сервисными услугами, потреб­ностями и другими явлениями общественной жизни можно выделить главные факторы, под воздействием которых развивается сервисная деятельность:

- природные или сформированные обществом черты человека,
- уровень развития экономики и хозяйственная система,

- мораль и культурные традиции, сложившиеся в данном обще­стве,
- направляющее воздействие общественных структур - государства, церкви, политических партий.

Значение для человека тех или иных видов сервисной деятельно­сти зависит от того, какие потребности он считает наиболее важ­ными и стремится удовлетворить в первую очередь. Выдающийся австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) считал, что главные побудительные причины человеческих действий - биоло­гические инстинкты, заключенные в подсознании, в бессознатель­ных слоях психики. С его точки зрения, главный из этих ин­стинктов - сексуальное влечение. Живя в обществе, человек не может удовлетворять свои сексуальные потребности так, как ему захочется, - этому мешают возникшие со времен глубокой древ­ности запреты, традиции и правила поведения. В результате сек­суальная энергия сублимируется, т. е. переводится в другие фор­мы психической энергии. Благодаря переводу сексуальной энер­гии в энергию творческой деятельности человек начинает созда­вать науку, культуру, религию, искусство, у него появляются высшие человеческие потребности. При этом Фрейд считал, что между сознанием и подсознанием всегда сохраняется неустрани­мый конфликт - биологическое (подсознательное) и социальное начала в человеке не смогут гармонично взаимодействовать.

Крупный шаг вперед в объяснении взаимосвязи биологичес­кого и социального компонента потребностей был сделан в ра­ботах Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Человек имеет базовые биологические, природно обус­ловленные потребности и потребности социальные, возникаю­щие только в обществе. Однако между этими типами потребно­стей существует глубокая взаимосвязь. В каждую эпоху биоло­гические потребности удовлетворяются по-разному, - они принимают различные социалъно обусловленные формы. Общество вырабатывает приемы, традиции и правила их удовлетворения. К. Маркс писал по этому поводу: "Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов".* Поэтому сервисные услуги, связанные с удовлетворением базовых, в основном биологических, потребностей неизбежно должны эволюционировать, реагируя на изменения социокультурной ситуации.

___________________

* Маркс К. Из экономических рукописей. 1857-1858 гг.: Введение//

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 12. С. 168.

Кроме потребностей, преимущественно биологических, в обще­стве существуют собственно социальные потребности. Они связа­ны с развитием образования, культуры, процессом труда, исполь­зованием технических устройств, искусством и всеми видами твор­ческой деятельности человека. Как биологические потребности подвергаются в обществе социальной корректировке, так и соци­альные потребности не изолированы от биологических. В любой социальной потребности содержится включенный в нее биологи­ческий компонент, который необходимо учесть при оказании услуг по удовлетворению данной потребности. Так, при организации сервиса в сфере образования, культуры, транспорта, компьютер­ных технологий необходимо соблюдать общее правило: пользова­ние этими услугами не должно вызывать превышение допустимо­го уровня физических и психических нагрузок на человеческий организм. А этот уровень обусловлен, в основном, биологической природой организма и изменяется с возрастом. Ребенок, напри­мер, не может воспринимать такой же объем информации, как взрослый, - это чисто биологическая особенность человека, ни­как не зависящая от общественного строя. Однако она сильно влияет на поведение людей в обществе. Всем известно огромное воздействие биологических по своему происхождению сексуаль­ных потребностей на социальное поведение, включая спрос на услу­ги торговли, транспорта, здравоохранения, образования и т. п.

Психологи, социологи и философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может быть использована как основа для классификации видов сервисной деятельности, направлен­ных на удовлетворение этих потребностей. Так, есть потребности материальные и духовные; преимущественно социальные и пре­имущественно биологические; социально одобряемые и социаль­но нeодобряемые, причисляемые к неразумным; насущные, или базовые, - первого порядка и производные - второго порядка. Эта классификация была обобщена в знаменитой иерархической теории потребностей американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Маслоу разделил их на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и др.) и производные, или метапотребности (в справедливости, благополучии, порядке). Ба­зисные потребности человека постоянны, а производные могут изменяться. Иерархия потребностей предстает в виде пятиступен­чатой лестницы:

- физиологические потребности,

- потребность в безопасности и благополучии,

- потребность в любви (принадлежности кому-либо),

- потребность в уважении,

- потребность в самореализации (самоутверждении).

Главная идея Маслоу - принцип иерархии - состоит в следую­щем. Потребности каждой новой "ступеньки" становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Таким образом, запросы человека делятся на первичные (врожденные) и вторичные (социально приобретенные), а процесс возвышения потребностей рассматривается как переключение внимания с низших потребностей на все более высокие.

Классификация Маслоу подвергалась критике, однако его глав­ная идея, несомненно, верна. В практике сервисной деятельности прослеживаются закономерные изменения доминирующих потреб­ностей. В странах с низким уровнем жизни преобладает спрос на услуги, удовлетворяющие наиболее простые, первичные

потреб­ности. По мере повышения уровня жизни появляется спрос на более сложные услуги, связанные не только с насущными, но и с более сложными потребностями.

Повыша­ется требование к качеству услуг. Кроме того, в одном и том же обществе различные слои населения, в зависимости от величины своих доходов, предъявляют спрос на сервисные услуги разного уровня. Чем больше разрыв в уровне жизни, тем больше диапазон спроса на услуги, различающиеся по цене и качеству.

В целом можно сделать вывод, что структура и закономерности развития потребностей человека довольно жестко обуславливают возможности развития сервисной деятельности. В то же время у специалистов по сервису всегда остается возможность обратного воздействия на систему потребностей - в некоторых пределах их можно целенаправленно формировать и корректировать.

Эта кор­ректировка сферы интересов и потребностей человека в современ­ном мире осуществляется с помощью специальных методов и тех­нических средств - маркетинговых исследований, рекламы, госу­дарственного регулирования, воздействия культурных традиций, религиозных и других общественных организаций.

 

Жизнь человека складывается из бесконечно разнообразных действий, видов деятельности, возникновение которых обусловлено потребностями.

В существующей системе деятельности основополагающей является деятельность, направленная на получение индивидом средств существования. Одни и те же виды деятельности для одних могут быть основным источником их существования, профессионально-трудовой деятельностью, а для других - свободным видом деятельности во внерабочее время.

Следует подчеркнуть, что материальная деятельность, на которой основываются и из которой вытекают все другие виды деятельности, представляет собой необходимую основу воспроизводства человека как творческого существа.

Биологические потребности и материальная деятельность человека не сводятся лишь к приготовлению и приему пищи. Они включают широкий спектр видов деятельности: уход за детьми, покупку товаров, уборку жилищ, ремонт домашней одежды, техники, активный отдых и т. д. Такие виды деятельности называют бытовыми. Это и есть та область жизнедеятельности человека, где наиболее полно находит применение сервисная деятельность в любом виде. Таким образом, услуги относятся к социальным элементам быта.

Сервисные предприятия удовлетворяют потребности населения с учетом индивидуальных запросов личности посредством предоставления услуг, где услуга выступает как единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению потребностей.

Круг потребностей определяется функциональными особенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности:

- освобождение человека от домашних дел (бытовых мелочей);

-увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития;

- формирование разумных потребностей людей путем воспитания у них культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т. п.;

В настоящее время потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических потребностей, процесс гуманизации экономического роста сопровождается ростом числа услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных и социальных запросов.

Современные услуги совершенствуются на основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций. Возник и стремительно утвердился на рынке ассортимент новых услуг, радикально обновляются традиционные виды услуг, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технологические барьеры в передаче многих услуг на расстоянии, новые технологии открывают для них мировой рынок.

Внутренними задачами развития предприятий сферы сервиса являются повышение качества услуг, повышение производительности и эффективности труда и дифференцирование деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 83; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.